3.3. Расходы на социальное обеспечение и социальную защиту
населения 3.3.1. Государственные внебюджетные фонды Российской Федерации.
Одним из направлений использования общественных фондов потребления, бюджетных средств является содержание нетрудоспособных и престарелых граждан, оказание материальной помощи отдельным группам населения (пенсионерам, одиноким матерям, семьям, потерявшим кормильца, многодетным семьям и др).
Объем средств, выделяемых на социальную защиту граждан, зависит от уровня экономического развития страны, состояния сферы материального производства. Источником формирования фондов, из которых финансируются мероприятия по социальной защите населения, является национальный доход, созданный трудоспособными гражданами и прошедший перераспределение через бюджетную систему и внебюджетные фонды.
Государственный внебюджетный фонд — фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование и обеспечение, охрану здоровья и медицинскую помощь.
Правовой основой образования государственных социальных целевых фондов является, прежде всего, Конституция Российской Федерации, Трудовой и Бюджетный кодексы РФ. Право на социальное обеспечение граждан России записано в ст. 39 Конституции Российской Федерации: "Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом".
В соответствии со ст. 144 БК РФ государственными внебюджетными фондами Российской Федерации являются:
Пенсионный фонд Российской Федерации;
Фонд социального страхования Российской Федерации;
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Мобилизуемые в бюджет и внебюджетные фонды денежные средства позволяют государству осуществлять социальную политику.
Средства государственных целевых внебюджетных фондов, созданных в соответствии с законодательством, являются финансовыми гарантиями конституционного права граждан России на социальную защиту в случае старости, болезни, неблагоприятного социального и экономического положения некоторых групп населения.
Бюджетные ассигнования — один из важных источников подпитки изучаемых нами социальных фондов. Бюджетные средства поступают в эти фонды главным образом в виде взносов предприятий, учреждений и организаций за работающих в них граждан. Во внебюджетные фонды могут также направляться бюджетные дотации, субвенции, субсидии.
Из Федерального бюджета финансируются:
комплекс мероприятий по социальной защите населения;
выплата пенсий военнослужащим, компенсация Пенсионному фонду Российской Федерации расходов по выплате государственных пенсий и пособий, подлежащих финансированию в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет Федерального бюджета;
финансирование Федеральных программ: «Дети-сироты», «Дети-инвалиды», «Дети Севера», «Планирование семьи», «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», «Организация летнего отдыха детей» и др.
Основной объем бюджетных средств, направляемых на социальную защиту населения, проходит через региональные и местные бюджеты. Эти средства используются:
• на строительство и содержание домов-интернатов для
престарелых и инвалидов;
на обеспечение инвалидов средствами передвижения, протезами;
на их обучение и трудовое устройство;
на оказание им санаторно-курортной помощи;
на социальную помощь малоимущим, многодетным семьям,
одиноким матерям;
• на проведение молодежной политики и др.
Кроме бюджетных ресурсов, территориальные органы исполнительной власти используют для оказания материальной помощи населению средства, мобилизуемые в региональные и местные внебюджетные фонды. За счет средств этих фондов решаются жилищно-коммунальные проблемы пенсионеров и малоимущих граждан, проведение оздоровительных кампаний для детей, мероприятий для молодежи и др.
Планирование бюджетных ассигнований ведется
финансовыми органами по видам мероприятий. Расходы на пенсии, пособия планируются исходя из среднегодового числа получателей и среднего расхода на одного получателя. При этом используются статистические данные органов Министерства труда и социального развития Российской Федерации, демографические расчеты и утвержденные размеры пенсий и пособий.
Расходы на содержание домов-интернатов планируются по числу мест в них и среднегодовому расходу на одного человека.
Расходы на заработную плату работников социальных учреждений рассчитываются по штатному расписанию этих учреждений и ставкам заработной платы, установленным для бюджетных учреждений.
Основным недостатком, на наш взгляд, расходов на социальную помощь является их безадресность, и попытка при имеющихся ограниченных ресурсах помочь всем понемногу, в то время, как необходимо помогать особо нуждающимся и в ощутимых размерах.
- Глава 1 Основные направления развития бюджетной системы Российской Федерации. Этапы бюджетной реформы
- 1.1. Формирование понятийного аппарата категории «бюджет»
- 1.2. Основные принципы бюджетной системы Российской Федерации
- Глава 2 Бюджетная классификация Российской Федерации
- 2.1. Назначение бюджетной классификации
- 2.2. Указания о порядке использования бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденной приказом
- 2.2.1. Классификация доходов бюджетов
- 2.2.2. Классификация расходов бюджетов
- Раздел 0500 «Жилищно-коммунальное хозяйство» состоит из пяти подразделов и аккумулирует расходы на обеспечение деятельности и поддержание жилищно-коммунальной отрасли экономики.
- Раздел 0700 «Образование» состоит из девяти подразделов и аккумулирует расходы на целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства.
- 2.5.4. Классификация операций сектора государственного
- Глава 3
- Бюджетное прогнозирование и планирование как средство
- Совершенствования развития социально-экономических
- Процессов в Российской Федерации.
- 3.1. Теоретическое положение бюджетного прогнозирования и планирования. Необходимость, цели, основные принципы, методы, классификация принципов, субъекты и объекты, основные показатели
- Планирования
- 3.2. Разработка прогнозов и программ социально-экономического развития
- 3.3. Расходы на социальное обеспечение и социальную защиту
- 3.3.2. Порядок составления, представления и утверждения бюджетов государственных внебюджетных фондов
- 3.3.3. Пенсионный фонд Российской Федерации
- 3.3.3.1.0 Трудовых пенсиях
- 3.3.3.2. Софинансирование для формирования пенсионных накоплений
- 3.3.4. Фонд социального страхования Российской Федерации
- 3.3.5. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации
- Глава 4 Бюджетная политика.
- 4.1. Теоретические положения бюджетной политики рф
- 4.2. Бюджетное послание президента - основа бюджетной политики
- Контрольные вопросы
- Глава 5 Бюджетный процесс
- 5.1. Теоретические положения бюджетного процесса
- Глава 6 Бюджетный контроль.
- 6.1. Основные понятия и определения бюджетного контроля.