38. Необходимость, цели, задачи, индикаторы инновационного социально-ориентированного типа развития России на долгосрочную перспективу.
Россия становится на инновационные рельсы, переходит к качественно новому этапу своего развития - инновационному. Переход России к новому этапу экономического развития предполагает учет высших мировых достижений научно-технического прогресса в соединении с национальной конкретно-исторической спецификой страны, ее экономики и особенностями ее современных проблем.
Инновационный тип экономического развития (ИТЭР) представляет собой совокупность максимально благоприятных условий для предпринимательской инициативы, повышения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности российских частных компаний, расширения их способности к работе на открытых глобальных рынках в условиях жесткой конкуренции. Государство может создать необходимые условия и стимулы для развития бизнеса, но не должно подменять бизнес собственной активностью.
Инновационный социально - ориентированный тип развития (ИСОТР) – это либеральная стратегия развития социо-экономической системы, которая характеризуется рядом социально-экономических факторов перечисленных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года – это один из основополагающих организационных документов инновационного развития реальной экономики России, что подтверждается целью документа: определение путей и способов обеспечения в долгосрочной перспективе (2008 - 2020 г.) устойчивого повышения благосостояния российских граждан, национальной безопасности, динамичного развития экономики, укрепления позиций России в мировом сообществе.
Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года разработана на основе положений Концепции в соответствии с Федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике".
Стратегия призвана ответить на стоящие перед Россией вызовы и угрозы в сфере инновационного развития, определить цели, приоритеты и инструменты государственной инновационной политики. Вместе с тем Стратегия задает долгосрочные ориентиры развития субъектам инновационной деятельности, а также ориентиры финансирования сектора фундаментальной и прикладной науки и поддержки коммерциализации разработок.
Стратегия, опираясь на положительные результаты, достигнутые в реализации инновационной политики в предыдущие годы, корректирует ее наиболее существенные недостатки, а также учитывает новые направления политики поддержки инноваций, сформированные в последние годы.
Стратегия детализирует положения Концепции в части инновационной политики.
IV. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ СТРАТЕГИИ. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ
1. Цель Стратегии. Целью Стратегии является перевод к 2020 году экономики России на инновационный путь развития. Общий экономический рост и темпы инновационного развития при этом будут все более взаимосвязаны. С одной стороны, инновационное развитие превратится в основной источник экономического роста в результате повышения производительности труда и эффективности производства во всех секторах экономики, расширения рынков и повышения конкурентоспособности продукции, создания новых отраслей, наращивания инвестиционной активности, роста доходов населения и объемов потребления. Предполагается, что инновационное развитие обеспечит дополнительные 0,8 процентных пункта ежегодного экономического роста сверх инерционного сценария развития начиная с 2015 года. С другой стороны, экономический рост расширит возможности для появления новых продуктов и технологий, позволит государству увеличить инвестиции в развитие человеческого капитала (прежде всего в образование и фундаментальную науку), а также в поддержку инноваций, что окажет мультиплицирующее воздействие на темпы инновационного развития.
2. Основные задачи Стратегии
Основными задачами Стратегии являются:
развитие кадрового потенциала в сфере науки, образования, технологий и инноваций;
повышение инновационной активности бизнеса и ускорение появления новых инновационных компаний;
максимально широкое внедрение в деятельность органов государственного управления современных инновационных технологий;
формирование сбалансированного и устойчиво развивающегося сектора исследований и разработок;
обеспечение открытости национальной инновационной системы и экономики, а также интеграции России в мировые процессы создания и использования нововведений;
активизация деятельности по реализации инновационной политики, осуществляемой органами государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальными образованиями.
Решение задачи развития кадрового потенциала в сфере науки, образования, технологий и инноваций включает в себя осуществление следующих мероприятий:
создание эффективных материальных и моральных стимулов для притока наиболее квалифицированных специалистов, активных предпринимателей, творческой молодежи в сектора экономики, определяющие ее инновационное развитие, а также в обеспечивающие это развитие образование и науку;
повышение восприимчивости населения к инновациям - инновационным продуктам и технологиям;
увеличение численности инновационных предпринимателей;
создание в обществе атмосферы терпимости к риску;
пропаганда инновационного предпринимательства и научно-технической деятельности;
адаптация системы образования с целью формирования у населения с детства необходимых для инновационного общества и инновационной экономики знаний, компетенций, навыков и моделей поведения, а также формирование системы непрерывного образования.
