logo
ответа на фин

18. Прибыль и рентабельность коммерческой организации

Прибыль является важнейшей экономической категорией и основной целью деятельности любой коммерческой организации.

Как экономическая категория прибыль отражает чистый доход, созданный производительным трудом в сфере материального производства.

Как цель деятельности коммерческой организации (предприятия) прибыль в условиях рыночной экономики является главным фактором экономического развития коммерческой организации. Рост прибыли создает для коммерческой организации (предприятия) финансовую базу для самофинансирования, расширенного воспроизводства, решения инвестиционных проблем социально-экономического характера трудового коллектива. Одновременно за счет прибыли выполняются обязательства перед бюджетом. Показатели прибыли стали важнейшими оценочными показателями результатов финансово-хозяйственной деятельности коммерческих организаций и предприятий.

Сущность прибыли проявляется в ее функциях, которые она выполняет в организациях, работающих на началах хозяйственного (коммерческого) расчета.

Основные функции прибыли проявляются в следующем:

Прибыль характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия(организации). Получение прибыли на предприятии означает, что доходы превышают все расходы, связанные с его деятельностью.

Прибыль обладает стимулирующей функцией. Это связано с тем, что прибыль является одновременно не только финансовым результатом, но и основным элементом финансовых ресурсов предприятия.

Прибыль предприятий и организаций является одним из важнейших источников формирования бюджетов разных уровней.

Прибыль коммерческой организации в общем виде представляет собой превышение доходов от реализации продукции (товаров и услуг) над расходами на производство и реализацию этой продукции (товаров и услуг). Это один из наиболее важных показателей финансовых результатов хозяйственной деятельности коммерческих организаций.

Получение прибыли является результатом деятельности организации по производству продукции (выполнению работ, оказанию услуг) на основе привлечения капитала, труда и основных средств.

Различают прибыль от реализации продукции, валовую прибыль (балансовую), чистую прибыль и налогооблагаемую.

Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) исчисляется в коммерческой организации как разница между доходами (выручкой) от реализации продукции (работ, услуг) в действующих ценах (без НДС, акциза) и суммой расходов на ее производство и реализацию в денежном выражении.

Пример. Выручка от реализации продукции в свободных ценах составила 180,0 тыс. руб. Расходы на производство и реализацию продукции — 120 тыс. руб. Ставка НДС — 20%. Данная продукция акцизом не облагается.

Выручка без налогов составит:

180,0х0,2

180,0 =150 тыс.руб.

1,2

Прибыль — 150,0 120,0 = 30 тыс. руб.

На предприятиях торговли прибыль от реализации товаров определяется как сумма выручкинетто (выручка за вычетом НДС, других налогов) за вычетом покупной стоимости реализованных товаров и суммы издержек обращения за проданные товары (с учетом общехозяйственных расходов).

Балансовая прибыль слагается из финансового результата от реализации продукции (работ, услуг), реализации основных средств и иного имущества организации и сальдо сумм внереализационных операций. Таким образом, балансовая прибыль отражает все результаты хозяйственной деятельности организации:

Пб = Прп + При + Дв,

где Пб — прибыль балансовая, руб.;

Прп — прибыль от реализации продукции, руб.;

При — прибыль от реализации основных средств и иного имущества, руб.;

Дв — прочие внереализационные доходы (сальдо).

Прибыль от реализации имущества (основных средств и иного имущества) определяется как разница между выручкой от реализации этого имущества (за вычетом НДС) и остаточной стоимостью (по балансу), скорректированной на коэффициент инфляции.

К прочим внереализационным доходам относятся доходы, полученные от прочих операций (виды таких операций изложены выше), за минусом прочих внереализационных расходов (прочих расходов), т. е. сумма сальдо по этим операциям.

Балансовая прибыль используется для оценки эффективности производства, выявления динамики ее роста за период и определения общей рентабельности.

Чистая прибыль — это прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия (организации) после уплаты всех налогов и сборов и используемая на развитие производства, образование денежных фондов и социальные нужды.

