logo
ответа на фин

Бюджетный механизм регулирования воспроизводственных процессов. Формы и методы бюджетного регулирования

Выделяют следующие уровни бюджетного регулирования:

  1. Общегосударственный - с помощью которого устанавливаются макроэкономические пропорции в развитии общественного воспроизводства в рамках государства.

  2. Межтерриториальный - с помощью которого осуществляется регулирование уровня развития отдельных территорий.

  3. Межбюджетный - с помощью которого обеспечивается распределение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы.

  4. Межгосударственный – который регулирует степень участия государственного бюджета в государственных программах, финансируемых за счет средств бюджета.

Результативность государственного регулирования может быть достигнута при соблюдении следующих

принципов:

  1. Эффективности, т.е. учета долгосрочной выгоды для всего общества в целом.

  2. Стабильности, т.е. государство должно контролировать взлеты и падения экономического цикла и формировать бюджетные резервы для предупреждения диспропорций в развитии экономике.

  3. Принцип социальной справедливости, т.е. должно обеспечиваться равенство обложения равных доходов для всех субъектов хозяйствования и предоставления социальных гарантий определенного уровня всем гражданам.

Государство может использовать следующие методы бюджетного регулирования:

  1. Налоговый метод, который может действовать как стимулятор, когда предоставляются льготы, либо как

ограничитель, когда устанавливаются повышенные ставки налогообложения.

  1. Метод прямого бюджетного финансирования.

  2. Метод субсидирования отдельных отраслей для выравнивания их экономического уровня.

  3. Выдача беспроцентных и льготных кредитов, гарантии банковских ссуд, либо возмещение банком убытков от предоставления льготных кредитов.

  4. Создание за счет бюджетных ресурсов особых фондов и резервов, используемых для предупреждения диспропорций в экономике (фонд национального развития).

Все формы и методы бюджетного регулирования в зависимости от обслуживаемой ими сферы бюджетных отношений подразделяют на две большие группы:

  1. Формы и методы бюджетного регулирования, действующие в сфере бюджетных отношений, связанных с формированием доходов бюджета.

  2. Формы и методы бюджетного регулирования, действующие в сфере бюджетных отношений, обслуживающих выполнение расходной части бюджета.

К первой группе относится (сперва форма, а потом методы в тесте будет):

  1. Изъятие части доходов, полученных в результате первичного распределения национального продукта (налоговым или неналоговым методом).

  2. Предоставление привилегий путем полного освобождения от уплаты налогов, предоставление льгот и налоговых кредитов.

  3. Перераспределение общегосударственных доходов между уровнями бюджета, путем закрепления за местными бюджетами полностью или частично общегосударственных доходов, передачи регионам части общегосударственных доходов в виде регулирующих доходных источников, предоставление трансфертов для сбалансирования доходов и расходов местных бюджетов.

  4. Резервирование части бюджетных ресурсов путем создания резерва оборотной кассовой наличности, резервных фондов Президента и местных органов власти, целевых резервов.

  5. Регулирование привлечения государственных кредитов путем использования внутреннего, либо международного государственного кредита.

Ко второй группе относится:

  1. Финансирование расходов на отрасли экономики, социально-культурную сферу, оборону и управление

путем прямого бюджетного финансирования, либо предоставления трансфертов.

  1. Выравнивание расходов на отрасли непроизводственной сферы в региональном разрезе путем установление норматива бюджетной обеспеченности в отраслях непроизводственной сферы в расчете на одного жителя, либо предоставления трансфертов из фонда финансовой поддержки регионов, либо финансирование капитальных вложений в развитие сети учреждений непроизводственной сферы.

  2. Перераспределение расходов между уровнями бюджетной системы путем передачи объекта финансирования с одного уровня на другой или передачи трансфертов в качестве дополнительного источника финансирования.

  3. Регулирование погашения государственного долга путем выплаты основной суммы долга или уплаты процентов по долгу.

  4. Участие в формировании доходов международных организаций путем уплаты взносов в соответствии с международными договорами.