Бюджетный процесс
Бюджетный процесс - это регламентированная законом деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов.
В РФ принят Бюджетный кодекс от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ.
Участниками бюджетного процесса являются:
· Президент РФ;
· органы законодательной (представительной) власти;
· органы исполнительной власти (высшие должностные лица субъектов РФ, главы местного самоуправления, финансовые органы, органы, осуществляющие сбор доходов бюджетов, другие уполномоченные органы);
· органы денежно-кредитного регулирования;
· органы государственного и муниципального финансового контроля;
· государственные внебюджетные фонды;
· главные распорядители и распорядители бюджетных средств;
· получатели бюджетных средств, а также кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджетов.
Составление проекта федерального бюджета осуществляется Правительством РФ и начинается не позднее чем за 10 месяцев до начала очередного финансового года.
Составление бюджета основывается на:
o Бюджетном послании Президента;
o прогнозе социально-экономического развития территории (края, области) на очередной финансовый год;
o основных направлениях бюджетной и налоговой политики территории на очередной финансовый год;
o прогнозе сводного финансового баланса по территории на очередной финансовый год;
o плане развития государственного или муниципального сектора экономики территории на очередной финансовый год.
Решение о начале работы над составлением проекта бюджета принимает Президент РФ за 18 месяцев до начала соответствующего финансового года. Правительство готовит проект бюджетного послания и представляет его Президенту. Президент представляет бюджетное послание в Федеральное Собрание и направляет его для опубликования в печати.
Бюджетное послание Президента направляется Федеральному Собранию не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году. В Бюджетном послании Президента определяются:
(1) основные показатели социально-экономического развития РФ на соответствующий период;
(2) сводный финансовый баланс по территории РФ;
(3) основные направления бюджетной политики РФ;
(4) сведения о государственных доходах на территории РФ;
(5) проект бюджета РФ;
(6) проект консолидированного бюджета РФ;
(7) оценку исполнения бюджетов предшествующего и текущего финансовых годов.
Минфин организует работу по составлению проекта федерального бюджета, прогноза консолидированного бюджета государства; представляет проект бюджета в Правительство страны. После одобрения Правительством проекта федерального бюджета он рассматривается и принимается Государственной Думой и Советом Федерации.
Свод бюджетов в целом по РФ или соответствующей территории называется консолидированным бюджетом.
Такой объединенный бюджет законодательными органами не утверждается и используется для анализа и статистических целей. Консолидированный бюджет никем не утверждается.
В течение суток со дня внесения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в Думу Совет Думы направляет его в Комитет по бюджету для подготовки заключения о соответствии представленных документов и материалов определенным требованиям. Дума рассматривает проект закона о федеральном бюджете в 4-х чтениях.
При рассмотрении проекта бюджета парламент принимает решение по следующим основным характеристикам:
o верхний предел объема ассигнований бюджета текущих расходов и бюджета развития (расходная часть);
o пределы несбалансированности бюджета (излишек или дефицит в форме абсолютной величины или процентной доли от прогнозируемых доходов).
После утверждения основных характеристик проекта бюджета утверждаются бюджетные ассигнования по статьям в соответствии с функциональной бюджетной классификацией. В рамках утверждаемых бюджетных статей данной классификации любой вид ассигнований на сумму, равную или превышающую 1 млрд. рублей, должен быть указан отдельной строкой.
С 15 октября по 30 ноября Федеральное Собрание постатейно утверждает бюджет в форме закона.
Обеспечивая исполнение федерального бюджета, Минфин контролирует поступление и целевое использование средств. По истечении года, на который был составлен бюджет, оно составляет отчет об исполнении федерального и консолидированного бюджетов и представляет их в Правительство РФ. Правительство ежегодно в мае следующего за отчетным года представляет парламенту отчетный доклад и отчет об исполнении республиканского бюджета за прошедший финансовый год.
Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование - частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней.
