logo search
gosy_otvety

22. Сущность и показатели результативности хозяйственной деятельности предприятия.

Показатель - это признак, характеризующий какую-либо одну сторону явления, действия, их количественную или качественную характеристику (сторону) или степень выполнения определенной задачи. Совокупность показателей, характеризующих деятельность предприятия, разделяют на: •Масштабные показатели - иллюстрируют достигнутый уровень предприятия (основные и оборотные фонды, уставной капитал и т. п.). •Абсолютные показатели - итоговая величина за интервал времени (оборот, прибыль, затраты т. п.). •Относительные показатели - отношение двух показателей из первых двух групп. •Структурные показатели - доля отдельных эле-ментов в итоговой сумме. •Приростные показатели - изменение показателей за период по отношению к начальному значению. Подавляющая часть финансовых показателей рассчитывается по данным баланса и отчета о прибылях и убытках; причем расчет может выполняться либо непосредственно по данным отчетности, либо при помощи агрегированного баланса. Выделяют следующие финансовые показатели оценки организации: •показатели имущественного положения; •показатели финансовой устойчивости; •показатели деловой активности; •показатели ликвидности; •показатели рентабельности. Единых нормативных критериев для оценки показателей деятельности предприятия не существует. Они зависят от многих факторов: отраслевой принадлежности, принципов кредитования, сложившейся структуры источников средств и др. Основными показателями, характеризующими имущественное положение организации являются актив и пассив. Финансовое положение может быть охарактеризовано как на краткосрочную, так и на долгосрочную перспективу. В первом случае говорят о ликвидности и платежеспособности коммерческой организации, во втором случае – о ее финансовой устойчивости. Показатели деловой активности используются для анализа текущей производственной и коммерческой деятельности предприятия. Для оценки уровня эффективности финансово-хозяйственной деятельности применяются показатели рентабельности, характеризующие прибыльность организации. Таким образом, практически всё финансовые показатели используют главный итоговый финансовый документ предприятия, которым является бухгалтерская отчетность. При всей своей важности они не всегда позволяют полно определить, насколько эффективно работает организация, ее подразделения, менеджеры или ключевые сотрудники. Успех бизнеса в традиционных областях часто основан на экономии за счет роста масштабов и/или объемов производства, и поэтому связан с эффективным распределением финансового и физического капитала, что хорошо поддается наблюдению и удачно контролируется с помощью финансовых показателей. Тем не менее, в наукоёмких отраслях всё важнее становится возможность мобилизовывать и эксплуатировать ресурсы, основанные на знаниях. Применение же ещё и нефинансовых показателей позволяет строить долгосрочные стратегии. Это означает, что финансовое будущее компании можно надежно прогнозировать, а ожиданиями инвестора – управлять досрочно, контролируя определенные нефинансовые индикаторы.

Ведь, рентабельность или прибыль компании не всегда свидетельствует о ее «здоровье» и успешности, т.к. финансовые показатели, базируясь на бухгалтерской отчетности, отражают эффективность деятельности компании в прошлом, не позволяя диагностировать и устранять проблемы в «режиме реального времени». Поэтому есть риск, что когда эти проблемы найдут свое отражение в финансовой отчетности, устранять их уже может быть поздно. То есть, ценность финансовых показателей для принятия стратегических управленческих решений значительно уменьшается. Кроме того, финансовые показатели позволяют оценить только те эффекты, которые можно выразить в денежном эквиваленте, то есть оценить непосредственный эффект. Однако не всегда существует возможность представить в денежном выражении абсолютно все преимущества, которые получает компания от реализации тех или иных мероприятий. К тому же финансовые показатели характеризуют лишь финансовые аспекты деятельности компании, но не позволяют раскрыть ряд других важных аспектов. Для оценки успеха и эффективности работы компании в условиях современного бизнеса также не менее важно знать степень лояльности клиентов и эффективность цепочки отношений с ними, определить инновационный потенциал компании и понимать, насколько квалифицированы и мотивированы сотрудники, а также многое другое. Тем не менее, получение доходов остается главной целью любого частного бизнеса. Поэтому, очень важно выбрать правильные финансовые и нефинансовые показатели, касающиеся и клиентов, и процессов, и развития, а регулярные финансовые отчёты и финансовые показатели должны по-прежнему играть значительную роль, напоминая руководству компании, что улучшенные качество, сроки выполнения, производительность и развитие новых продуктов являются средством достижения поставленных целей, но не самоцелью. Это даст положительный эффект тогда, когда активы организации будут использоваться на очень эффективном уровне.

Общая рентабельность производства (рентабельность предприятия) – отношение чистой прибыли к среднегодовой величине активов.

Рентабельность продукции — отношение (чистой) прибыли к полной себестоимости.

ROM = ЧП/Себестоимость *100 %

Рентабельность производства - отношение валовой прибыли к среднегодовой стоимости основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств (запасы товарно-материальных ценностей) без учета денежных средств.

Рентабельность основных средств — отношение (чистой) прибыли к величине основных средств.

ROFA = ЧП/Основные средства *100 %

Рентабельность продаж — прибыли от продаж к выручке.

ROS = Прибыль от продаж/Выручка *100 %

Рентабельность собственного капитала - отношение чистой прибыли к среднему за период размеру собственного капитала.

ROE = Чистая прибыль/Собственный капитал*100 %