logo
ответа на фин

9. Сущность и методы управления финансами.

Процесс перераспределения финансовых ресурсов между различными субъектами финансовой системы и внутри них всегда направлен на достижение определенных целей, поэтому он не может осуществляться стихийно и соответственно предполагает организацию некоторой схемы управления. Существуют разные определения термина «управление». В наиболее общем виде управление представляет собой целенаправленное формирование процесса какой-либо деятельности или целенаправленное влияние (воздействие) субъекта управления на объект управления.

 

В качестве объектов управления финансами выступают различные виды финансовых отношений, в том числе специфических, которые предопределяются социальным строем государства, раскладом политических сил в стране и другими факторами, влияющими на перераспределительные процессы. В качестве субъектов управления в государственных, муниципальных финансах, в финансах хозяйствующих субъектов выступают специальные службы (органы, подразделения), называемые финансовым аппаратом, а субъектами управления финансами домохозяйств выступают сами домохозяйства.

 

Взаимоотношения государства в области финансовых отношений с хозяйствующими субъектами и домохозяйствами опосредуются прежде всего через налоговую систему, регламентацию кредитных отношений, регулирование финансового рынка, систему государственной поддержки, систему пенсионного обеспечения, механизм регулирования доходов работающего населения и т. п. Другими словами, эти взаимоотношения перераспределения национального дохода носят опосредованный (косвенный) характер.

 

К косвенным методам государственного регулирования финансов также относятся:

•  формирование и поддержание конкурентной среды в экономике

и ограничение монополизации рынка;

•  государственное   регулирование   цен   естественных   монополистов;

•  защита контрактных отношений между субъектами рынка, обеспечивающая стабильное функционирование расчетно-платежных отношений в финансовой сфере;

•  проведение эффективной таможенной политики;

•  содействие развитию страхового дела и страхования предпринимательских рисков;

•  содействие развитию рынка капитала.

 

Наряду с косвенными методами регулирования финансов государство использует и методы прямого административного воздействия на финансовую деятельность хозяйствующих субъектов посредством:

•  лицензирования предпринимательской деятельности, установления квот на производство некоторых товаров, установления предельных цен по ограниченной номенклатуре товаров и услуг;

•  финансового  дотирования   и  субсидирования   производства  и реализации отдельных видов товаров и услуг;

•  применения государственной монополии и акцизного налогообложения на отдельные виды товаров;

•  проведения системы мер социальных гарантий и финансовой защиты прежде всего в отношении малообеспеченных слоев населения;

•  установления льгот по Налогам и различным Платежам в бюджет и внебюджетные фонды для конкретных налогоплательщиков;

•  применения  финансовых санкций  в  отношении  нарушителей финансовой дисциплины.

 

Непосредственное государственное управление финансамиосуществляется лишь в отношении государственных финансов. В России, как и во всех экономически развитых странах, управление государственными финансами регулируется финансовым законодательством через высшие законодательные органы. Это относится к утверждению государственного бюджета и отчету о его исполнении, введению или отмене отдельных видов налогов, утверждению предельного размера государственного долга и т. д.

 

Управление государственными финансами имеет целью обеспечение: (а) относительного баланса экономических интересов государства, юридических и физических лиц; (б) бездефицитного государственного бюджета; (в) устойчивости национальной валюты как основополагающего элемента в финансовых отношениях.

Методы управления финансами

Управление финансами осуществляется экономическими и административными методами. К экономическим относятся:

    Фискальная политика - это меры со стороны правительственных органов по изменению порядка налогообложения и структуры государственных расходов с целью воздействия на экономику для изменения реального объема национального производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста.     Объектом финансового планирования является формирование и распределение доходов и накоплений, а также использование различных фондов денежных средств. На общегосударственном и региональном уровне оно реализуется как бюджетное планирование, а на  уровне хозяйствующего звена - как финансовый план предприятия.     Координация финансовых ресурсов на общегосударственном уровне осуществляется через систему дотаций различным звеньям бюджетной системы и посредством субвенциального финансирования. Финансовое регулирование осуществляется в виде регламентации использования финансовых ресурсов. К другим методам следует отнести:

Исключительное значение в условиях рынка имеет финансовый менеджмент. Его задачами является:

проведение операций на финансовом рынке с целью мобилизации финансовых ресурсов.