49. Формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности
Инвестиционная деятельность выступает одним из главных рычагов развития экономики России. Состояние сегодняшней инвестиционной сферы России таково, что даже при самых благоприятных макроэкономических условиях и рыночной среде без активной государственной инвестиционной политики никакой прорыв ни в технологической, ни в структурной перестройке невозможен, без чего нельзя обеспечить устойчивый экономический рост.
Осуществление государственного регулирования инвестиционной деятельности на федеральном уровне невозможно без учета потребностей регионов России, необходимости их пропорционального развития. Кроме того, большинство регионов проводят собственную экономическую политику, ставят и достигают собственных целей экономического развития. Регулирование инвестиционной деятельности в регионах является частью экономической политики государства в целом и каждого из регионов в отдельности.
В настоящее время выделяют следующие методы государственного регулирования инвестиционной деятельности:
Прямые методы
1) целевые региональные программы развития промышленности, сельского хозяйства, др. отраслей;
2) региональные бюджетные, внебюджетные фонды;
3) прямые капитальные государственные вложения;
4) региональные стандарты и нормы;
5) квотирование;
6) лицензирование;
7) региональные контрольные пакеты акций;
8) региональная и муниципальная собственность;
9) стимулирование спроса и регулирование цен;
10)государственное финансирование НИОКР;
11) субсидирование затрат предприятий на патентование изобретений за рубежом
Косвенные методы
1) налоговые ставки и стимулирующее льготное налогообложение;
2) налоговые каникулы;
3) льготные ставки по ссудам;
4) кредитные меры стимулирования экспорта: - предоставление прямых экспортных кредитов; - рефинансирование экспортных кредитов; - страхование экспортных кредитов - государственные гарантии кредитов на развитие приоритетных с точки зрения развития региона производств;
5) инвестиционный налоговый кредит;
6) региональные и муниципальные займы;
7) платежи за использование региональных и муниципальных ресурсов;
8) платежи за загрязнение окружающей среды;
9) гарантии и льготы кредитным учреждениям региона, предоставляющим инвестиции в экономику региона.
Необходимость государственного регулирования инновационных процессов вызвана, в первую очередь, их возрастающим значением для экономики и общества в целом.
Выделяют следующие методы регулирования инновационной деятельности:
- Прямые методы
Прямые методы государственного регулирования инновационного процесса осуществляются преимущественно в двух формах: административно-ведомственной и программно-целевой. Административно-ведомственная форма проявляется в виде прямого финансирования, осуществляемого в соответствии со специальными законами, принимаемыми с целью непосредственного содействия инновациям. В системе прямых методов воздействия государства на инновационный процесс важное место занимают мероприятия, стимулирующие кооперацию промышленных предприятий в области нововведений и кооперацию университетов с промышленностью. Вторая из этих форм кооперации вызвана необходимостью, с одной стороны, доведения передовых научных идей до стадии их коммерческой реализации, с другой - создания условий для заинтересованности промышленности в финансировании исследований.
В этом направлении государственной инновационной политики проявляется ее ориентация на научную новизну промышленных инноваций, что нередко является вторичным при реализации интересов промышленных предприятий, решающих производственные и коммерческие задачи.
- Косвенные методы.
Состав, структура и содержание косвенных методов государственного регулирования инновационных процессов достаточно разнообразны.
К косвенным методам следует отнести налоговые льготы и скидки, кредитные льготы.
Эффективными при определенных условиях могут быть такие косвенные меры государственного регулирования инноваций, как кредитные льготы, т. е. предоставление кредитов (например, с низкой процентной ставкой) предприятиям, акционерным обществам и фирмам - потенциальным потребителям результатов инновационных разработок, нововведений.
Иначе говоря, инновационная деятельность представляет собой взаимосвязанную совокупность видов работ по созданию и распространению инноваций. Основными видами инновационной деятельности являются научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР); технологические работы, подготовка производства и проведение промышленных испытаний; приобретение патентов, лицензий и ноу-хау; инвестиционная деятельность, необходимая для реализации инновационных проектов; сертификация и стандартизация инновационных продуктов и изделий, необходимых для их изготовления; маркетинг и организация рынков сбыта инновационной продукции; подготовка и переподготовка кадров для инновационной деятельности и др.
- 2. Мировая экономика: понятие и природно-ресурсный потенциал мирового хозяйства.
- 4. Внешние и внутренние факторы функционирования национальной экономики.
- 5. Структура национальной экономики: понятие, типы, виды, пропорции.
- 6. Структура национальной хозяйственной системы по секторам и видам экономической деятельности понятие и основные элементы
- 7. Макроэкономические показатели национальной экономики. Ввп как интегральный показатель, характеризующий состояние национальной экономики.
- 3) По доходам как сумма первичных доходов (распределительный метод)
- 8 Основные социал. Эконом. Показатели национал. Экономики: классификация и характеристика.
- 9. Национальное богатство: понятие и подходы к оценке. Классификация нефинансовых и финансовых активов, входящих в состав национального богатства.
- 10. Система национального счетоводства: понятие, элементы модели снс, институциональные сектора снс и их функции.
- 11.Совокупный экономический потенциал национальной экономики: понятие, сущность, виды ресурсов.
- 13. Экономическая интеграция национальных хозяйственных систем: предпосылки, формы, и типы.
- 14. Экономическая безопасность национальной хозяйственной системы: определение, факторы, виды, показатели.
- 15.Региональная экономика: понятие, актуальность, основные задачи и методы региональных исследований.
