logo
Otvety_na_bilety_GOS_v_2003_ofise

Билет № 48 Управление дебиторской задолженностью

Дебиторская задолженность - представляет собой сумму долгов, причитающихся организации от юридических или физических лиц в результате хозяйственных отношений между ними, или, иными словами, отвлечения средств из оборота организации и использования их другими организациями или физическими лицами.

Политика управления дебиторской задолженностью представляет собой часть общей политики управления оборотными активами и маркетинговой политики предприятия, направленной на расширение объемов реализации продукции и связанной с оптимизацией размера дебиторской задолженности и обеспечением своевременной ее инкассации.

Политика управления дебиторской задолженностью включает:

1) Анализ дебиторской задолженности в предшествующем периоде в целях оценки уровня и состава дебиторской задолженности предприятия, а также эффективности инвестирования в нее финансовых средств. Здесь анализируются сроки погашения дебиторской задолженности, периоды ее инкассации, размер отвлечения оборотных активов в дебиторскую задолженность, состав ДЗ по ее возрастным группам, выявляется безнадежная и сомнительная ДЗ.

2) Формируются определенные принципы и подходы кредитной политики по отношению к покупателям продукции . Решаются два основных вопроса: 1. в каких формах осуществляется реализация продукции, 2. какой тип кредитной политики следует избрать.

Виды ДЗ:

- краткосрочная (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты),

- долгосрочная (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты),

- просроченная (срок исковой давности истек).

Методы управления ДЗ:

- контроль состояния счетов по просроченной и отсроченной ДЗ;

- проведение ранжирования дебиторов с целью выявления должников, на которых приходится большая доля общей и просроченной задолженности;

- анализ задолженности по видам продукции с целью определения товаров, не выгодных с т.зр.инкассации. - оценка реальной стоимости ДЗ с учетом возможности ее продажи (факторинг);

- усиление работы с должниками, в т.ч. с использованием внесудебных процедур взыскания долга;

- контроль за состоянием и сбалансированностью изменений дебиторской и кредиторской задолженностей;

- диверсификация покупателей;

- система скидок (оптимизация кредитной политики);

- разработка мероприятий мотивации персонала отделов сбыта (вознаграждения в зав-ти от эффективности мер по получению платежей).