logo search
Otvety_na_bilety_GOS_v_2003_ofise

Билет № 10. Инфляция, ее определение, виды. Механизмы, причины и последствия инфляции. Антиинфляционная политика государства

Инфляция представляет собой обесценение денег, падение их покупательной способности, вызываемое повышением цен, товарным дефицитом и снижением качества товаров и услуг.

. Существуют следующие формы инфляции:

1. С точки зрения проявления:

а) Открытая. Цены регулируются спросом и предложением.

б) Скрытая (подавленная). Цены регулируются государством.

2. По степени сбалансированности:

а) Сбалансированная. Цены различных товаров относительно друг друга остаются неизменными.

б) Несбалансированная. Цены различных товаров постоянно меняются относительно друг друга.

3.По степени прогнозируемости:

а) Неожидаемая;

б) Ожидаемая (прогнозируемая).

4.По темпу роста цен:

а) умеренная (ползучая). До 10% в год.

б) галопирующая. От 10 до 40% в год.

в) гиперинфляция. Более 50% в месяц.

Выделяют следующие причины инфляции:

Внешние:

- неблагоприятная конъюнктура на мировом рынке (снижение цен на экспорт и увеличение отрицательное сальдо внешнеторгового и платежного баланса; цен на импорт).

Внутренние:

- деформация народнохозяйственной структуры;

- наращивание и одновременное падение эффективности капиталовложений;

- отставание отраслей потребительского сектора;

- недостатки в механизме денежного обращения;

- отсутствие антиинфляционного регулирования.

где Р2 – средний уровень цен в текущем году, а Р1- средний уровень цен в прошлом году.

Инфляция отрицательно влияет на экономический рост страны и рациональность использования ею своих ресурсов, т. к. сокращаются инвестиции (вложения капитала) в производство, а население вкладывает деньги в недвижимость или иностранную валюту.

К социально-экономическим последствиям инфляции относятся:

- Снижение реальных доходов населения и как следствие отсюда снижение мотивов к трудовой деятельности.

- Усиление дифференциации населения по уровню дохода.

- Ухудшение условий жизни социальных групп с твердыми доходами.

- Возникновение опасности социальных потрясений.

- Ослабление позиции власти, снижение доверия населения правительственным программам.

- Возникновение трудностей с долгосрочным планированием. Повышение риска инвестирования.

Антиинфляционная политика может проводится как методами «шоковой терапии» (когда жесткая денежная политика помогает сбить инфляцию, но сопровождается значительным спадом производства), так и постепенно, путем многократного, но каждый раз небольшого снижения темпов роста денежной массы, что позволяет избежать глубокого спада, однако не дает снизить инфляцию. В целом в современной экономической теории выделяют два основных виды антиинфляционной политики.

Активная антиинфляционная политика направлена на ликвидацию причин, вызвавших инфляцию (например, контроль за денежной эмиссией).

Адаптивная антиинфляционная политика представляет собой комплекс мер, направленных на создание условий для приспособления экономики к инфляции, смягчение ее отрицательных последствий (например, индексация, соглашения с предпринимателями о темпах роста цен и зарплаты).

Методы регулирования инфляции:

1. политика доходов – предполагает замораживание доходов или определение пределов их роста; 2. политика дорогих денег (дефляц политика) – предполагает ограничение спроса на деньги через денежно-кредит и налог механизмы; 3. политика налогового стимулирования производства – включает меры как по прямому стимулированию развития бизнеса путем снижения налогов, так и по косв стимулированию путем снижения налогов с населения; 4. политика снижения скорости обращения денег.