2.1. Назначение бюджетной классификации
Бюджетная классификация обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней, устанавливает единство формы бюджетной документации.
По составу, источникам, направлениям использования и другим признакам бюджетные доходы и расходы разнообразны. В целях обеспечения планирования и учета доходов и расходов в рамках единой бюджетной системы страны они классифицируются.
Бюджетная классификация Российской Федерации является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, используемой для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Бюджетная классификация обязательна для всех учреждений и организаций и строится в соответствии с требованиями, определенными бюджетным законодательством Российской Федерации.
По мере развития методов управления бюджетная классификация изменялась и совершенствовалась.
В СССР до 1991 г в бюджетной практике использовались две классификации:
классификация доходов и расходов союзного бюджета и республиканских бюджетов союзных республик;
классификация доходов и расходов республиканских бюджетов автономных республик и местных бюджетов.
Несмотря на частные отличия, общие основы единой системы группировок обеспечивали возможность свода всех бюджетов в Единый Государственный бюджет СССР.
В связи с переходом России в 1998 году на международную систему Статистики Государственных финансов (СГФ) и вступлением в действие с 1 января 2000 г. Бюджетного кодекса Российской Федерации был существенно переработан Федеральный закон от 15.08.1996 года, и свет увидел Федеральный закон от 05.08.2000 года № 115-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О бюджетной классификации Российской Федерации», который включал следующие классификации:
Классификация доходов бюджета Российской Федерации.
Функциональная классификация расходов бюджетов Российской Федерации.
Экономическая классификация расходов бюджетов Российской Федерации.
Классификация источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов Российской
Классификация источников внешнего финансирования дефицита Федерального бюджета.
Классификация видов государственных внутренних долгов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Классификация видов государственного внешнего долга и государственных внешних активов Российской Федерации.
Ведомственная классификация расходов Федерального бюджета.
Бюджетная классификация
Классификация доходов бюджета Классификация расходов бюджета Классификация государственного долга Классификация источников финансирования
Рис.2.1.Структурный состав бюджетной классификации 2012 года
Федерации являлась группировкой доходов бюджетов всех уровней и основывалась на законодательных актах Российской Федерации, определяющих источники формирования доходов бюджетов всех уровней.
Классификация по группам доходов.
В целях унификации учета доходов в бюджетной классификации применялись следующие группы, подгруппы, статьи, подстатьи.
На рисунке 2.2 показана классификация доходов по группам бюджетной классификации.
Например: в указанной классификации доходов группы доходов состояли из доходов, объединяющих конкретные виды доходов по источникам и способам их получения. Все бюджетные доходы были объединены в пять групп.
Код | Наименование группы |
1000000 | Налоговые доходы |
2000000 | Неналоговые доходы |
3000000 | Безвозмездные перечисления |
4000000 | Доходы целевых бюджетных фондов |
5000000 | Доход от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности |
Рис. 2.2. Классификация доходов по группам
Например, в группе «Налоговые доходы» (код 1000000) было включены следующие подгруппы:
• прямые налоги на прибыль (доход), прирост капитала (код 1010000);
- налог на прибыль организаций;
- налог на прибыль организаций, зачисляемый в ФБ;
- налог на прибыль организаций, зачисляемый в бюджет субъекта Российской Федерации.
Классификация расходов бюджетов подразделяется на функциональную, экономическую и ведомственную.
Функциональная классификация расходов бюджетов Российской Федерации являлась группировкой расходов бюджетов всех уровней, отражающей направление финансов на выполнение основных функций государства.
Первый уровень этой классификации составляли следующие разделы (выполнение основных государственных функций):
• «Общегосударственные вопросы» (код 0100);
«Национальная оборона» (код 0200);
«Национальная безопасность и правоохранительная деятельность (код 0300);
«Национальная экономика» (код 0400);
«Жилищно-коммунальное хозяйство» (код 0500);
«Охрана окружающей среды» (код 0600);
-«Образование» (код 0700);
- «Культура, кинематография и средства массовой информации» (код 0800);
«Здравоохранение и спорт»физическая культура (код 0900);
«Социальная политика» (код 1000);
«Межбюджетные трансферты» (код 1100);
Второй уровень классификации — подразделы, конкретизировал направление бюджетных ассигнований на осуществление
деятельности государственных и местных органов власти в определенной области.
Например, раздел «Жилищно-коммунальное хозяйство» (код 0500) имеет следующие подразделы:
«Коммунальное хозяйство (код 0502);
«Другие вопросы в области жилищно-коммунального хозяйства» (код 0504).
Третий уровень функциональной классификации — целевые статьи расходов бюджетов - конкретизировал направления деятельности главных распорядителей бюджетных средств в пределах подразделов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации.
Четвертый уровень функциональной классификации — виды расходов - направление финансирования расходов бюджетов в пределах целевых статей.
Экономическая классификация расходов бюджетов Российской Федерации являлась группировкой расходов бюджетов всех уровней по экономическому содержанию и отражала виды финансовых операций, с помощью которых государство выполняло свои функции как внутри страны, так и во взаимоотношениях с другими странами.