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (раздел 8, п. 3) Инновационное развитие экономики будет сопровождаться активными структурными сдвигами, поддерживаемыми значительным повышением эффективности использования ресурсов. Доля инновационного сектора в валовом внутреннем продукте повысится с 10,9 процента в 2007 году до 18 процентов в 2020 году (в ценах 2007 года) при снижении доли нефтегазового сектора с 18,7 процента до 11 процентов.
Такое изменение структуры экономики будет обеспечиваться ростом инновационной активности и поддерживаться повышением расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (за счет всех источников финансирования) - до 2,2 процента валового внутреннего продукта в 2015 году и 3 процентов валового внутреннего продукта в 2020 году, на образование - до 6,4 процента валового внутреннего продукта в 2015 году и 7 процентов валового внутреннего продукта в 2020 году (в том числе государственные расходы достигают 5,5 процента валового внутреннего продукта). При этих параметрах развития экономики знаний Россия становится не только достаточно конкурентоспособной по сравнению с европейскими и азиатскими партнерами, но и обеспечивается комплексное развитие национальной инновационной системы.
- 2. Мировая экономика: понятие и природно-ресурсный потенциал мирового хозяйства.
- 4. Внешние и внутренние факторы функционирования национальной экономики.
- 5. Структура национальной экономики: понятие, типы, виды, пропорции.
- 6. Структура национальной хозяйственной системы по секторам и видам экономической деятельности понятие и основные элементы
- 7. Макроэкономические показатели национальной экономики. Ввп как интегральный показатель, характеризующий состояние национальной экономики.
- 3) По доходам как сумма первичных доходов (распределительный метод)
- 8 Основные социал. Эконом. Показатели национал. Экономики: классификация и характеристика.
- 9. Национальное богатство: понятие и подходы к оценке. Классификация нефинансовых и финансовых активов, входящих в состав национального богатства.
- 10. Система национального счетоводства: понятие, элементы модели снс, институциональные сектора снс и их функции.
- 11.Совокупный экономический потенциал национальной экономики: понятие, сущность, виды ресурсов.
- 13. Экономическая интеграция национальных хозяйственных систем: предпосылки, формы, и типы.
- 14. Экономическая безопасность национальной хозяйственной системы: определение, факторы, виды, показатели.
- 15.Региональная экономика: понятие, актуальность, основные задачи и методы региональных исследований.
- 17. Понятие и роль региональной инфраструктуры в экономике региона.
- 18.Потенциал территории: понятие, структура, основные способы оценки
- 19. Экономические основы деятельности некоммерческих организаций
- 20. Понятие общественных благ и роль общественного сектора в их создании.
- 21. Государственные и муниципальные нужды. Конкурсные и внеконкурсные способы их удовлетворения.
- 22. Сущность и показатели результативности хозяйственной деятельности предприятия.
- 23.Сущность и показатели финансовой устойчивости предприятия.
- 24. Себестоимость продукции и прибыль предприятия.
- 25. Цели, задачи и принципы организации маркетинговой деятельности предприятия.
- 26. Понятие госуправлеия нэ. Его объективная необходимость и сферы государственного вмешательства в хозяйственную среду.
- 27. Методы государственного управления нэ. Особенности их использования в трансформационной экономике России.
- 28. Государственное программно-целевое планирование: сущность, виды федеральных целевых программ, механизмы их формирования и реализации.
- 29. Финансовое обеспечение федеральных целевых программ. Частно-государственное партнерство в решении государственных задач и проблем.
- 30. Сущность, инструментарий и долгосрочные приоритеты денежно-кредитной политики рф.
- 31. Понятие, сущность и долгосрочные приоритеты бюджетной политики рф
- 32. Социально-экономическое прогнозирование в системе государственного регулирования национальной экономики: сущность, цели и основные макроэкономические показатели на долгосрочную перспективу.
