10. Система государственных органов управления
Общее управление финансами осуществляют высшие органы власти и управления. В зависимости от государственного устройства высшими законодательными органами выступают различные образования. Так, в США – это Конгресс, В Великобритании – Парламент, в Германии – Бундестаг, во Франции – Национальное Собрание, в России – Федеральное Собрание.
Общее управление финансами в РФ в соответствии с ее Конституцией возложено на высшие органы государственной власти – Федеральное собрание, аппарат Президента, правительство. Именно эти органы принимают окончательное решение при утверждении федерального бюджета и отчета о его исполнении.
Оперативное управление финансами осуществляет финансовый аппарат. С его помощью государство руководит финансовой деятельностью во всех структурных подразделениях народного хозяйства. Именно финансовый аппарат выполняет работу по оперативному финансовому планированию, учету и анализу, контролю и регулированию, составлению и исполнению финансовых планов.
На общегосударственном уровне аппарат управления финансовой системой включает следующие органы:
·профильные комитеты по бюджету, налогам, банкам и финансам Государственной Думы и Совета Федерации; Счетная палата РФ;
·Министерство финансов РФ и его органы на местах;
·Центральный банк РФ;
·Министерство РФ по налогам и сборам;
·Федеральная налоговая служба РФ;
Государственный таможенный комитет РФ;
·Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг;
·Министерство государственного имущества;
·исполнительные дирекции внебюджетных фондов социального назначения.
Управление финансами на предприятиях и в отраслях народного хозяйства осуществляют финансовые отделы и службы предприятий, организаций и учреждений, а также финансовые отделы и управления сохранившихся министерств и ведомств. Сферой страховых отношений управляют специальные страховые структуры.
Всю работу по управлению государственными финансами осуществляют Министерство финансов, его нижестоящие финансовые органы, а также Федеральная налоговая служба.
Среди всех органов выделяется Министерство финансов РФ комплексным характером своих функций, направленных в разные стороны финансовой деятельности государства. Этот государственный орган исполнительной власти обеспечивает проведение единой финансовой, бюджетной и налоговой политики в России и координирует деятельность в этой сфере других федеральных органов исполнительной власти.
На Министерство финансов возложены следующие задачи:
1) разработка и реализация единой государственной финансовой политики;
2) составление проекта и исполнение федерального бюджета;
3) осуществление финансового контроля за рациональным и целевым расходованием бюджетных средств и средств федеральных внебюджетных фондов;
4) обеспечение устойчивости государственных финансов и осуществление мер по развитию финансового рынка
Основными подразделениями Министерства финансов являются бюджетный департамент; отраслевые департаменты финансирования промышленности, строительства, транспортных систем и связи, оборонного комплекса и др.; департамент иностранных кредитов и внешнего долга; департамент налоговых реформ; департамент государственных ценных бумаг и финансового рынка; департамент государственного финансового контроля и аудита; главное управление Федерального казначейства.
Министерство финансов РФ выполняет следующие функции:
-участвует в работе по составлению долговременных и кратковременных прогнозов функционирования экономики, совместно с федеральными органами исполнительной власти определяет потребность в государственных централизованных ресурсах, подготавливает предложения о распределении их между федеральным бюджетом и государственными федеральными внебюджетными фондами;
-организует работу по составлению проекта федерального бюджета, прогноза консолидированного бюджета РФ, разрабатывает проекты нормативов отчислений от федеральных налогов, сборов, размеров дотаций и субвенций из федерального бюджета в бюджеты субъектов Федерации;
-обеспечивает исполнение федерального бюджета, а так же государственных федеральных внебюджетных фондов;
-разрабатывает с участием Министерства РФ по налогам и сборам, Федеральной налоговой службы РФ предложения по совершенствованию налоговой политики и налоговой системы;
-принимает участие в работе по совершенствованию страховой деятельности в стране;
-разрабатывает предложения по формированию и развитию финансового рынка;
-разрабатывает проекты программ внешних заимствований РФ;
-управляет государственным внутренним и внешним долгом РФ;
Важным подразделением Министерства финансов является Главное управление федерального казначейства, отвечающее за кассовое исполнение бюджета.
Основными задачами органов Федерального казначейства являются:
1) организация, осуществление и контроль исполнения бюджета Российской Федерации;
2) управление доходами и расходами бюджета на счетах Федерального казначейства в банках, исходя из принципа единства кассы;
3) финансовое исполнение государственных внебюджетных фондов;
4) краткосрочное прогнозирование объемов государственных финансовых ресурсов и оперативное управление ими;
5) управление совместно с Банком России государственным внутренним и внешним долгом и его обслуживание;
6) представление законодательным и исполнительным органам отчетности о финансовых операциях Правительства РФ по бюджету, а также о состоянии бюджетной системы Российской Федерации в целом.
Счетная палата РФ является органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием Российской Федерации и ему подотчетным. Основными задачами Счетной палаты являются: (1) организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета, бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам и целевому назначению; (2) определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности; (3) финансовая экспертиза проектов федеральных законов, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов; (4) регулярное предоставление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатов проводимых контрольных мероприятий.
