logo search
ответа на фин

Амортизационная политика. Переоценка основных фондов

Амортизационной политика предприятия – это составная часть общей политики формирования собственных финансовых ресурсов, заключающаяся в управлении ими с целью реинвестирования в производство. Как уже говорилось выше, в соответствии с действующим законодательством предприятиям разрешено самостоятельно определять срок полезного использования основных средств и нематериальных активов в соответствии положениями налогового законодательства и с учетом классификации основных средств, утверждаемой Правительством; выбирать способ начисления амортизации по однородным объектам амортизируемого имущества; применять специальные ускоренные или пониженные нормы амортизации в случаях, предусмотренных законодательством; немаловажным аспектом являются последние события, происходящие в 2009-2010 годах по поводу переоценки основных средств. Все эти явления свидетельствуют о либерализации амортизационной политики государства. Возможность оптимизации амортизационных сумм позволяет предприятию целенаправленно влиять на финансовые результаты производства и хозяйственную устойчивость предприятия. Амортизационная политика хозяйствующего субъекта закрепляется в учетной политике, принимаемой на предприятии ежегодно

АМОРТИЗАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА - составная часть общей политики формирования собственных финансовых ресурсов, заключающаяся в управлении амортизационными отчислениями от используемых основных фондов и нематериальных активов с целью их реинвестирования в производ­ственную деятельность. В процессе формирования амортизационной поли­тики предприятия учитываются следующие факторы:

а) объем используемых основных фондов и не­материальных активов, подлежащих амортизации;

б) методы оценки стоимости используемых ос­новных фондов и нематериальных активов, подлежащих амортизации;

в) реальный срок предполагаемого использова­ния на предприятии амортизируемых активов;

г) разрешенные законодательством методы аморти­зации основных фондов и нематериальных активов;

д) состав и структура используемых основных фондов;

е) темпы инфляции в стране;

ж) инвестиционная активность предприятия в предстоящем периоде.

При выборе методов амортизации исходят из дей­ствующей законодательной базы в этой области, предполагаемого периода использования амортиза­ционных активов и задач формирования  инвести­ционных ресурсов предприятия в разрезе отдельных источников. Решение о применении метода прямо­линейной (линейной) или ускоренной амортизации основных фондов предприятие принимает самосто­ятельно.

Средства амортизационного фонда, который фор­мируется за счет накапливаемых амортизационных отчислений, носят целевой характер и должны ис­пользоваться на следующие цели:

а) осуществление капитального ремонта основных фондов;

б)  осуществление реконструкции, модернизации, технического переоснащения и другие виды улуч­шения основных фондов;

в) приобретение новых видов нематериальных ак­тивов (в первую очередь, связанных с инновационной деятельностью).

Это не исключает временного использования этих средств до их востребования на инвестиционные цели в различных формах краткосрочных финансовых вло­жений. В процессе формирования амортизационной политики должны быть определены гарантии целево­го использования средств амортизационного фонда и регламентированы условия финансовых операций с ними до их использования в инвестиционном про­цессе.

В условиях ограниченного применения возмож­ных методов амортизации оценка эффективности амортизационной политики предприятия основана на сравнении двух альтернатив: денежном потоке (суммы прибыли и амортизационных отчислений) при прямолинейной и при ускоренной амортизации отдельных амортизируемых активов (или всей их суммы).

Расчет годового эффекта ускоренной амортиза­ции отдельных амортизируемых активов может быть произведен   по  следующей  формуле:

Эуа у Апу Апχ (1 — СНп) χ Ккп ,

где Эуа - годовой эффект ускоренной амортизации актива, определяемый суммой дополни­тельного денежного потока; Ау - годовая сумма амортизационных отчис­лений при ускоренной амортизации ак­тива;

Ап — годовая сумма амортизационных отчис­лений при прямолинейной (линейной) амортизации актива; СНП — ставка налога на прибыль,   выраженная десятичной дробью; КК[1 — коэффициент капитализации чистой при­были, выраженный десятичной дробью. Расчет годового эффекта в форме дополнитель­ного денежного  потока может быть дополнен рас­четом эффекта от использования этой суммы в форме краткосрочных финансовых вложений (если сумма дополнительного  денежного   потока   не   реинвести­руется в основные фонды в этом же периоде).

ПЕРЕОЦЕНКА ОСНОВНЫХ ФОНДОВ - регулярно проводимая переоценка основных фондов с целью приведения их фактически сложившейся стоимости к ее реальному рыночному уровню.

Неравномерная динамика рыночных цен на отдельные элементы основных фондов приводит к искаженному представлению о реальной стоимости уже действующих основных фондов, а следовательно, к искаженному определению суммы амортизационных отчислений, себестоимости товаров или услуг, рентабельности, налогооблагаемой базы. Особенно резко это проявляется в периоды, когда наблюдаются высокие темпы инфляции.

На практике переоценка основных фондов часто воспринимается как сугубо механическая, бухгалтерская процедура. В действительности же переоценка основных фондов самым непосредственным образом выражает политику государства в области инвестиционной деятельности, служит интересам предприятий и организаций любых форм собственности. Поэтому целью переоценки основных фондов является определение рыночной стоимости основных фондов и создание предпосылок для нормализации инвестиционных процессов в стране. В советский период переоценки основных фондов проводились крайне редко (за семь десятилетий всего несколько раз), обычно через год-два после реформы оптовых цен. С начала 90-х гг. переоценка основных фондов осуществляется систематически (ежегодно) с большим или меньшим размахом. Переоценка основных фондов проводится по состоянию на 1 января соответствующего года.

Основанием для проведения переоценки основных фондов обычно служат постановления Правительства РФ, во исполнение которых соответствующими министерствами и ведомствами РФ (Госкомстат РФ, Минфин РФ и др.) принимаются нормативные документы, конкретизирующие порядок переоценки основных фондов, выпускаются специальные письма, разъясняющие отдельные вопросы переоценки основных фондов.

Предметом переоценки основных фондов являются: здания, сооружения, рабочие силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь, другие виды основных фондов, которые действуют, находятся на консервации, в резерве, подготовлены к списанию, но не оформленные в установленном порядке соответствующими актами, а также объекты, которые не завершены строительством, оборудование, предназначенное к установке.

При переоценке основных фондов определяется полная восстановительная стоимость основных фондов, т. е. стоимость новых аналогичных объектов по рыночным ценам и тарифам на дату переоценки основных фондов, включая затраты на приобретение (строительство), транспортировку, установку (монтаж) объектов, а для подученных по импорту - включая таможенные платежи и т. д. Предприятия и организации имеют право самостоятельно определять метод переоценки основных фондов. Таких методов два.

1. Метод прямой оценки состоит в пересчете стоимости отдельных элементов основных фондов по документально подтвержденным рыночным ценам на новые объекты, аналогичные оцениваемым (на 1 января соответствующего года). Для подтверждения используемых цен могут быть привлечены: данные оценок на аналогичную продукцию, полученные в письменной форме от изготовителей; сведения об уровне цен, имеющиеся у органов государственной статистики, торговых инспекций и др.; сведения об уровне цен, опубликованные СМИ и в специальной литературе; экспертные заключения.

2. Метод индексной оценки состоит в индексации отдельных объектов основных фондов с применением индивидуальных индексов стоимости основных фондов. Индексы сообщаются органам исполнительной власти письмами Госкомстата РФ и публикуются в СМИ.