logo
1часть

3.3.5. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации

Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) учрежден в соответствии с законом Российской Федерации от 28.06.1991 г. № 1499-1 «О медицинском страховании граждан Российской Федерации», который был введен в полном объеме с 1.01.1993 г.

Обязательное медицинское страхование являлся составной частью государственного социального страхования и призвано обеспечить гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объемах и на условиях соответствующих программ. Средства ФОМС находятся в государственной собственности.

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования реализует государственную политику в области обязательного медицинского страхования граждан и действует в соответствии с Уставом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 1998 г. №857 (в ред. Постановлений Правительства Российской Федерации от 16.12.2004 N 795, от 30.12.2006 N861)

Основными задачами ФОМС являются:

1) финансовое обеспечение установленных законодательством Российской Федерации прав граждан на медицинскую помощь за счет средств обязательного медицинского страхования в целях, предусмотренных Законом Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации";

2) обеспечение финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования и создание условий для выравнивания

объема и качества медицинской помощи, предоставляемой гражданам на всей территории Российской Федерации в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования;

3) аккумулирование финансовых средств Федерального фонда для обеспечения финансовой стабильности системы обязательного медицинского страхования.

В целях выполнения основных задач Федеральный фонд реализует следующие функции:

1) осуществляет выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования;

2) разрабатывает и в установленном порядке вносит предложения о размере взносов на обязательное медицинское страхование;

3) осуществляет в соответствии с установленным порядком аккумулирование финансовых средств Федерального фонда;

4) выделяет в установленном порядке средства территориальным фондам обязательного медицинского страхования, в том числе на безвозвратной и возвратной основе, для выполнения территориальных программ обязательного медицинского страхования;

  1. осуществляет совместно с территориальными фондами обязательного медицинского страхования и органами Государственной налоговой службы Российской Федерации контроль за своевременным и полным перечислением страховых взносов (отчислений) в фонды обязательного медицинского страхования;

  2. осуществляет совместно с территориальными фондами обязательного медицинского страхования контроль за рациональным использованием финансовых средств в системе обязательного медицинского страхования, в том числе путем проведения соответствующих ревизий и целевых проверок;

7) осуществляет в пределах своей компетенции организационно- методическую деятельность по обеспечению функционирования системы обязательного медицинского страхования;

8) вносит в установленном порядке предложения по совершенствованию законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам обязательного медицинского страхования;

Становление России как социально ориентированного государства предполагает развитие новых, адекватных современным условиям институтов социальной сферы в дополнение к прежней системе социального обеспечения.

Одной из таких структур является система социального об­служивания населения, предоставляющая населению - престарелым, инвалидам, многодетным, неполным и молодым семьям, другим категориям нуждающихся граждан - бесплатно или на льготных условиях виды социальных услуг.

Такая деятельность осуществляется через сеть сложившихся учреждений: домов-интернатов, социальных приютов, социально-реабилитационных центров и т.п. и посредством создания новых форм социального обслуживания социальных центров, телефонов доверия, служб срочной психологической помощи и поддержки и др.

Программно-целевой принцип реализации социальной полити­ки является приоритетным. Для этого разрабатывается ряд программ, например, Федеральные программы «Молодежь России», «Планирование семьи», «Дети-сироты» «Дети-инвалиды» и др., основной целью которых является создание организационных, правовых и экономических механизмов реализации социальной политики.

В настоящее время во многих субъектах Российской Федерации приняты законодательные акты о социальных стандартах, в соответствии с которыми каждому жителю предоставляется гарантированный минимальный перечень жилищно-бытовых, социально-культурных услуг, представленных в денежном или натуральном выражении.

При этом главными должны стать мероприятия по поддержке наименее защищенных слоев населения с соответствующим разграничением ответственности между Федеральными и терри­ториальными органами власти и местного самоуправления.

В дальнейшем по мере проведения реформ в системе социальной защиты населения будет разработана нормативная база для формирования бюджетов на основе государственных минимальных социальных стандартов. Предоставление социальных услуг будет осуществляться на конкурсной и лицензионной основе при увеличении объема бесплатных и субсидированных социальных услуг.

Значительные изменения внесены в систему социальных пособий и льгот, пенсионное обеспечение и социальное страхование.

Главными направлениями в реформировании фондов соци­ального страхования являются:

- пересмотр некоторых условий отдельных выплат по болезни, беременности и родам;

- постепенный переход к финансированию пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей в пределах 1,5% фонда заработной платы с возмещением расходов, превышающих этот уровень;

- отказ от субсидирования санаторно-курортных мероприятий (не предусматривается финансирование из бюджета путевок на лечение наименее обеспеченных категорий населения через местные органы социальной защиты);

- перевод страховых выплат по инвалидности в систему обязательного пенсионного страхования.

Необходимо отметить, что реформирование внебюджетных фондов, в том числе социального страхования, позволит увеличить норму сбережений в российской экономике приблизительно на 5-6% ВВП за счет взносов в накопительную пенсионную систему и сформировать страховые резервы в системах социального и медицинского страхования. Благодаря этому норма сбережений в России может превысить 30% ВВП, как в ряде стран с высокими темпами экономического развития (например, в Китае - 40% ВВП).

Назрела необходимость разработки социального кодекса Российской Федерации, который позволит привести социальные законы в единое целое, стать основой долгосрочной социальной стратегии государства и стержнем социального законодательства государства.

Контрольные вопросы

  1. Охарактеризуйте цели социальной политики в Российской Федерации.

  2. Каким слоям населения предусматривается оказание социальной помощи.

  3. Охарактеризуйте механизм финансирования социального обеспечения.

  4. Из каких источников финансируются расходы на социальное обеспечение.

  5. Каковы перспективы реформирования социального обеспечения в Российской Федерации.

  6. Расскажите об основных теоретических положениях бюджетного прогнозирования и планирования;

  7. Каков порядок разработки прогнозов социально-экономических процессов в Российской Федерации;

  8. В чем заключается Порядок формирования внебюджетных фондов Российской Федерации.

  9. В чем заключается софинансирование пенсионных накоплений граждан.

  10. Как формируется и расходуется ФСС Российской Федерации.

  11. Цели и задачи создания ФОМС Российской Федерации и т.д.