16. Принципы организации и государственное регулирование финансов
Принципы организации финансов корпораций должны обеспечить принятие эффективных стратегических и тактических финансовых решений. На их основе разрабатывается финансовая политика корпорации, т.е. формирование собственного и заемного капитала, вложений в активы, способов увеличения имущества и объемов, оптимизации денежных потоков.
Естественно финансовая политика в ее конкретном механизме функционирования финансов корпорации должна базироваться на определенных принципах, соответствующих рыночной экономике.
По рекомендации российского ученого принципами современной организации финансов корпораций могут являться следующие показатели:
1. Принцип плановости, который обеспечивает соответствие объема продаж и издержек, инвестиций потребностям рынка, учета конъюнктуры, а в наших условиях и платежеспособного спроса, т.е. возможности осуществления нормальных расчетов. Этот принцип наиболее полно реализуется при внедрении современных методов внутрифирменного финансового планирования, т.е. бюджетирования и контроля.
2. Финансовое соотношение сроков - обеспечивает минимальный разрыв во времени между получением и использованием средств, что особенно важно в условиях инфляции и изменения
курсов валют. При этом под использованием средств здесь понимается и возможность их сохранения от обесценивания при размещении в ценные бумаги, депозиты и т.п.
3. Гибкость, т.е. маневрирование-обеспечивает возможность маневра в случае недостижения плановых объемов продаж, превышения плановых затрат по текущей и инвестиционной деятельности.
4. Минимизация финансовых издержек - финансирование любых инвестиций и других затрат должно обеспечиваться самым "дешевым" способом.
5. Рациональность — вложение капитала в инвестиции должно иметь более высокую эффективность по сравнению с достигнутым ее уровнем и обеспечить минимальные риски.
6. Финансовая устойчивость — обеспечение финансовой независимости, т.е. соблюдение критической точки удельного веса собственного капитала в общей его величине (0,5) и платежеспособности корпорации, т.е. ее себестоимости к погашению своих краткосрочных обязательств.
Реализация этих принципов должна осуществляться при разработке финансовой политики и организации системы управления финансами конкретной корпорации. При этом необходимо у читывать:
- сферу материального производства и непроизводственной сферы;
- отраслевую принадлежность, т.е. промышленность, транспорт, сельское хозяйство, торговля и т.д.;
- виды или направления деятельности, как-то экспорт, импорт;
- организационно-правовые формы предпринимательской деятельности.
Эти принципы полно реализуются в корпорациях, занимающихся в сферах материального производства. Для них наиболее характерно функционирование на основе коммерческого расчета, самофинансирования и самоокупаемости.
Приведем примерную схему финансовых структур корпораций и их управление отраслями национального хозяйства страны.
Организация финансами означает слаженность, четкость всех звеньев управления, высокую результативность финансового аппарата, ответственность и дисциплинированность.
Управление финансами отраслей национального хозяйства осуществляется финансовыми департаментами (управлениями) и отделами министерств, ведомств, компаний, акционерных общества, товариществ, финансовыми отделами и финансовыми службами фирм, хозяйствующих субъектов, а также корпораций.
Аппарат финансовых служб министерств и других вышестоящих органов осуществляет работу по свободному финансовому прогнозированию, планированию, контролю за выполнением свободного баланса доходов и расходов, координирует работу финансовых отделов подведомственных хозяйственных субъектов.
Финансовая служба в фирмах, компаниях и корпорациях осуществляется финансовым отделом, являющимся самостоятельным структурным подразделением. В небольших предприятиях финансовые отделы могут быть совмещены с отделом сбыта или бухгалтерией, которые могут быть финансово-сбытовыми или бухгалтерско-финансовыми отделами.
На крупных предприятиях и корпорациях финансовый отдел состоит из нескольких групп (бюро), за которыми закреплены определенные функции. Начальник отдела подчинен непосредственно руководству предприятия, схематически это выглядит следующим образом.
Государственное регулирование финансов представляет собой законодательно закрепленную систему воздействия на финансовые отношения. Для воздействия используются финансовые методы и инструменты, осуществляется финансовая политика. Соответствующие государственные органы разрабатывают и проводят финансовую политику и осуществляют законодательное регулирование финансов на макро-и микроуровнях. В основе государственного финансового регулирования находится определенная финансовая концепция. На практике при реализации финансовой политики применяются элементы нескольких концепций, что приводит к появлению промежуточных финансовых теорий, воплощающих национальные особенности государств и степень развитости экономики.
