Билет №5. Теория потребительского поведения. Понятие полезности. Выбор потребителя.
Полезность - это то удовлетворение, которое приносит благо потребителю. Полезность - понятие чисто субъективное, для одного того же предмета, но для разных людей определяется по-разному. Однако интенсивность потребности снижается по мере того, как растет объем потребления данного блага, соответственно уменьшается его полезность. Полезность, которую потребитель извлек из каждой последующей единицы блага - предельная полезность. Так как полезность, которую приносит каждая следующая единица потребляемого блага меньше предыдущей, можно говорить о законе убывающей предельной полезности (пер вом законе Госсена). Количественная теория предполагает, что полезность можно измерить в условных единицах - ютилах (от англ. utility). Учитывая, что доход потребителя ограничен, будем считать, что покупатель ведет себя на рынке разумно, пытается использовать свой доход с наибольшей пользой для себя. Так как он может приобрести только ограниченный набор товаров, он будет стремиться приобрести такой набор, который принесет ему наибольшую полезность. Для этого он интуитивно сравнивает для себя предельную полезность благ, продаваемых по различным ценам. Достичь максимальной общей полезности он сможет, если распределит свой доход таким образом, чтобы последняя денежная единица, затраченная на приобретение каждого вида товара, приносила одинаковую предельную полезность. Данное утверждение получило название второго закона Госсена. Суть правила можно представить в виде уравнения: MU1/P1 = MU2/P2, ., MUn/Pn Потребительское равновесие достижимо в случае, если общая полезность, получаемая при данном денежном доходе, не может быть увеличена путем повышения затрат на один товар за счет снижения затрат на другой товар. Порядковая теория потребления. Вторая порядковая теория является более современной. От потребителя не требуется измерять полезность, достаточно лишь способности упорядочить все возможные товарные наборы по их предпочтительности. Порядковый подход базируется на аксиомах: 1. Аксиома полной (совершенной) упорядочности. Потребитель способен упорядочить все возможные наборы товаров с помощью предпочтения и безразличия. Удовлетворение потребителя зависит только от количества потребляемых им благ и не зависит от количества благ, потребляемых другими. Это означает, что потребителю не знакомы чувство зависти и сострадания, что на практике трудно достижимо. Понятие «полезность» не более чем порядок предпочтения. Таким образом, задача максимализации потребности сводится к задаче выбора потребителем наиболее предпочтительных товарных наборов из всех доступных для него. Основным инструментом данной теории являются кривые безразличия и линии бюджетного ограничения. Законы, объясняющие поведение потребителя. Для анализа поведения потребителя используются кривые доход-потребление и доход-расходы. При каждом уровне дохода потребитель будет выбирать оптимальный набор благ. При соединении точек касания бюджетных линий с кривыми безразличия получим кривую доход-потребление. Чаще всего эта кривая имеет положительный наклон. Такие товары называются нормальными. Однако она может иметь и отрицательный наклон. Это характерно, когда с увеличением дохода потребитель начинает больше покупать один товар Y (качественный) за счет снижения объема потребления другого товара X
(некачественного). На поведение потребителя влияют также эффект субституции и эффект дохода. Эффект замещения измеряется той частью прироста величины спроса на подешевевший товар, которая образовалась вследствие замены этим товаром других благ. Эффект дохода - результат воздействия изменения цены на реальный доход потребителя и соответственно на количество покупаемого блага. Эффект дохода определяется той частью прироста величины спроса, которая возникла в результате увеличения реального дохода потребителя при снижении цены на благо. Эффект замены при снижении цены всегда будет выражаться в росте объема спроса на этот товар. Также с ростом дохода увеличивается объем потребительского спроса. Таким образом, величина спроса находится в обратной зависимости от цены. Однако при повышении цены на низкокачественные товары при условии невозможности найти товар-заменитель с таким же полезным эффектом на одну денежную единицу, затрачиваемую на его покупку, имеет место обратный эффект. Потребитель с низким уровнем дохода будет вынужден увеличить его потребление. Такие товары получили название «товары Гиффена». Это можно объяснить тем, что цена данного товара, несмотря на повышении, все же остается ниже цен на другие товары, и потребитель вынужден увеличить его покупку за счет снижения потребления других товаров. Здесь имеет место эффект замены, если он превысит отрицательный эффект дохода, то спрос индивида не сократится, а возрастет.
- Ответы на билеты гос. Экзаменов. Билет №1. Производство и его основные факторы. Производственная функция.
- Билет №2 Кривая производственных возможностей (квп). Альтернативная стоимость, сравнительное преимущество.
- Билет № 3 Система показателей эластичности и их практическое применение.
- Билет № 4. Понятие и виды издержек. Графическая интерпретация издержек производства.
- Билет №5. Теория потребительского поведения. Понятие полезности. Выбор потребителя.
- Билет №6 Общая характеристика типов рыночных структур. (Совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, монополия).
- Билет № 7. Показатели национального производства. Валовой внутренний продукт.
- Билет № 8 Показатели общего уровня цен. (Индексы цен)
- Билет № 9 Совокупный спрос и совокупное предложение. Макроэкономическое равновесие.
- Билет № 10. Инфляция, ее определение, виды. Механизмы, причины и последствия инфляции. Антиинфляционная политика государства
- Билет № 11 Характеристика рынка труда. Понятия и виды безработицы. Кривая Филипса и ее экономический смысл.
- Применение Кривой Филипса
- Билет № 12. Экономический рост. Основные типы и факторы экономического роста.