- 17. Понятие и роль региональной инфраструктуры в экономике региона.
- 18.Потенциал территории: понятие, структура, основные способы оценки
- 19. Экономические основы деятельности некоммерческих организаций
- 20. Понятие общественных благ и роль общественного сектора в их создании.
- 21. Государственные и муниципальные нужды. Конкурсные и внеконкурсные способы их удовлетворения.
- 22. Сущность и показатели результативности хозяйственной деятельности предприятия.
- 23.Сущность и показатели финансовой устойчивости предприятия.
- 24. Себестоимость продукции и прибыль предприятия.
- 25. Цели, задачи и принципы организации маркетинговой деятельности предприятия.
- 26. Понятие госуправлеия нэ. Его объективная необходимость и сферы государственного вмешательства в хозяйственную среду.
- 27. Методы государственного управления нэ. Особенности их использования в трансформационной экономике России.
- 28. Государственное программно-целевое планирование: сущность, виды федеральных целевых программ, механизмы их формирования и реализации.
- 29. Финансовое обеспечение федеральных целевых программ. Частно-государственное партнерство в решении государственных задач и проблем.
- 30. Сущность, инструментарий и долгосрочные приоритеты денежно-кредитной политики рф.
- 31. Понятие, сущность и долгосрочные приоритеты бюджетной политики рф
- 32. Социально-экономическое прогнозирование в системе государственного регулирования национальной экономики: сущность, цели и основные макроэкономические показатели на долгосрочную перспективу.
- 33. Классификация социально - экономических прогнозов.
- 34. Классификация методов социально – экономического прогнозирования
- 35. Стратегическое планирование на макроуровне: сущность, цели и задачи. Виды макроэкономических стратегий.
- 36. Стратегическое планирование на микроуровне: сущность, цели и задачи. Методы и технология разработки стратегической программы предприятия.
- 37. Сущность и виды инноваций. Роль инноваций в развитии мирового сообщества.
- 38. Необходимость, цели, задачи, индикаторы инновационного социально-ориентированного типа развития России на долгосрочную перспективу.
- 39. Особенности развития науки, бизнеса, государства в рамках стратегии инновационного развития рф на период до 2020 года.
- 40. Формирование в России национальной инновационной системы: необходимость, цель, задачи, сущность и структура
- 41. Система управления инновациями на предприятии. Виды инновационных стратегий развития товаропроизводства.
- 42. Бизнес-планирование инновационной деятельности: необходимость, цели, структура бизнес-плана, возможные инвесторы и пути их привлечения.
- 43. Концептуальная основа антикризисного управления.Виды антикризисных процедур и их характеристики
- 44 Понятие сущность и основные методы оценки вероятности банкротства.
- 45. Анализ внешних и внутренних факторов кризисного состояния предприятия. Основные этапы разработки антикризисной стратегии .
- 46.Сущность,классификация, и жизненный цикл инвестиционного проекта
- 47. Способы оценки эффективности инвестиционного проекта
- 48.Понятие,обекты,субъекты инвестиционнойс деятельности и факторы,влияющие на ее эффективность.
- 49. Формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности
- 50. Сущность, признаки и виды предпринимательской деятельности. Формы и методы государственной поддержки предпринимательства.
- 51. Основы конституционного строя Российской Федерации.
- 52.Структура государственной власти.Принцип разделения властей.
- 53.Современная национальная правовая системаструктура источники
- 54. Административные правоотношения: понятие, сущность, участники.
- 55. Понятие, признаки, административной ответсвтенности физ юр и должностных лиц.
- 56.Основы административно-правового статуса государственных служащих.Дисциплинарная ответственность госслужащих.
- 57. Трудовые споры и порядок их разрешения.
- 58. Трудовой договор: понятие, содержание, основания заключения и изменения.
- Глава 13 "Прекращение трудового договора" тк рф устанавливает основания и порядок прекращения трудового договора.
- 59. Материальная ответственность сторон трудовых правоотношений.
- Раздел XI, глава 37, ткрф устанавливает материальную отв-ть как работника перед работодателем, так и наоборот. Ст 232-233Глава 38, ст 234-237Глава 39, ст 238-239Ст 243
- 60. Понятие, признаки и классификация юридических лиц. Правоспособность юридического лица.
- 61. Понятие и виды гражданско-правовой ответственности. Условия гражданско-правовой ответственности.
- 62. Понятие права собственности.Содержание правомочия собственника.
- 63.Понятие признаки классификация сделок.Форма сделки.
- Классификация сделок.
- 64. Гражданско-правовой договор: понятие,существенные условия.Заключ договора.
- 65. Стадии арбитражного процесса: понятие, виды, назначение.
- 66. Доказательство в арбитражном процессе: понятие, виды, обязательные признаки.
- 67. Правовые основы организации системы налогов и сборов рф. Специальные налоговые режимы.
- 68. Правовые основы налогового контроля в рф.Виды и сущность налоговых проверок
- 69. Налоговые правонарушения и преступления.
- Общие положения об ответственности за совершение налоговых правонарушений
- 70. Преступления в сфере эконом деятельности:категории виды пределы ответственности.
- 71. Понятия цели задачи виды общественной экспертизы.
- 72. Участие гражданского общества в общественной экспертизе законодательства.
- 73. Технология общественной экспертизы законодательства
- 74. Формы и способы защиты прав и законных интерессов предпринимателей.
- 75. Государственная регистрация ип.Лицензирование деятельности.