logo
ответа на фин

19. Оборотный капитал коммерческой организации

Оборотный капитал — это капитал, инвестируемый фирмой, компанией в текущую деятельность на период каждого операци­онного цикла. Иными словами, это средства фирмы, вложенные в текущие активы (оборотные средства). Оборотный капитал, как и основной капитал, выражает определенные производственные отношения, складывающиеся с развитием предпринимательства.

Оборотный капитал непосредственно участвует в создании новой стоимости, функционируя в процессе кругооборота всего капита­ла. При этом соотношение основного и оборотного капитала вли­яет на величину получаемой прибыли. Оборотный капитал обра­щается быстрее, чем основной капитал. Поэтому с увеличением доли оборотного капитала в общей сумме авансированного капи­тала время оборота всего капитала сокращается, а следовательно, увеличивается возможность роста новой стоимости, т.е. прибыли.

Существует понятие чистого оборотного капитала. Его величи­на определяется как разница между текущими активами и теку­щими обязательствами, текущими пассивами. В нормальных усло­виях функционирования хозяйствующих субъектов величина теку­щих активов выше текущих обязательств, т.е. сумма оборотных средств превышает кредиторскую задолженность.

Чистый оборотный капитал в традиционной терминологии представляет собой не что иное, как собственные оборотные сред­ства.

Оборотный капитал характеризуется не только объемом и струк­турой, но и ликвидностью текущих активов. Степень ликвидности определяется способностью текущих активов превращаться в про­цессе кругооборота в денежные средства. При этом учитывается, что, например, производственные запасы менее ликвидные, чем готовая продукция, а абсолютно ликвидные денежные средства.

Особенности управления оборотным капиталом определяются структурной принадлежностью хозяйствующих субъектов. Если у торговых организаций высок удельный вес товаров, у промыш­ленных предприятий — сырья и материалов, то у финансовых корпораций преобладают денежные средства и их эквиваленты.

Согласно теории финансового менеджмента, оборотный капи­тал состоит из постоянного и переменного капитала. Та часть текущих активов, которая постоянно находится в распоряжении предприятия и в размере необходимого минимума обеспечивает хозяйственную деятельность, составляет основу постоянного обо­ротного капитала.

При возникновении дополнительной потребности в средствах, обусловленной, например, сезонным характером производства и реализации или другими объективными причинами, образуется переменный оборотный капитал.

Таким образом, эффективность управления оборотным капита­лом определяется рядом факторов: объемом и составом текущих активов, их ликвидностью, соотношением собственных и заемных источников покрытия текущих активов, величиной чистого обо­ротного капитала, соотношением постоянного и переменного капитала и другими взаимосвязанными факторами.

Оборотный капитал хозяйствующих субъектов, участвуя в кру­гообороте средств рыночной экономики, представляет собой орга­нически единый комплекс. Оборотный капитал — это денежные средства, авансированные в оборотные производственные фонды и фонды обращения, обеспечивающие как процесс производства, так и процесс обращения.

Оборотный капитал (оборотные средства) предприятия, уча­ствуя в процессе производства и реализации продукции, совер­шает непрерывный кругооборот. При этом средства переходят из сферы обращения в сферу производства и обратно, принимая последовательно форму фондов обращения и оборотных произ­водственных фондов. Таким образом, проходя последовательно три фазы, оборотные средства меняют свою натурально-веще­ственную форму.

В первой фазе (Д — Т) оборотные средства, имеющие перво­начально форму денежных средств, превращаются в производ­ственные запасы, т.е. переходят из сферы обращения в сферу про­изводства.

Во второй фазе (Т...П...Т,) оборотные средства участву­ют непосредственно в процессе производства и принимают форму незавершенного производства, полуфабрикатов и готовых изделий.

Третья фаза кругооборота оборотных средств (Т — Д) соверша­ется вновь в сфере обращения. В результате реализации готовой продукции оборотные средства принимают снова форму денежных средств. 