- 33. Классификация социально - экономических прогнозов.
- 34. Классификация методов социально – экономического прогнозирования
- 35. Стратегическое планирование на макроуровне: сущность, цели и задачи. Виды макроэкономических стратегий.
- 36. Стратегическое планирование на микроуровне: сущность, цели и задачи. Методы и технология разработки стратегической программы предприятия.
- 37. Сущность и виды инноваций. Роль инноваций в развитии мирового сообщества.
- 38. Необходимость, цели, задачи, индикаторы инновационного социально-ориентированного типа развития России на долгосрочную перспективу.
- 39. Особенности развития науки, бизнеса, государства в рамках стратегии инновационного развития рф на период до 2020 года.
- 40. Формирование в России национальной инновационной системы: необходимость, цель, задачи, сущность и структура
- 41. Система управления инновациями на предприятии. Виды инновационных стратегий развития товаропроизводства.
- 42. Бизнес-планирование инновационной деятельности: необходимость, цели, структура бизнес-плана, возможные инвесторы и пути их привлечения.
- 43. Концептуальная основа антикризисного управления.Виды антикризисных процедур и их характеристики
- 44 Понятие сущность и основные методы оценки вероятности банкротства.
- 45. Анализ внешних и внутренних факторов кризисного состояния предприятия. Основные этапы разработки антикризисной стратегии .
- 46.Сущность,классификация, и жизненный цикл инвестиционного проекта
- 47. Способы оценки эффективности инвестиционного проекта
- 48.Понятие,обекты,субъекты инвестиционнойс деятельности и факторы,влияющие на ее эффективность.
- 49. Формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности
- 50. Сущность, признаки и виды предпринимательской деятельности. Формы и методы государственной поддержки предпринимательства.
- 51. Основы конституционного строя Российской Федерации.
- 52.Структура государственной власти.Принцип разделения властей.
- 53.Современная национальная правовая системаструктура источники
- 54. Административные правоотношения: понятие, сущность, участники.
- 55. Понятие, признаки, административной ответсвтенности физ юр и должностных лиц.
- 56.Основы административно-правового статуса государственных служащих.Дисциплинарная ответственность госслужащих.
- 57. Трудовые споры и порядок их разрешения.
- 58. Трудовой договор: понятие, содержание, основания заключения и изменения.
- Глава 13 "Прекращение трудового договора" тк рф устанавливает основания и порядок прекращения трудового договора.
- 59. Материальная ответственность сторон трудовых правоотношений.
- Раздел XI, глава 37, ткрф устанавливает материальную отв-ть как работника перед работодателем, так и наоборот. Ст 232-233Глава 38, ст 234-237Глава 39, ст 238-239Ст 243
- 60. Понятие, признаки и классификация юридических лиц. Правоспособность юридического лица.
- 61. Понятие и виды гражданско-правовой ответственности. Условия гражданско-правовой ответственности.
- 62. Понятие права собственности.Содержание правомочия собственника.
- 63.Понятие признаки классификация сделок.Форма сделки.
- Классификация сделок.
- 64. Гражданско-правовой договор: понятие,существенные условия.Заключ договора.
- 65. Стадии арбитражного процесса: понятие, виды, назначение.
- 66. Доказательство в арбитражном процессе: понятие, виды, обязательные признаки.
- 67. Правовые основы организации системы налогов и сборов рф. Специальные налоговые режимы.
- 68. Правовые основы налогового контроля в рф.Виды и сущность налоговых проверок
- 69. Налоговые правонарушения и преступления.
- Общие положения об ответственности за совершение налоговых правонарушений
- 70. Преступления в сфере эконом деятельности:категории виды пределы ответственности.
- 71. Понятия цели задачи виды общественной экспертизы.
- 72. Участие гражданского общества в общественной экспертизе законодательства.
- 73. Технология общественной экспертизы законодательства
- 74. Формы и способы защиты прав и законных интерессов предпринимателей.
- 75. Государственная регистрация ип.Лицензирование деятельности.