Ход создания оэз и привлеченные в них резиденты
Итак, на начало 2011 года в соответствии с федеральным законом «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» было принято решение о создании в России 24 ОЭЗ: 4 промышленно-производственных, 4 технико-внедренческих, 13 туристско-рекреационных и 3 портовых.
Говорить о результатах создания ОЭЗ, решения по которым были приняты в 2010 году, конечно, бессмысленно, как, впрочем, и о портовых ОЭЗ, создаваемых по результатам конкурса субъектов РФ. Этот конкурс был проведен в 2008 году, однако формальные решения о создании ОЭЗ в виде постановлений Правительства РФ были приняты только в самом конце 2009 года. Вместе с тем сам факт затягивания более чем на год формального утверждения итогов конкурса уже свидетельствует о слабой проработанности вопросов создания портовых ОЭЗ. С момента начала создания других типов ОЭЗ прошло уже достаточно времени для подведения первых итогов их деятельности.
По данным Минэкономразвития России, на 1 января 2011 года в особых экономических зонах было зарегистрировано 257 инвестора или резидента ОЭЗ (таблица 3). Большая их часть – 195 – приходилось на технико-внедренческие ОЭЗ, что неудивительно: этот тип ОЭЗ связан с так называемый коммерциализацией научных разработок и ориентирован на привлечение некрупных инвесторов. Распределение резидентов по отдельным технико-внедренческим зонам напрямую эффективность ОЭЗ не характеризует, тем не менее их привлекательность для предпринимателей все же показывает. И, как видно, зоны в Дубне и Томске выглядят более успешными, нежели зоны в Москве и Санкт-Петербурге. Что же касается значения рассматриваемого типа ОЭЗ для инновационного развития страны, то на этот вопрос ответить пока сложно.
Таблица 3. Резиденты особых экономических зон на конец 2010 года
Особые экономические зоны | Число резидентов ОЭЗ |
Всего | 257 |
Промышленно-производственные ОЭЗ, в т.ч. | 31 |
– «Липецк» (Липецкая область) | 18 |
– «Алабуга» (Республика Татарстан) | 13 |
Технико-внедренческие ОЭЗ, в т.ч. | 195 |
– «Зеленоград (г. Москва) | 34 |
– «Дубна» (Московская область) | 71 |
– г. Санкт-Петербург | 37 |
– «Томск» (Томская область) | 53 |
Туристско-рекреационные ОЭЗ, в т.ч. | 31 |
– «Куршская коса» (Калининградская область) | 0 |
– «Гранд Спа Юца» (Ставропольский край) | 0 |
– «Алтайская долина» (Республика Алтай) | 9 |
– «Бирюзовая Катунь» (Алтайский край) | 13 |
– «Байкальская Гавань» (Республика Бурятия) | 9 |
– «Ворота Байкала» (Иркутская область) | 0 |
Источник: составлено по данным Минэкономразвития России
…
- 1. Общая характеристика федеральной региональной политики
- 1.1. Федеральная региональная политика в докризисный период: краткая история становления региональной политики в России
- Инструменты федеральной региональной политики
- 2. Инструменты федеральной региональной политики
- 2.1. Федеральные целевые и государственные программы развития регионов
- 2.2. Инвестиционный фонд Российской Федерации Основные особенности Инвестиционного фонда
- Поддержанные в рамках Инвестиционного фонда рф проекты Проекты общегосударственного значения
- Региональные инвестиционные проекты
- Итоги работы Инвестиционного фонда рф
- 2.4. Федеральная поддержка моногородов
- 3. Региональные аспекты общеэкономической политики: важнейшие примеры
- 3.1. Особые экономические зоны
- Становление института оэз в России
- Основные положения законодательства об оэз
- Выбор регионов для создания оэз
- Ход создания оэз и привлеченные в них резиденты
- 3.2. Поддержка инноваций в регионах
- Система инструментов федеральной инновационной политики с четкой региональной привязкой
- Программа создания технопарков в сфере высоких технологий
- Наукограды