Министерство РФ по налогам и сборам и его органы на местах осуществляют контроль за правильным исчислением, полнотой и своевременностью внесения взносов в бюджет всех обязательных платежей. Территориальные инспекции Министерства РФ по налогам и сборам обязаны:
-осуществлять контроль за соблюдением налогового законодательства по вопросам правильного исчисления, полноты и своевременности внесения налогов в бюджет и во внебюджетные фонды;
-вести учет и проводить проверки налогоплательщиков;
-ежемесячно представлять финансовым органам и органам Федерального казначейства сведения о фактически поступивших суммах налогов и других платежей в бюджет;
-осуществлять возврат излишне уплаченных налоговых сумм и неправильно изъятых с налогоплательщиков штрафов и пеней.
25 октября 1991 года Указом Президента РСФСР образован Государственный таможенный комитет России (ГТК). ГТК является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим непосредственное руководство таможенным делом в Российской Федерации.
В соответствии с возложенными на него задачами Государственный таможенный комитет РФ осуществляет следующие функции:
-организует систему контроля за правильностью определения таможенной стоимости товаров;
-обеспечивает самостоятельно и во взаимодействии с другими правоохранительными органами контроль за соблюдением режима зоны таможенного контроля, организует систему охраны объектов таможенной инфраструктуры, осуществляет другие меры по охране таможенной границы Российской Федерации;
-организует осуществление таможенного контроля, принимает меры по его совершенствованию и упрощению без ущерба эффективности такого контроля;
-участвует в организации экспортного контроля, контроля за вывозом стратегических и других жизненно важных для интересов Российской Федерации материалов, а также культурных ценностей;
-организует осуществление в соответствии со своей компетенцией
валютного контроля; выполняет функции органа валютного контроля;
осуществляет контроль за соблюдением должностными лицами
Таможенных органов Российской Федерации законности при производстве по делам о контрабанде и об иных преступлениях в сфере таможенного дела, осуществлении оперативно - розыскной деятельности, производстве по делам о нарушении таможенных правил и их рассмотрении, производстве по делам об административных правонарушениях, посягающих на нормальную деятельность таможенных органов Российской Федерации.
Федеральная налоговая служба (ФНС РФ) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов. Кроме того ФНС РФ:
-представляет в соответствии с законом Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) интересы Российской Федерации по обязательным платежам и (или) денежным обязательствам;
-рассматривает уведомления о проведении стимулирующих лотерей;
-осуществляет в установленном порядке проверку деятельности юридических лиц, физических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств в установленной сфере деятельности;
-осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание службы и реализацию возложенных на нее функций;
-обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;
-организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение заявлений.
Федеральная служба страхового надзора осуществляет государственный надзор за страховой деятельностью в целях соблюдения требований законодательства РФ о страховании, эффективного развития страховых услуг, защиту прав и интересов страхователей, страховщиков, иных заинтересованных лиц и государства. Также устанавливает общие требования к лицензированию и ведению государственного реестра страховых организаций, осуществляет контроль за обеспечением финансовой устойчивости страховщиков, учета и отчетности, соблюдением методологии страхования, межотраслевой и межрегиональной координации по вопросам страхования.
- Типы финансовой политики
- Финансовый механизм: понятие, составные элементы
- 9. Сущность и методы управления финансами.
- 10. Система государственных органов управления
- 11. Необходимость, содержание и задачи финансового контроля
- 12. Виды, формы и методы проведения финансового контроля
- 13. Система государственного финансового контроля
- 14. Внутрифирменный финансовый контроль
- 15. Аудиторский (независимый) финансовый контроль
- 16. Принципы организации и государственное регулирование финансов
- 18. Прибыль и рентабельность коммерческой организации
- 19. Оборотный капитал коммерческой организации
- Классификация коммерческих организаций по организационно-правовой форме в рф
- Амортизационная политика. Переоценка основных фондов
- 21. Организация расчетов на предприятии
- 1. Расчеты платежными поручениями.
- 2. Расчеты аккредитивами.
- 3. Расчеты чеками.
- 4. Расчеты по инкассо.
- Финансовое планирование на предприятии
- Управление финансами коммерческих организаций
- Государственный бюджет и его роль в социально-экономическом развитии страны
- Бюджетное устройство Российской Федерации
- Принципы построения бюджетной системы
- 4. Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов.
- Бюджетная классификация
- Межбюджетные отношения. Формы бюджетного регулирования
- Бюджетный механизм регулирования воспроизводственных процессов. Формы и методы бюджетного регулирования
- Реформирование межбюджетных отношений
- Бюджетный процесс
- Бюджетный дефицит и источники его финансирования
- 35. Доходы и расходы федерального бюджета Доходы и расходы федерального бюджета
- Нефтегазовые доходы федерального бюджета
- Резервный фонд и Фонд будущих поколений
- 37. Внебюджетные фонды.
- 41. Классификация и виды страхования
- 42. Сущность, функции и роль кредита в развитии экономики
- Формы кредита. Особенности и основные виды банковского кредита
- 44. Кредитная система Российской Федерации: понятие и структура
- Коммерческий кредит. Вексельный оборот
- Необходимость и сущность государственного кредита
- 49. Формы государственного кредита и классификация государственных займов
- Классификация государственных займов
- Управление государственным долгом: принципы и методы
- Банковская система: принципы ее организации
- Центральный банк Российской Федерации, его юридический статус, цели, задачи и функции
- Юридический статус Центрального банка
- 53. Коммерческие банки и основные виды их деятельности
- Рынок ценных бумаг, его роль в экономике
- 56. Роль финансов в развитии международных экономических отношений
- Международные кредитно-финансовые организации