logo search
1часть

3.1. Теоретическое положение бюджетного прогнозирования и планирования. Необходимость, цели, основные принципы, методы, классификация принципов, субъекты и объекты, основные показатели

Переход от плановой экономики к рыночной требует развивать бюджетное прогнозирование во взаимосвязи с бюджетным планированием. Бюджетное прогнозирование должно служить основой разработки наиболее перспективных направлений развития всех секторов национальной экономики, бюджетный прогноз как основа бюджетного плана связан с последним через программы экономической, бюджетной и финансовой политики, бюджетные прогнозы имеют своей конечной целью выработку эффективной системы управления национальным хозяйством органами государственного управления и регулирования. Бюджетное прогнозирование, основанное на достижениях науки, помогает государству ориентировать взаимодействие субъектов национальной экономики в направлениях и на уровне, которые обеспечивают отдачу, близкую к максимальной. Отсюда возникает необходимость постоянного использования научного потенциала для повышения эффективности прогнозирования и планирования для целей рационального управления и регулирования народным хозяйством. Предназначение бюджетных прогнозов и планов -определить с максимально возможной точностью наиболее перспективные пути развития бюджета. На рисунке 3.1 представлена структурная схема формирования и использования бюджетных средств государства. Для выполнения этой функции необходимо подробно и комплексно анализировать динамику наблюдаемых тенденций и закономерностей.

Бюджетный прогноз - это система обоснованных оценок результатов развития бюджета, опирающихся на комплекс политических, экономических и организационных мер.

Цель бюджетных прогнозов - в упреждающем режиме времени помочь органам государственного управления и планирования выработать необходимые решения по регулированию экономических, финансовых и социальных процессов в будущем, которые будут испытывать на себе влияние вновь открытых тенденций и закономерностей; другими словами, адаптировать функциональную деятельность органов государственного управления к прогнозируемым изменениям.

Расходы домохозяйств

Рынки продуктов и услуг

Расходы на произ-во

Услуги

Расходы на соц.программы

Бюджетный фонд, внебюджетные фонды

Отчисления на соц. взносы

Трансферты Общественные блага

Домохозяйства и физ. лица

Капитализация финансовых ресурсов

Коммерческие организации

Финансовые рынки

Сбережения

Рынки ресурсов

Национальный доход Труд , земля, предпринимательство

Денежный доход (зарплата, рента,

процент, прибыль), национальный доход

Рис. 3.1. Структурная схема формирования и использования бюджетных средств государства

Прогнозирование направлено на совершенствование научных знаний о планировании, программировании и проектировании экономических и финансовых связей внутри консолидированного бюджета, так и в целом - бюджетной системы с экономической системой страны.

Бюджетное прогнозирование является настоятельной потребностью в условиях, когда надо:

- определить временные, количественные и качественные характеристики реализации утвержденных бюджетных планов;

- определить показатели вероятностного характера, например, дохода физических лиц и прибыли юридических лиц;

- учесть влияние внешних экономических факторов на доходность внутренних транзакций, например, колебания мировых цен на нефть;

- оценить резкие колебания национальной валюты по отношению к валютам других стран, особенно тех, которые экспортируют в Россию долговые обязательства;

- рассчитать примерные параметры воздействия от вмешательства органов управления в экономику;

- предсказать влияние внешних инвестиций на уровень развития

отечественной экономики.

Следующие три основные причины являются, на наш взгляд, достаточным обоснованием необходимости бюджетного прогнозирования и планирования:

1. Национальный бюджет служит средством распределения фондов и бюджетных полномочий, он позволяет планировать реализацию основных регулярных функций государства, которые будут востребованы, пока будет существовать государство.

  1. Национальный консолидированный бюджет является основным инструментом государственной экономической политики. Он проявляется через изменение системы налогообложения, программ государственных расходов, перераспределение ресурсов в интересах экономического роста и эффективности, изменения потребностей государственного сектора экономики в заемных финансовых средствах.

  2. Национальный консолидированный бюджет является средством для решения правительством социальных задач. Конкретные программы государственных расходов и меры в области налогообложения влияют на распределение ресурсов, перераспределение национального дохода между всеми субъектами национальной экономики для целей обеспечения стабильного ее развития в долгосрочной перспективе.

В настоящее время бюджетное прогнозирование широко используется для следующих целей:

- разработки принципов краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной экономической и социальной политики;

- подготовки информационной, базы и базы данных для целей национального планирования;

- определения базовых направлений научно-исследовательских работ в области государственных финансов;

- идентификации негативных факторов, имеющих характеристики тенденций, для своевременной выработки мер по их предупреждению;

- количественного расчета агрегированных показателей в разрезе отдельных отраслей национальной экономики;

- определений стратегических направлений интегрированного развития национального хозяйства, разрабатываемых, прежде всего, на приоритете национальных экономических интересов;

- разработки основных принципов взаимодействия государственного и частного секторов национальной экономики. Классификация бюджетных прогнозов представляется нам следующей:

- прогноз агрегированных бюджетных поступлений;

- прогноз агрегированных бюджетных расходов;

- прогноз бюджетного дефицита или первичного профицита;

- прогноз налоговых доходов бюджета; прогноз неналоговых доходов бюджета;

- прогноз поступлений от налога на доходы физических лиц;

- прогноз поступлений от налога на прибыль предприятий;

- прогноз поступлений от НДС;

- прогноз поступлений от акцизов;

- прогноз поступлений от управления государственной собственностью;

- прогноз поступлений от продажи и сдачи в аренду государственного имущества;

- прогноз поступлений от предоставляемых частному сектору кредитов;

- прогноз поступлений от предоставляемых займов другим странам.

Мы убеждены, что бюджетные прогнозы следует включать в классификационную систему общеэкономических прогнозов в силу того, что любой бюджетный прогноз разрабатывает комплекс финансовых проблем в интегрированном единстве с экономическими. По признаку объекта прогноза можно выделить три класса бюджетных прогнозов: а) объекты интегрированного типа (ВВП, доходы бюджета, расходы бюджета); б.) прогнозы развития секторов экономики; в) прогнозы отдельных макроэкономических показателей (рост цен, процентные ставки).

Для органов государственного управления в России предлагается прозрачная система, использующая следующие основополагающие показатели национального бюджетного прогнозирования и планирования:

Эти показатели бюджетного прогнозирования и планирования являются универсальными, понятными и важными для юридических и физических лиц.

Основные принципы бюджетного прогнозирования и