5.1. Теоретические положения бюджетного процесса
Либерализация экономики и развитие рыночных отношений не должны отменять государственный финансовый контроль за бюджетным процессом и эффективным использованием государственных средств. Кроме указанных направлений принципиально важен не только состав участников бюджетного процесса, но и их полномочия в процессе реализации бюджетного процесса. В ст. 152 БК РФ приведен перечень участников бюджетного процесса, который включает в себя следующих субъектов: - Президент Российской Федерации;
высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, глава муниципального образования;
законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления (далее - законодательные (представительные) органы);
исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований);
Центральный банк Российской Федерации;
органы государственного (муниципального) финансового контроля;
органы управления государственными внебюджетными фондами;
главные распорядители (распорядители) бюджетных средств;
главные администраторы (администраторы) доходов бюджета;
главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета;
получатели бюджетных средств.
На наш взгляд требует уточнения два новых понятия администратор доходов бюджета и главный администратор доходов бюджета.
Администратор доходов бюджета - орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, бюджетное учреждение, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом;
Главный администратор доходов бюджета - определенный законом (решением) о бюджете орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, иная организация, имеющие в своем ведении администраторов доходов бюджета и (или) являющиеся администраторами доходов бюджета, если иное не установлено настоящим Кодексом;
Ранее мы отметили, что принципиально важен не перечень участников бюджетного процесса, а их полномочия.
В соответствии ст.6 БК РФ понятие бюджетные полномочия имеет следующее определение:
бюджетные полномочия - установленные Бюджетным Кодексом Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, права и обязанности органов государственной власти (органов местного самоуправления) и иных участников бюджетного процесса по регулированию бюджетных правоотношений, организации и осуществлению бюджетного процесса.
Таким образом, бюджетными полномочиями являются - отношения участников бюджетного процесса по поводу составления, рассмотрения, утверждения, исполнения и контроля исполнения соответствующего бюджета; условий представления и утверждения отчетности исполненного бюджета, формирования и определения правового статуса и прав, качества санкций применяемых органами осуществляющими контроль за исполнением бюджета, управлением долгом, распределением средств получателям, утверждением смет доходов и расходов подведомственным учреждениям, внесением изменений в сметы, уплаты налогов.
В соответствии со статьей 6 БК РФ, бюджетный процесс - это регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.
Таким образом, определение бюджетного процесса - это процесс, включающий, регламентируемое Конституцией Российской Федерации и Бюджетным Кодексом Российской Федерации бюджетное послание Президента Российской Федерации, а также деятельность других субъектов, обладающих бюджетными полномочиями по поводу подготовки прогноза социально-экономического развития государства; основных направлений бюджетной и налоговой политики; составления, рассмотрения, утверждения проекта федерального закона о федеральном бюджете на предстоящий финансовый год, его исполнение, а также подготовка, контроль и утверждение годового отчёта об исполнении федерального закона о федеральном бюджете за прошедший год соответствующим представительным органом.
В БК РФ отсутствует определение понятия бюджетного устройства. Мы считаем, что определение бюджетного устройства должно отражать, в первую очередь структуру бюджетной системы, действующую в соответствии с определёнными принципами и в соответствии с определённой бюджетной политикой государства. На наш взгляд понятие бюджетная система как - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, приведённое в ст. 6 БК РФ не отвечает сути понятия бюджетная система.
Предлагается следующее определение понятия бюджетная система - бюджетная система Российской Федерации это система бюджетных органов, сформированная государством, регулируемая законодательно-нормативными актами и реализующая денежные отношения при прогнозировании, планировании, формировании исполнении, аккумулировании и контроле Федерального, региональных и местных бюджетов.
В соответствии со статьей 2 БК РФ бюджетное законодательство Российской Федерации состоит из Бюджетного Кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним Федеральных законов о Федеральном бюджете на соответствующий год, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации на соответствующий год, нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах на соответствующий год, иных Федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления.
- Глава 1 Основные направления развития бюджетной системы Российской Федерации. Этапы бюджетной реформы
- 1.1. Формирование понятийного аппарата категории «бюджет»
- 1.2. Основные принципы бюджетной системы Российской Федерации
- Глава 2 Бюджетная классификация Российской Федерации
- 2.1. Назначение бюджетной классификации
- 2.2. Указания о порядке использования бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденной приказом
- 2.2.1. Классификация доходов бюджетов
- 2.2.2. Классификация расходов бюджетов
- Раздел 0500 «Жилищно-коммунальное хозяйство» состоит из пяти подразделов и аккумулирует расходы на обеспечение деятельности и поддержание жилищно-коммунальной отрасли экономики.
- Раздел 0700 «Образование» состоит из девяти подразделов и аккумулирует расходы на целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства.
- 2.5.4. Классификация операций сектора государственного
- Глава 3
- Бюджетное прогнозирование и планирование как средство
- Совершенствования развития социально-экономических
- Процессов в Российской Федерации.
- 3.1. Теоретическое положение бюджетного прогнозирования и планирования. Необходимость, цели, основные принципы, методы, классификация принципов, субъекты и объекты, основные показатели
- Планирования
- 3.2. Разработка прогнозов и программ социально-экономического развития
- 3.3. Расходы на социальное обеспечение и социальную защиту
- 3.3.2. Порядок составления, представления и утверждения бюджетов государственных внебюджетных фондов
- 3.3.3. Пенсионный фонд Российской Федерации
- 3.3.3.1.0 Трудовых пенсиях
- 3.3.3.2. Софинансирование для формирования пенсионных накоплений
- 3.3.4. Фонд социального страхования Российской Федерации
- 3.3.5. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации
- Глава 4 Бюджетная политика.
- 4.1. Теоретические положения бюджетной политики рф
- 4.2. Бюджетное послание президента - основа бюджетной политики
- Контрольные вопросы
- Глава 5 Бюджетный процесс
- 5.1. Теоретические положения бюджетного процесса
- Глава 6 Бюджетный контроль.
- 6.1. Основные понятия и определения бюджетного контроля.