Классификация включает следующие категории:
текущие расходы;
капитальные расходы;
• предоставление кредитов (бюджетных ссуд) за вычетом погашения.
В свою очередь категории делились на 5 уровней: группа, подгруппа, статьи, подстатьи, элемент расхода.
Текущие расходы бюджетов включали часть расходов бюджетов, обеспечивающих текущее финансирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование.
В категорию текущие расходы включены следующие группы:
закупка товаров и оплата услуг;
выплата процентов;
субсидии и текущие трансферты .
В свою очередь, в группу «Закупки товаров и оплата услуг» включены следующие предметные статьи:
оплата труда госслужащих;
■ приобретение предметов снабжения и расходных материалов;
■ командировки и служебные разъезды.
Капитальные расходы бюджетов включали часть расходов бюджетов, обеспечивающих инновационную и инвестиционную деятельность, включая статьи расходов, предназначенные для инвестиций.
В категорию «Капитальные расходы» были включены следующие группы:
- капитальные вложения в основные фонды;
- создание государственных запасов и резервов;
- приобретение земли и нематериальных активов;
- капитальные трансферты;
- предоставление бюджетных ссуд.
В свою очередь, в группу «Капитальные вложения в основные фонды» включены подгруппы:
• приобретение оборудования и предметов длительного пользования;
капитальное строительство;
капитальный ремонт.
Ведомственная классификация расходов Федерального бюджета представляла собой группировку расходов, отражающую распределение бюджетных ассигнований по главным распорядителям средств Федерального бюджета с дальнейшей детализацией бюджетов конкретного Федерального органа исполнительной власти и иных получателей средств ФБ по целевым статьям и видам расходов (т.е. в соответствии с выполняемыми ими целями и задачами). Перечень главных распределителей средств ФБ утверждался в структуре ведомственной классификации.
Элементы функциональной, экономической и ведомственной классификации были взаимоувязаны в единую структуру.
Распределение расходов бюджетов по главным распорядителям (прямым получателям) осуществлялось в следующей последовательности: глава - код главного распорядителя (прямого получателя) средств ФБ; раздел, подраздел, целевая статья и вид расходов по функциональной классификации, предметная статья по экономической классификации расходов.
Первый уровень этой классификации - перечень получателей средств из Федерального бюджета: министерства, ведомства, организации, каждому из которых присвоен свой код.
Второй уровень этой классификации - классификация целевых статей расходов Федерального бюджета, отражающая финансирование по конкретным направлениям деятельности получателей средств из Федерального бюджета по определенным разделам и подразделам функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации.
Элементы функциональной, экономической и ведомственной классификаций были взаимоувязаны в единую структуру.
Распределение расходов по прямым получателям средств из Федерального бюджета осуществлялось в следующей последовательности: глава (код прямого получателя средств из ФБ), раздел, подраздел, целевая статья, вид расходов (функциональной классификации расходов бюджетов); предметная статья (экономическая классификация расходов бюджетов).
- Глава 1 Основные направления развития бюджетной системы Российской Федерации. Этапы бюджетной реформы
- 1.1. Формирование понятийного аппарата категории «бюджет»
- 1.2. Основные принципы бюджетной системы Российской Федерации
- Глава 2 Бюджетная классификация Российской Федерации
- 2.1. Назначение бюджетной классификации
- 2.2. Указания о порядке использования бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденной приказом
- 2.2.1. Классификация доходов бюджетов
- 2.2.2. Классификация расходов бюджетов
- Раздел 0500 «Жилищно-коммунальное хозяйство» состоит из пяти подразделов и аккумулирует расходы на обеспечение деятельности и поддержание жилищно-коммунальной отрасли экономики.
- Раздел 0700 «Образование» состоит из девяти подразделов и аккумулирует расходы на целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства.
- 2.5.4. Классификация операций сектора государственного
- Глава 3
- Бюджетное прогнозирование и планирование как средство
- Совершенствования развития социально-экономических
- Процессов в Российской Федерации.
- 3.1. Теоретическое положение бюджетного прогнозирования и планирования. Необходимость, цели, основные принципы, методы, классификация принципов, субъекты и объекты, основные показатели
- Планирования
- 3.2. Разработка прогнозов и программ социально-экономического развития
- 3.3. Расходы на социальное обеспечение и социальную защиту
- 3.3.2. Порядок составления, представления и утверждения бюджетов государственных внебюджетных фондов
- 3.3.3. Пенсионный фонд Российской Федерации
- 3.3.3.1.0 Трудовых пенсиях
- 3.3.3.2. Софинансирование для формирования пенсионных накоплений
- 3.3.4. Фонд социального страхования Российской Федерации
- 3.3.5. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации
- Глава 4 Бюджетная политика.
- 4.1. Теоретические положения бюджетной политики рф
- 4.2. Бюджетное послание президента - основа бюджетной политики
- Контрольные вопросы
- Глава 5 Бюджетный процесс
- 5.1. Теоретические положения бюджетного процесса
- Глава 6 Бюджетный контроль.
- 6.1. Основные понятия и определения бюджетного контроля.