10. Управление финансовой системой государства.
В состав общегосударственных финансов включаются следующие звенья: государственный бюджет (республиканский и местные бюджеты), государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды; государственный кредит.
Центральное место в финансовой системе занимает государственный бюджет – самый крупный денежный фонд, который использует правительство для финансирования своей деятельности. За счет государственного бюджета содержатся армия, милиция, значительная часть здравоохранения, с его помощью государство оказывает воздействие на экономические процессы.
В состав государственного бюджет Республики Беларусь включаются также бюджеты отдельных областей и бюджет города Минска, составляющие в совокупности консолидированный бюджет страны.
Вторым важным звеном общегосударственных финансов являются внебюджетные фонды. Они представляют собой средства правительства и местных органов власти, связанные с финансированием расходов, не включенных в бюджет. Формирование внебюджетных фондов позволяет привлечь дополнительные финансовые ресурсы, которые затем используются на отдельные мероприятия. По своему экономическому содержанию внебюджетные фонды представляют собой форму перераспределения и использования финансовых ресурсов.
Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений предприятий. Основные суммы отчислений во внебюджетные фонды, как правило, включаются в состав себестоимости продукции и устанавливаются в процентах к фонду оплаты труда. Внебюджетные фонды отделены от бюджетов и имеют определенную самостоятельность. Общее число внебюджетных фондов в каждой стране определяется правительством. Порядок формирования и использования внебюджетных и целевых бюджетных фондов регламентируется законодательством.
В соответствии с действующим порядком государственные целевые и внебюджетные фонды имеют целевое назначение, что гарантирует использование средств в полном объеме.
Специфической сферой финансовой системы являются органы управления финансами. Государство осуществляет руководство финансами, регулирует и направляет финансовую деятельность через свои законодательные и исполнительные органы, которые наделяются соответствующей компетенцией.
Особенность третьей сферы (финансового аппарата) состоит в том, что он является частью государственного аппарата, его нельзя включать в состав финансовых отношений. Однако финансовый аппарат оказывает непосредственное воздействие на финансовые отношения, он организует их так, чтобы они оказывали эффективное воздействие на все стороны деятельности народного хозяйства.
Необходимо отметить, что состав и структура финансовой системы в стране не является неизменной. По мере развития и совершенствования экономических отношений в обществе, углубления процессов интеграции с Россией и другими странами в составе финансовой системы Республики Беларусь происходят определенные изменения.
- 1. Основы теории финансов.
- 2. Взаимосвязь финансов с другими категориями.
- 3. Функции финансов.
- 4. Финансовая политика как составная часть экономической политики.
- 5. Налоговая политика, ее краткая характеристика.
- 6. Бюджетно-финансовая политика как составная частьФп.
- 7. Содержание денежно-кредитной (монетарной) политики.
- 8. Общее понятие о финансовой системе государства.
- 9. Сферы и звенья финансовой системы, их краткая характеристика.
- 10. Управление финансовой системой государства.
- 11. Государственный бюджет как основной финансовый план государства.
- 12. Бюджетное устройство, его понятие.
- 13. Принципы построения бюджетной системы.
- 14. Бюджетный процесс, его этапы.
- 15. Бюджетная система, ее характеристика.
- 16. Особенности формирования доходной базыБв рыночной экономике.
- 17. Общая характеристика системы налогообложения.
- 18. Неналоговые доходы бюджета.
- 19. Сущность налогов как социально-экономической категории.
- 20. Принципы налогообложения.
- 21. Функции налогов, их характеристика и взаимосвязь.
- 22. Элементы налога и налоговая терминология.
- 23. Классификация налогов.
- 24. Понятие налоговой системы, ее состав и характеристика.
- 25. Понятие таможенных пошлин и задачи, ими решаемые.
- 26. Налог на добавленную стоимость.
- 27. Акцизы.
- 28. Экологический налог.
- 29. Земельный налог.
- 30. Обязательные страховые взносы вФсзнМин труда и соц защитыРб.
- 31. Взносы на обязательное страхование отНСна пр-ве и профе заб-ний в Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах».
- 32. Налог на недвижимость.
- 33. Порядок исчисления и уплаты налога на прибыль предприятия.
- 34. Упрощенная система налогообложения для субъектов малого пр-ва.
- 35. Единый налог сИПи иныхФл, осущ-щих р-цию товаров (работ, услуг).
- 36. Налог на игорный бизнес.
- 37. Налог на доходы от осуществления лотерейной деятельности.
- 38. Единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции.
- 39. Оценка практики функционирования налоговой системыРб.
- 40. Налоговая нагрузка и пути ее оптимизации.
- 41. Основные направления развития налоговой системы рб.
- 42. Классификация государственных расходов по основным признакам.
- 43. Состав и структура расходов консолидированного бюджета рб, их хар-ка.
- 44. Понятие бюджетного дефицита, его причины и последствия.
- 45. Источники финансирования бюджетного дефицита.
- 46. Пути сокращенияБдефицита и методы сбалансирования бюджета.
- 47. Роль местных бюджетов в социально-экономическом развитии регионов.
- 48. Формирование доходов и расходов местных бюджетов.
- 49. Принципы организации бюджета Союзного государстваРБиРф.
- 50. Источники доходов бюджета, их структура.
- 51. Расходы бюджета Союзного государства.
- 52. Хар-ка, назначение, направления и порядок использования средств цф.
- 53. Понятие внебюджетных фондов, их назначение, принципы организации.
- 54. Фонд социальной защиты населения и его роль.