Составление и исполнение бюджета базируется на бюджетной классификации, в которой выделяются целевые направления государственной деятельности, вытекающие из основных функций государства.
Бюджетная классификация – группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней, а также источников покрытия дефицита этих бюджетов с присвоением им классификации кодировочных групп.
Эта классификация является единой для бюджетов всех уровней и утверждена ФЗ. Она используется для:
- утверждения, составления и использования бюджетов;
- контроля за расходованием бюджетных средств;
- обеспечения сопоставимости показателей всех уровней;
- составления консолидированных бюджетов на различных территориях.
Бюджетная классификация представляет собой обеспечение адресного выделения финансовых ресурсов, с ее помощью решается проблема, кому, сколько и на какие цели выделяются финансовые ресурсы из федерального бюджета. Она должна обеспечивать возможность экономического анализа государственных расходов.
Бюджетная классификация включает:
- классификацию доходов бюджетов РФ;
- функциональную классификацию расходов бюджетов РФ;
- экономическую классификацию расходов бюджетов РФ;
- классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ;
- классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;
- классификацию видов государственных внутренних долгов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований;
- классификацию видов государственного внешнего долга РФ и государственных внешних активов РФ;
- ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.
Бюджетная роспись - документ о поквартальном распределении доходов и расходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, устанавливающий распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств.
Бюджетные ассигнования - бюджетные средства, предусмотренные бюджетной росписью получателю или распорядителю бюджетных средств.
- Типы финансовой политики
- Финансовый механизм: понятие, составные элементы
- 9. Сущность и методы управления финансами.
- 10. Система государственных органов управления
- 11. Необходимость, содержание и задачи финансового контроля
- 12. Виды, формы и методы проведения финансового контроля
- 13. Система государственного финансового контроля
- 14. Внутрифирменный финансовый контроль
- 15. Аудиторский (независимый) финансовый контроль
- 16. Принципы организации и государственное регулирование финансов
- 18. Прибыль и рентабельность коммерческой организации
- 19. Оборотный капитал коммерческой организации
- Классификация коммерческих организаций по организационно-правовой форме в рф
- Амортизационная политика. Переоценка основных фондов
- 21. Организация расчетов на предприятии
- 1. Расчеты платежными поручениями.
- 2. Расчеты аккредитивами.
- 3. Расчеты чеками.
- 4. Расчеты по инкассо.
- Финансовое планирование на предприятии
- Управление финансами коммерческих организаций
- Государственный бюджет и его роль в социально-экономическом развитии страны
- Бюджетное устройство Российской Федерации
- Принципы построения бюджетной системы
- 4. Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов.
- Бюджетная классификация
- Межбюджетные отношения. Формы бюджетного регулирования
- Бюджетный механизм регулирования воспроизводственных процессов. Формы и методы бюджетного регулирования
- Реформирование межбюджетных отношений
- Бюджетный процесс
- Бюджетный дефицит и источники его финансирования
- 35. Доходы и расходы федерального бюджета Доходы и расходы федерального бюджета
- Нефтегазовые доходы федерального бюджета
- Резервный фонд и Фонд будущих поколений
- 37. Внебюджетные фонды.
- 41. Классификация и виды страхования
- 42. Сущность, функции и роль кредита в развитии экономики
- Формы кредита. Особенности и основные виды банковского кредита
- 44. Кредитная система Российской Федерации: понятие и структура
- Коммерческий кредит. Вексельный оборот
- Необходимость и сущность государственного кредита
- 49. Формы государственного кредита и классификация государственных займов
- Классификация государственных займов
- Управление государственным долгом: принципы и методы
- Банковская система: принципы ее организации
- Центральный банк Российской Федерации, его юридический статус, цели, задачи и функции
- Юридический статус Центрального банка
- 53. Коммерческие банки и основные виды их деятельности
- Рынок ценных бумаг, его роль в экономике
- 56. Роль финансов в развитии международных экономических отношений
- Международные кредитно-финансовые организации