logo
Otvety_na_bilety_GOS_v_2003_ofise

Билет № 54 Диагностика банкротства предприятия

Под несостоятельностью (банкротством) предприятия понимается признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

В качестве основных причин возникновения состояния банкротства можно привести следующие:

1. Объективные причины, связанные с условиями хозяйствования:

- несовершенство финансовой, денежной, кредитной, налоговой систем, нормативной и законодательной базы реформирования экономики;

- достаточно высокий уровень инфляции.

2. Субъективные причины, относящиеся непосредственно к хозяйствованию:

- неспособность руководителей предусмотреть банкротство и избежать его в будущем;

- снижение объемов продаж из-за плохого изучения спроса, отсутствия сбытовой сети, рекламы;

- снижение объемов производства и снижение качества и цены продукции;

- приближение цен на некоторые виды продукции к ценам на аналогичные, но более высококачественные импортные;

- неоправданно высокие затраты и низкая рентабельность продукции;

- слишком большой цикл производства и большие долги, взаимные неплатежи;

- слабая адаптированность менеджеров-представителей старой школы управления к жестким реальностям формирования рынка, их неумение проявлять предприимчивость в налаживании выпуска продукции, пользующейся повышенным спросом, выбирать эффективную финансовую, ценовую и инвестиционную политику;

- разбалансированность экономического механизма воспроизводства капитала предприятия.

Модели прогнозирования банкротства:

Ø Двухфакторная модель прогнозирования банкротства.

Двухфакторная модель Альтмана представляет расчет количественного индикатора Z

Z=-0,3877-1,0736K1+0,579K2,

где K1 – коэффициент текущей ликвидности; K2 – коэффициент концентрации заемных средств.

Чем выше значение Z, тем больше вероятность банкротства, при Z=0 вероятность банкротства в течении ближайших двух лет гипотетически равна 50%.

При Z<0 вероятность наступления банкротства меньше 50%, а при Z>0 вероятность банкротства увеличивается и начинает превышать 50%.

Достоинством данной модели является простота, а недостатком невысокая точность прогноза, т. е. здесь не учитывается влияние множества других важных факторов на финансовое состояние предприятия.

Ø Модель Альтмана и ее использование в процессе прогнозирования банкротства.

Z=1,2К1+1,4К2+3,3К3+0,6К4+К5,

где К1 – отношение собственных оборотных средств к сумме активов;

К2 – отношение нераспределеннойприбыли к сумме активов;

К3 – отношение прибыли до уплаты налогов и процента к сумме активов;

К4 – отношение рыночной стоимости обыкновенных и привилегированных акций к балансовой оценке заемного капитала (долгосрочного и краткосрочного);

К5 – отношение выручки от реализации к сумме активов.

Согласно этой модели, чем больше значение Z, тем меньше вероятность банкротства.

Главным достоинством этой модели является высокая точность прогноза. Основной недостаток: что ее можно применять главным образом для крупных компаний, котирующих свои акции на бирже.

Пути предотвращения банкротства:

1. уменьшение или полный отказ от выплаты дивидендов по акциям при условии, что удастся убедить акционеров в реальности программы финансового оздоровления и повышения дивидендных выплат в будущем.

2. Одним из эффективных методов обновления материально-технической базы предприятия является лизинг. Использование ускоренной амортизации по лизинговым операциям позволяет оперативно обновлять оборудование и вести техническое перевооружение производства.

3. Привлечение кредитов под прибыльные проекты, способные принести предприятию высокий доход.

4. Уменьшить дефицит собственного капитала можно за счет ускорения его оборачиваемости путем сокращения сроков строительства, производственно-коммерческого цикла, сверхнормативных остатков запасов, незавершенного производства и т.д.

5. Сокращение расходов на содержание объектов жилсоцкультбыта путем передачи их в муниципальную собственность.

6. Маркетинговый анализ по изучению спроса и предложения, рынков сбыта и формирования на этой основе оптимального ассортимента и структуры производства продукции.

7. Поиск внутренних резервов по увеличению прибыльности производства и достижению безубыточной работы за счет более полного использования производственной мощности предприятия, повышения качества и конкурентоспособности продукции, снижения ее себестоимости.