1.1. Формирование понятийного аппарата категории «бюджет»
Достаточно часто мы слышим высказывания специалистов о роли бюджета в развитии нашего общества, о проблемах бюджетного устройства в Российской Федерации, мы слышим высказывания о необходимости формирования доходной части бюджета в конкретной сумме. Юристы, также рассуждая о правовых коллизиях в бюджетной сфере, оперируют понятием бюджет. Зададимся следующим вопросом: Так ли многогранно понятие бюджет или оно имеет один смысл?
Возьмем стандартное определение понятия бюджет из ст.6 БК РФ.
Бюджет - это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Иначе, бюджет это форма образования и расходования фонда денежных средств. Так законодатели видят содержание понятия бюджет. При помощи бюджетных отношений государство и муниципальные образования прогнозируют, планируют, формируют, используют, капитализируют и контролируют финансовые ресурсы необходимые им для выполнения своих целей, задач и функций.
В экономическом аспекте бюджет - это совокупность денежных отношений, которые возникают между государством и другими субъектами в связи с прогнозированием, планированием, формированием, использованием, капитализацией и контролем бюджетных средств необходимых для реализации государственными органами своих функций.
В материальном аспекте бюджет представляет собой централизованный денежный фонд.
В юридическом аспекте бюджет - это основной финансовый план образования, распределения и использования централизованного денежного фонда государства или муниципального образования.
Таким образом, мы видим, как многоаспектно понятие "бюджет". Согласно п. 4 ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации средства государственного бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют соответственно государственную казну Российской Федерации или субъекта Российской Федерации.
Вместе с тем, бюджет является частью казны государства или субъекта.
Средства местного бюджета отнесены к объектам муниципальной собственности и соответственно являются составной частью муниципальной казны.
В соответствии со ст. 71 Конституции Российской Федерации федеральный бюджет находится в ведении Российской Федерации. Бюджету государства придается высшая юридическая сила, он утверждается в форме федерального закона. Так на 2012 год федеральный бюджет утвержден законом "О федеральном бюджете на 20012 год и на плановый период 2013-2014 годов" от 30.11.2011 года №371-ФЗ.
Местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления (решений).
Таким образом, получив правовую форму, бюджет приобретает и юридическое значение. В упомянутых правовых актах на конкретный отрезок времени определяются права и обязанности Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований на получение, распределение и использование средств.
Приведем пример бюджета Российской Федерации на 2012-2014 гг.
Таблица 1. 1. «Основные характеристики ФБ на 2012 и плановый период 2013 и 2014 годов» (с учетом изменений в редакции от 28.07.2012 года № 127-ФЗ).
№ п/п | Наименование показателя | 2012 | 2013 | 2014 | ||
(млрд.руб.) | (млрд.руб.) | Прирост в % к предыд. году | (млрд.руб.) | Прирост в % к предыд. году | ||
1 | ВВП | 60590,0 | 64803,0 | 106,95% | 72499,0 | 111,9% |
2 | Инфляция | 6,0% | 5,5% | -0,50% | 5,0% | -0,5% |
3 | Прогнозируемый объем доходов ФБ | 12677,0 | 12706,0 | 100,23% | 14092,0 | 110,9% |
4 | Прогнозируемый объем расходов | 12745,0 | 13730,0 | 107,73% | 14582,0 | 106,2% |
5 | Верхний предел госуд. внутр. долга | 5462,0 | 7873,0 | 144,14% | 9222,0 | 117,1% |
6 | Верхний предел госуд. внеш. долга | 56,4 долл, 41,9 евро | 59,4 долл, 42,4 евро | 105,30% | 69,0 долл, 49,3 евро | 116,2% |
7 | Прогнозируемый дефицит ФБ | 68,0 | 1025,0 | 1507,35% | 491,0 | 47,9% |
Если продолжать исследовать многоаспектность содержания понятия бюджет, то можно отметить, что бюджет встроен в систему бюджетных отношений, определяющих бюджетное устройство государства.
Под бюджетным устройством понимается организация бюджетной системы страны и государственного бюджета, регламентируемая законодательно-нормативной базой, определяющей порядок взаимодействия участников бюджетного процесса, их полномочия, а также перечень контролируемых бюджетных показателей, характеризующих качество экономического развития общества.
Многими экономистами понятие «бюджетная система» представляется как совокупность бюджетов государства, административно-территориальных образований или как основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность Федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
На наш взгляд, с понятием «бюджетная система» происходит реинфикация (овеществление), что означает исторически преходящую форму социальных отношений, при которых отношения между людьми принимают видимость отношений между вещами. Овеществление порождает деперсонификацию человека, происходит наделение вещи свойствами субъекта (персонификация).
Не надо забывать, что понятия «бюджетная система» и «система бюджетов» не тождественны, как не тождественны понятия «финансовая система» и «система финансов». Понятие «система бюджетов» определяет бюджетные отношения, возникающие по поводу прогнозирования, планирования, формирования, использования, аккумулирования и контроля централизованных и внебюджетных фондов денежных средств федерального бюджета Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов МО с целью устойчивого экономического развития соответствующей территории.