- Билет № 13. Цикличность как закономерность экономического развития. Виды циклов.
- Билет № 14 Понятие «Финансы». Социально-экономическая сущность и функции финансов.
- Билет № 15. Содержание и принципы финансовой политики государства.
- Билет № 16. Финансовая система государства.
- Билет № 17. Государственный бюджет российской федерации и его функции.
- Билет № 18. Доходы бюджета и их характеристика.
- Билет № 19. Бюджетный дефицит и методы его покрытия.
- Билет № 20. Федеральные налоги и сборы.
- Билет № 21. Региональные налоги.
- Билет № 22. Местные налоги.
- Билет № 23. Сущность и функции государственного кредита. Классификация государственных займов.
- Билет № 24. Государственный долг. Внутренние и внешние займы.
- Билет № 25. Классификация бюджетных расходов рф.
- Билет № 26 Бюджетное устройство рф.
- Билет № 27 Бюджетный процесс в рф
- Билет № 28 Внебюджетные социальные фонды государства
- Билет № 29 Финансовый контроль
- Билет № 30 Затраты предприятия на производство продукции и выручка
- Билет № 31. Прибыль предприятия. Планирование и направления использования прибыли.
- Билет № 32 Основные фонды и другие внеоборотные активы. Источники их формирования и финансирования воспроизводства.
- Билет № 33. Оборотные средства предприятия, их назначение и источники формирования
- Билет № 34 Состав и структура доходов федерального, регионального и местного бюджета в текущем году.
- Билет № 35 Состав и структура расходов федерального, регионального, местного бюджетов.
- Расходы регионального бюджета.
- Расходы местных бюджетов.
- Билет № 36 Основные элементы налога на доходы физических лиц, налог на прибыль, добавленную стоимость и единого социального налога
- Билет № 37 Методический инструментарий оценки стоимости денег во времени.
- Билет № 38. Методы анализа финансового состояния предприятия.
- Билет № 39. Анализ ликвидности (платежеспособности) предприятия
- Билет № 40. Анализ финансовой устойчивости предприятия
- Билет № 41 Оценка средневзвешенной стоимости капитала.
- Билет № 42. Финансовые отчеты (балансовый отчет, отчет о прибылях и убытках, кассовый план, другие стандартизированные отчеты)
- Билет № 43 Эффект финансового рычага, финансовый риск
- Билет № 44 Определение порога рентабельности (безубыточности производства)
- Билет № 45 Эффект операционного рычага, предпринимательский риск
- Билет № 46 Управление оборотными денежными фондами
- Билет № 47 Управление товарно-материальными запасами
- Билет № 48 Управление дебиторской задолженностью
- Билет № 49 Краткосрочное и долгосрочное финансовое планирование.
- Долгосрочное финансовое планирование
- Билет № 50 Принципы и процесс управления денежными потоками предприятия
- Билет № 51 Методы анализа денежных потоков
- Билет № 52 Планирование денежных потоков и разработка платёжного календаря.
- Билет № 53 Оптимизация денежных потоков предприятия
- Билет № 54 Диагностика банкротства предприятия
- Билет № 55 Дивидендная политика компании, выкуп и дробление акций
- Билет № 56 Анализ эффективности инвестиционных проектов
- Билет № 57 Виды и особенности прямых иностранных инвестиций в России
- Билет № 58. Портфельные иностранные инвестиции в России
- Билет № 59 Риск и доходность: теория портфеля
- Билет № 60 Методы управления финансовыми рисками
- Билет № 61. Хеджирование финансового риска. Инструменты хеджирования.
- Билет № 62 Страхование, функции страхования, характеристика видов страхования.
- Билет № 63. Роль и место рынка ценных бумаг в финансовой системе государства
- Билет № 64. Облигации как инструмент заемного финансирования
- Билет № 65. Функционирование фондовых бирж, профессиональные участники фондового рынка.
- Участники фондового рынка.
- Билет № 66 Обыкновенные акции как инструмент собственного финансирования
- Билет № 67 Производные ценные бумаги
- Билет № 68 Основные принципы фундаментального и технического анализа фондового рынка
- Билет № 69 Рынок корпоративных ценных бумаг в России
- Билет № 70 Понятие денежной массы и денежной базы. Понятие «Денежный оборот» и его структура.
- Структура денежного оборота
- Билет № 71. Сущность кредита и его функции.
- Билет № 72 Понятие валютной системы и ее особенности на современном этапе, конвертируемые валюты и её виды. Формирование валютного вкуса.
- Билет № 73 Характеристика элементов кредитной системы, ее структура
- Билет № 74 Задачи и функции цб рф
- Денежно-кредитная политика цб рф
- Билет № 75 Понятие ссудного и банковского процента
- Билет № 76 Активные операции коммерческих банков
- Билет № 77 Пассивные операции коммерческих банков
- Билет № 78 Информационная безопасность в финансовых системах
- Билет № 79 Автоматизированные информационные системы и технологии в страховых органах
- Билет № 80 Автоматизированные информационные системы и технологии в налоговых органах
- Билет № 81 Автоматизированные информационные системы и технологии в биржевом деле.
- Билет № 82 Автоматизированные информационные системы и технологии в предприятиях и организациях различных организационных форм.
- 1.2. Особенности информационной технологии в организациях различного типа
- Билет № 83 Информационные системы и технологии удалённого банковского обслуживания
- Билет № 84 Цели и задачи автоматизированных информационных систем казначейства