logo search
регпол2011учп-выдержки

Поддержанные в рамках Инвестиционного фонда рф проекты Проекты общегосударственного значения

… Характеристики поддержанных проектов и объемы их финансирования приводятся в таблицах П3 и П4 Приложения.

Анализируя приведенные в указанных таблицах данные, стоит прежде всего отметить, что по поддержанным проектам (не считая тех, по которым пока речь идет только о выделении средств на разработку проектной документации), доля Инвестиционного фонда составляет существенно меньше допустимых 75%, так что требование о минимальной доле инвестора в 25% оказалось вполне приемлемым. …

Подавляющая часть поддержанных проектов связана с созданием инфраструктуры. Единственным исключением можно считать проект ОАО «Ситроникс» по организации производства интегральных микросхем.

Вместе с тем даже инфраструктурные проекты из числа подержанных довольно многообразны.

Значительную часть проектов составляют проекты строительства платных автомобильных дорог в густонаселенных районах страны, причем реализовывать эти проекты предполагается на основе концессионных соглашений. Подобная ситуация неудивительна. Внедрение платных автодорог – вопрос давно назревший, но нормативно-правовая база для развития для платных автодорог сложилась совсем недавно. В других же видах транспортной инфраструктуры привлечение частных инвестиций практикуется уже давно (например, можно отметить существование частной собственности на портовые терминалы). Правда, ОАО «Российские железные дороги» также является одним из значимых претендентов на средства Инвестфонда.

Несколько поддержанных за счет средств Инвестфонд проектов – это проекты строительства инфраструктуры, необходимой для освоения месторождений полезных ископаемых. К числу таких проектов относятся проекты по Нижнему Приангарью, Читинской области, Республике Тыва, Урал Промышленный – Урал Полярный, Комплексное развитие Южной Якутии. Все они предполагают строительство новых железнодорожных линий (по уральском проекту речь идет о строительстве железной дороги из Свердловской области в Ямало-Ненецкий автономный округ).

Из названных проектов, связанных с освоением месторождений полезных ископаемых, подлинно комплексными проектами, т.е. предполагающими строительство разных видов инфраструктуры (не только железных дорог), являются только проекты по Нижнему Приангарью и Южной Якутии. Причем по второму проекту речь идет пока только о разработке проектной документации, так что, строго говоря, можно говорить пока реально только об одном поддержанном комплексном проекте.

Особо можно отметить проект строительства железнодорожной линии Кызыл (Республика Тыва) – Курагино (Красноярский край). Связан этот проект, как уже было сказано, с освоением месторождений полезных ископаемых, прежде всего богатейшего Элегестского угольного месторождения. Вместе с тем любопытен этот проект тем, что он в отличие от всех остальных проектов, действительно, имеет значение для всего субъекта Федерации. Республика Тыва, как известно, – это один из немногих российских регионов, который вообще не имеет железнодорожного сообщения, и в том числе в силу этого обстоятельства социально-экономическое развитие республики находится на крайне низком уровне. Строительство железнодорожной линии станет интересным экспериментом, поскольку покажет, может ли строительство железнодорожной линии стать серьезным стимулом для развития экономики целого субъекта Федерации. Более того, в 2011 году началась работа по видоизменению проекта строительства железнодорожной линии в Тыву, связанная с готовностью и желанием сразу нескольких инвесторов участвовать в строительстве железной дороги.

Как видно из таблицы П4 Приложения, определившиеся претенденты на средства Инвестфонда легко «перешагивают» порог в 5 млрд. рублей, стоимость проектов исчисляется десятками и даже сотнями миллиардов рублей. Однако стоит еще раз обратить внимание на то, что среди этих проектов есть только один инновационный проект (даже если проекты по Нижнекамску и Новомосковску отнести к инновационным, все равно это инновации в самых благополучных секторах российской промышленности).

Нельзя не сказать и о том, что на поддержку Инвестфонда постепенно стали претендовать все более и более грандиозные проекты, поддержка каждого из которых эквивалентна годовому объему Инвестфонда. Из уже называвшихся проектов к числу таковых относятся «Урал Промышленный ­– Урал Полярный» и «Комплексное развитие Южной Якутии». Немалые размеры проектов привели к тому, что еще в докризисный период стали говорить о нехватке средств Инвестиционного фонда

Что касается влияния проектов общегосударственного значения, получивших право на поддержку за счет средств Инвестиционного фонда, на региональные пропорции в уровне социально-экономического развития, то оно неоднозначно. С одной стороны, значительная часть проектов будет реализовываться в экономически благополучных регионах. С другой стороны, среди получателей поддержки есть и проблемные территории, такие, например, как Республика Тыва.