Бюджетная система Российской Федерации - это система бюджетных органов, сформированная государством, регулируемая законодательно-нормативными актами и реализующая денежные отношения при прогнозировании, планировании, формировании исполнении, аккумулировании и контроле Федерального, региональных и местных бюджетов.
Бюджетное устройство бюджетной системы - это организация бюджетной системы, опирающаяся на определенные принципы, соответствующие бюджетной политике государства, законодательно-нормативную базу, регламентирующую взаимоотношения бюджетных субъектов.
Становление российской системы бюджетов шло параллельно с проведением экономической реформы. Новая концепция бюджетного устройства России, предусматривающая ее значительную децентрализацию, обеспечивалась принятием ряда законодательных актов, регламентирующих расширение демократических принципов построения бюджетной системы и усиление территориальных аспектов управления. Важным этапом в реорганизации бюджетной системы страны стал принятый в 1991 г. Закон «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР». В соответствии с этим законом под бюджетным устройством понимается организация бюджетной системы и принципы её построения. Большое значение для развития бюджетов субъектов Российской Федерации имел Закон Российской Федерации от 15 апреля 1993 г. № 4807-1 «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления». Этот закон определил права субъектов Российской Федерации, а также местных территориальных образований в лице их законодательных (представительных) и исполнительных органов власти на получение доходов в соответствующие бюджеты, расходование средств этих бюджетов, определил взаимоотношения указанных органов в бюджетном процессе. Закон установил также общие принципы составления, рассмотрения проектов бюджетов, утверждения и исполнения бюджетов, формирования и использования внебюджетных фондов в целях финансового обеспечения социально-экономического развития национально-государственных и административно-территориальных образований. Таким образом, в бюджетной системе концентрируется часть НД, которая направляется на потребности общего назначения: экономические и социальные программы, обеспечение обороноспособности государства, на управление и т.д.
В систему бюджетов Российской Федерации как самостоятельные части входят:
- федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
- бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
- местные бюджеты (в том числе бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
- бюджеты городских и сельских поселений.
Свод бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации на соответствующий год представляет собой консолидированный бюджет Российской Федерации (рис. 1.1).
Рис. 1.1 Структура консолидированного бюджета Российской Федерации
Консолидированный бюджет Российской Федерации
Федеральный бюджет Консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации
Региональный бюджет Местный бюджет
Городские бюджеты (муниципальных районов) Консолидированный бюджет сельских районов (городских округов, городских и сельских поселений)
Понятия «местные бюджеты», «бюджеты муниципальных образований», «бюджеты органов местного самоуправления» на практике считаются тождественными.
- Глава 1 Основные направления развития бюджетной системы Российской Федерации. Этапы бюджетной реформы
- 1.1. Формирование понятийного аппарата категории «бюджет»
- 1.2. Основные принципы бюджетной системы Российской Федерации
- Глава 2 Бюджетная классификация Российской Федерации
- 2.1. Назначение бюджетной классификации
- 2.2. Указания о порядке использования бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденной приказом
- 2.2.1. Классификация доходов бюджетов
- 2.2.2. Классификация расходов бюджетов
- Раздел 0500 «Жилищно-коммунальное хозяйство» состоит из пяти подразделов и аккумулирует расходы на обеспечение деятельности и поддержание жилищно-коммунальной отрасли экономики.
- Раздел 0700 «Образование» состоит из девяти подразделов и аккумулирует расходы на целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства.
- 2.5.4. Классификация операций сектора государственного
- Глава 3
- Бюджетное прогнозирование и планирование как средство
- Совершенствования развития социально-экономических
- Процессов в Российской Федерации.
- 3.1. Теоретическое положение бюджетного прогнозирования и планирования. Необходимость, цели, основные принципы, методы, классификация принципов, субъекты и объекты, основные показатели
- Планирования
- 3.2. Разработка прогнозов и программ социально-экономического развития
- 3.3. Расходы на социальное обеспечение и социальную защиту
- 3.3.2. Порядок составления, представления и утверждения бюджетов государственных внебюджетных фондов
- 3.3.3. Пенсионный фонд Российской Федерации
- 3.3.3.1.0 Трудовых пенсиях
- 3.3.3.2. Софинансирование для формирования пенсионных накоплений
- 3.3.4. Фонд социального страхования Российской Федерации
- 3.3.5. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации
- Глава 4 Бюджетная политика.
- 4.1. Теоретические положения бюджетной политики рф
- 4.2. Бюджетное послание президента - основа бюджетной политики
- Контрольные вопросы
- Глава 5 Бюджетный процесс
- 5.1. Теоретические положения бюджетного процесса
- Глава 6 Бюджетный контроль.
- 6.1. Основные понятия и определения бюджетного контроля.