Согласно внесенным Государственной Думой в июле 2001 г. изменениям в закон о налоге на прибыль предприятий прослеживается заметное снижение налога. Налог на прибыль предприятий (организаций) стал составлять 24,0% облагаемой прибыли, в том числе 6,5% в федеральный бюджет и 17,5% в региональные бюджеты.

С 1992 г. в Российской Федерации распределение балансовой прибыли коммерческих предприятий и организаций осуществляется по следующей схеме (рис. 8.1).

Рис. 8.1. Схема распределения прибыли коммерческой организации

Проблема получения и эффективного распределения прибыли до сих пор остается нерешенной, ввиду того что далеко не каждое предприятие может разумно распределить и использовать полученный им доход. Деятельность предприятий на началах коммерческого расчета приводит к тому, что прибыль выступает не только в качестве главного результата финансово-хозяйственной деятельности, но и источника удовлетворения разнообразных потребностей самого предприятия и государства в целом. Прибыль предприятий — важный источник финансирования развития производственной деятельности предприятия и обеспечения других внутрихозяйственных потребностей. Постоянно возрастает роль прибыли в формировании бюджетных и внебюджетных фондов. Важнейшее требование, которое предъявляется к распределению прибыли на предприятии, заключается в том, чтобы обеспечить финансовыми ресурсами потребности расширенного производства на основе установления оптимального соотношения между денежными средствами, направленными на потребление и накопление.

Распределение прибыли не является только внутренней проблемой предприятия, так как имеет более широкий социальный и экономический диапазон. Экономически обоснованная система распределения прибыли в первую очередь должна гарантировать выполнение финансовых обязательств перед государством и обеспечивать производственные, материальные и социальные нужды предприятий.

В практике коммерческих предприятий и налоговых органов выделяют также налогооблагаемую прибыль, которая исчисляется специальным расчетом.

Налогооблагаемая прибыль равна балансовой прибыли, уменьшенной на сумму доходов, не учитываемых при определении налоговой базы (ст. 251 НК РФ) и увеличенной на сумму расходов, не учитываемых при налогообложении (ст. 270 НК РФ).

Прибыль характеризует достигнутый предприятием результат (эффект) в сумме, которая, являясь абсолютной величиной, еще не характеризует финансовую эффективность хозяйствования. Для оценки уровня эффективности финансово-хозяйственной деятельности применяется показатель рентабельности, характеризующий прибыльность по уровню.

Для определения рентабельности производства используется балансовая прибыль. Различают рентабельность продукции, а также рентабельность активов.

Рентабельность предприятия рассчитывается как отношение балансовой прибыли к объему реализации продукции (выручке), или к общим затратам на производство, или к среднегодовой стоимости основных и оборотных средств:

где Ро — рентабельность общая, %; Я6 — прибыль балансовая, руб.; В — выручка от реализации продукции, руб.; 3 — затраты на производство, руб.; Соф — среднегодовая стоимость основных фондов, руб.; Сос— среднегодовая сумма оборотных средств, руб.

Рентабельность продукции рассчитывается как отношение суммы прибыли, полученной от реализации конкретной продукции, к полной себестоимости продукции:

где Рп — рентабельность продукции,%;

Прп — прибыль от реализации конкретной продукции, руб.;

Вп — выпуск конкретной продукции, руб.;

Сп — себестоимость реализованной продукции, руб.

На предприятиях торговли уровень рентабельности определяется как сумма балансовой прибыли по отношению к товарообороту, т.е.:

Рт=~ Х100,

где О — оборот (выручка) от продажи товаров, руб.

Рентабельность активов рассчитывается как соотношение сальдированного финансового результата (прибыль минус убыток) и итога актива баланса.

Основными факторами роста прибыли и рентабельности на коммерческом предприятии являются:

На увеличение суммы доходов (выручки) оказывают влияние объем реализованной продукции (в натуральном выражении) и цены. Объем реализованной продукции зависит только от предприятия и его факторов производства (предметов труда, средств труда и трудовых ресурсов). Одним из существенных факторов роста объема продукции является повышение производительности труда за счет роста квалификации работников, повышения фондовооруженности, улучшения организации труда, повышения качества продукции.

Существенное влияние на объем реализации продукции (выручку) оказывает уровень цен.