Единого мнения о степени воздействия государства на финансы, методы и формы воздействия, на практическое их применение в российской экономической науке нет. С одной стороны, экономическая роль государства представляется как проявление в регулирующей, перераспределительной, социальной и контрольной функциях. С другой стороны, государственное финансовое регулирование является приоритетной составляющей системы государственного регулирования социально-экономических процессов.
Деятельность государственных структур в сфере управления финансовыми ресурсами представляет собой сочетание мер бюджетного, налогового, денежно-кредитного регулирования. В настоящее время целью государства является построение социально ориентированного рыночного хозяйства. Задачами государства являются:
последовательное повышение уровня жизни населения;
снижение социального неравенства;
восстановление экономической и политической роли России в мировом сообществе;
сочетание регулирующей роли государства и свободного рыночного развития экономики.
Для достижения этих целей используются разнообразные финансовые инструменты, такие как дивиденды, лимиты бюджетного финансирования, субвенции, субсидии, трансферты. С целью совершенствования управления общественными финансами Министерство финансов РФ выступило официальным инициатором нормативного закрепления понятия «лучшая практика». Под этим понимается третий уровень регулирования и управления региональными и муниципальными финансами на основе добровольных стандартов, составленных с учетом лучшего опыта работы финансовых органов. При использовании кодекса лучшей практики главный упор будет сделан на усиление самоконтроля территориальных органов власти и повышение их заинтересованности в экономном и целевом использовании всех денежных средств, а в первую очередь – бюджетных ресурсов.
Для повышения эффективности управления региональными и местными финансами следует:
обеспечить самостоятельность и ответственность субъектов управления общественными финансами;
создать конкурентную среду, что является абсолютно необходимым условием для формирования у институтов власти стимулов повышения прозрачности и эффективности управления общественными финансами.
Использование кодекса лучшей практики должно будет способствовать внедрению честных правил конкуренции, повышению информированности всех заинтересованных лиц о лучшем опыте финансовой работы не только на отечественном, но и на международном уровне.
17. Денежные доходы и расходы коммерческих организаций (предприятий) Финансы коммерческих организаций и предприятий являются основным звеном финансовой системы, охватывают процессы создания, распределения и использования валового внутреннего продукта в стоимостном выражении. Они функционируют в сфере материального производства, где в основном создаются совокупный общественный продукт и национальный доход. Финансовые условия хозяйствования претерпели существенные изменения, которые выразились в либерализации экономики, изменении форм собственности, проведении широкомасштабной приватизации, изменение условий государственного регулирования, введении системы налогообложения коммерческих организаций и предприятий. Все это привело к повышению роли распределительных отношений. Конечной целью предпринимательской деятельности стало извлечение прибыли при сохранении собственного капитала. Для осуществления своей деятельности коммерческие организации располагают наряду с материальными и людскими ресурсами, также денежными средствами, обеспечивающими покрытие различных потребностей. Денежные средства поступают в их распоряжение по различным каналам и в процессе вовлечения их в оборот трансформируются в финансовые ресурсы. Финансовые ресурсы коммерческих организаций – это денежные доходы и поступления, находящиеся в их распоряжении и предназначенные для обеспечения потребностей, связанные с их функционированием: выполнение финансовых обязательств перед контрагентами, осуществление расходов по уставной (основной) деятельности, включая затраты по расширенному производству, экономическому стимулированию работающих, социальным вопросам. Формирование финансовых ресурсов коммерческих организаций может осуществляться по трем каналам: - за счет собственных и приравненных к ним средств; - мобилизация ресурсов на финансовом рынке; - поступление денежных средств от финансовой системы в порядке перераспределения. Первоначальное формирование финансовых ресурсов происходит в момент учреждения предприятия, когда образуется уставный капитал (фонд). Источники формирования уставного капитала зависят от организационно-правовой формы хозяйствования: акционерное общество, кооператив, государственное предприятие, товарищество и т.