Разница между поступившей денежной выручкой и перво­начально затраченными денежными средствами (Д — Д) определяет величину денежных накоплений фирмы. Таким образом, со­вершая полный кругооборот (Д — Т...П...Т — Д,), оборотный капитал функционирует на всех стадиях параллельно во времени, что обеспечивает непрерывность процесса производства и обраще­ния, Кругооборот оборотного капитала представляет собой органи­ческое единство трех его фаз.

В отличие от основного капитала, который неоднократно уча­ствует в процессе производства, оборотный капитал функциони­рует только в одном производственном цикле и полностью пере­носит свою стоимость на весь изготовленный продукт.

По источникам формирования оборотный капитал подразделя­ется на собственный и заемный (привлеченный). Собственный оборотный капитал предприятий с развитием предпринимательской деятельности и акционирования играет определяющую роль, так как обеспечивает финансовую устойчивость и оперативную самостоятельность хозяйствующего субъекта. Собственные оборот­ные средства приватизированных предприятий находятся в полном их распоряжении. Предприятия имеют право их продавать, пере­давать другим хозяйствующим субъектам, гражданам, сдавать в аренду и т.д.

Заемный капитал, привлекаемый в виде банковских кредитовой других форм, покрывает дополнительную потребность предприя­тия в средствах. При этом главным критерием условий кредитова­ния банком служит надежность финансового состояния предпри­ятия и оценка его финансовой устойчивости.

Размещение оборотного капитала между предприятиями раз­личных отраслей предопределяет отраслевую структуру оборотного капитала. Так, в сфере производства структура оборотного капи­тала определяется степенью концентрации, характером и длитель­ностью процесса производства, его материалоемкостью, уровнем технического оснащения и другими факторами. На предприятиях сферы обращения более высока доля запасов товарно-материаль­ных ценностей.

Размещение оборотного капитала в воспроизводственном про­цессе приводит к подразделению его на оборотные производствен­ные фонды и фонды обращения. Оборотные производственные фонды функционируют в процессе производства, а фонды обра­щения — в процессе обращения, т.е. реализации готовой продукции и приобретения товарно-материальных ценностей. Оптималь­ное соотношение этих фондов зависит от наибольшей доли обо­ротных производственных фондов, участвующих в создании стоимости. Величина фондов обращения должна быть достаточной, и не более того, для обеспечения четкого и ритмичного процесса обращения.

К оборотным производственным фондам относятся производствен­ные запасы (сырье, материалы, топливо, тара, запасные части), незавершенное производство, расходы будущих периодов. Фонды об­ращения — это готовая продукция, товары отгруженные, денежные средства, дебиторская задолженность и средства в прочих расчетах.

Исходя из принципов оптимизации размеров запасов, оборот­ные средства подразделяются на нормируемые и ненормируемые. Нормируемые оборотные средства корреспондируют с собственны­ми оборотными средствами, так как дают возможность рассчитать экономически обоснованную потребность в соответствующих ви­дах оборотных средств. Ненормируемые оборотные средства явля­ются элементом фондов обращения. Управление этой группой оборотных средств направлено на предотвращение необоснованного их увеличения, что служит важным фактором ускорения оборачи­ваемости оборотных средств в сфере обращения.

Управление оборотным капиталом тесно связано с его соста­вом и размещением. В различных хозяйствующих субъектах состав и структура оборотного капитала неодинаковы, так как зависят от формы собственности, специфики организации производственно­го процесса, взаимоотношений с поставщиками и покупателями, структуры затрат на производство, финансового состояния и дру­гих факторов. Типовой состав и размещение оборотного капитала представлены на рисунке:

Коммерческая организация — организация (юридическое лицо), деятельность которой направлена на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Основные признаки коммерческой организации

  1. Цель деятельности — получение прибыли;

  2. Чётко определенная в законе организационно-правовая форма;

  3. Распределение прибыли между участниками юридического лица.

Также коммерческие организации обладают всеми признаками присущими юридическому лицу:

В статье 50 Гражданского кодекса РФ дан исчерпывающий перечень организационно-правовых форм коммерческих юридических лиц. Это означает, что без изменения Гражданского кодекса никакими иными законами другие виды коммерческих юридических лиц в гражданский оборот введены быть не могут.