д. В этой связи различают следующие источники уставного капитала коммерческих организаций: акционерный капитал, паевые взносы членов кооперативов, отраслевые финансовые ресурсы, долгосрочный кредит, бюджетные средства. Величина уставного фонда показывает размер тех денежных средств – основных и оборотных, которые инвестированы в процесс производства или осуществления иной уставной деятельности коммерческой организации. При этом минимальный размер уставного фонда, особенности его образования и использования, правовой режим имущества, ограничение предпринимательской деятельности отдельных видов коммерческих организаций, учреждаемых в форме хозяйственных товариществ, банков, страховых обществ, совместных предприятий регулируется Гражданским кодексом и другими специальными законодательными актами. Вкладом в уставный фонд хозяйственного товарищества могут быть деньги, ценные бумаги, вещи, имущественные права, в том числе интеллектуальная собственность. Основным источником финансовых ресурсов на действующих коммерческих предприятиях выступает стоимость реализованной продукции, оказанной услуги. В процессе распределения выручки различные части стоимости реализованной продукции принимают форму денежных накоплений. Финансовые ресурсы формируются главным образом за счет прибыли. Кроме того, источниками финансовых ресурсов выступают: выручка от реализации выбывшего имущества, устойчивые пассивы, различные целевые поступления, мобилизация внутренних ресурсов в строительстве, средства от сдачи имущества в аренду и др. Коммерческое предприятие, образованное в форме кооператива в качестве источника финансовых ресурсов имеет паевые и иные взносы членов трудового коллектива. Значительные финансовые ресурсы могут мобилизоваться на финансовом рынке. Формами их мобилизации являются продажа акций, облигаций и других видов ценных бумаг, а также кредитные инвестиции. Осуществление деятельности в условиях рынка сопряжено с различными видами рисков: предпринимательские риски, валютные риски, коммерческие риски т.д. В этой связи коммерческие организации все в большей мере прибегают к страхованию своей деятельности. Это обусловливает выплату им страхового возмещения. Таким образом, в составе финансовых ресурсов вес большую роль играют средства, мобилизуемые на финансовом рынке и выплаты страхового возмещения, поступающие от страховых компаний. Использование финансовых ресурсов осуществляется коммерческими организациями по многим направлениям: - платежи органам финансовой и банковской системы; - инвестирование собственных средств в основную деятельность: капитальные затраты (реинвестирование), связанные с расширением производства и техническим его обновлением, переходом на новые прогрессивные технологии, использование «ноу-хау» и т.д.; - инвестирование финансовых ресурсов в ценные бумаги, приобретаемые на рынке; - направление финансовых ресурсов на образование денежных фондов поощрительного и социального характера; - использование финансовых ресурсов на благотворительные цели, спонсорство и т.п.
- Типы финансовой политики
- Финансовый механизм: понятие, составные элементы
- 9. Сущность и методы управления финансами.
- 10. Система государственных органов управления
- 11. Необходимость, содержание и задачи финансового контроля
- 12. Виды, формы и методы проведения финансового контроля
- 13. Система государственного финансового контроля
- 14. Внутрифирменный финансовый контроль
- 15. Аудиторский (независимый) финансовый контроль
- 16. Принципы организации и государственное регулирование финансов
- 18. Прибыль и рентабельность коммерческой организации
- 19. Оборотный капитал коммерческой организации
- Классификация коммерческих организаций по организационно-правовой форме в рф
- Амортизационная политика. Переоценка основных фондов
- 21. Организация расчетов на предприятии
- 1. Расчеты платежными поручениями.
- 2. Расчеты аккредитивами.
- 3. Расчеты чеками.
- 4. Расчеты по инкассо.
- Финансовое планирование на предприятии
- Управление финансами коммерческих организаций
- Государственный бюджет и его роль в социально-экономическом развитии страны
- Бюджетное устройство Российской Федерации
- Принципы построения бюджетной системы
- 4. Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов.
- Бюджетная классификация
- Межбюджетные отношения. Формы бюджетного регулирования
- Бюджетный механизм регулирования воспроизводственных процессов. Формы и методы бюджетного регулирования
- Реформирование межбюджетных отношений
- Бюджетный процесс
- Бюджетный дефицит и источники его финансирования
- 35. Доходы и расходы федерального бюджета Доходы и расходы федерального бюджета
- Нефтегазовые доходы федерального бюджета
- Резервный фонд и Фонд будущих поколений
- 37. Внебюджетные фонды.
- 41. Классификация и виды страхования
- 42. Сущность, функции и роль кредита в развитии экономики
- Формы кредита. Особенности и основные виды банковского кредита
- 44. Кредитная система Российской Федерации: понятие и структура
- Коммерческий кредит. Вексельный оборот
- Необходимость и сущность государственного кредита
- 49. Формы государственного кредита и классификация государственных займов
- Классификация государственных займов
- Управление государственным долгом: принципы и методы
- Банковская система: принципы ее организации
- Центральный банк Российской Федерации, его юридический статус, цели, задачи и функции
- Юридический статус Центрального банка
- 53. Коммерческие банки и основные виды их деятельности
- Рынок ценных бумаг, его роль в экономике
- 56. Роль финансов в развитии международных экономических отношений
- Международные кредитно-финансовые организации