logo search
ГОС ответы 2011 (теория)

3. Формирование и использование выручки от реализации.

Стоимость произведенной продукции (выполненных работ, оказанных услуг) выражается ценой реализуемого товара.

Выручкой от продажи продукции (работ, услуг) называются денежные средства, поступившие на расчетный счет предприятия за продукцию, отгруженную покупателю.

Своевременное поступление выручки – очень важный момент в хозяйственной деятельности предприятия. Bo-первых, выручка от продажи продукции является основным регулярным источником для предприятия по удельному весу среди всех возможных поступлений средств.

Во-вторых, процесс кругооборота средств предприятия заканчивается реализацией продукции и поступлением выручки, что означает восстановление затраченных на производство денежных средств и создание необходимых условий для возобновления следующего кругооборота.

От поступления выручки зависят устойчивость финансового положения предприятия, состояние его оборотных средств, размер прибыли, своевременность расчетов с бюджетом, внебюджетными фондами, банком, поставщиками, рабочими и служащими предприятия. Несвоевременное поступление выручки приводит к задержке расчетов, штрафам и санкциям, что в конечном итоге означает не только потери прибыли предприятия-поставщика, но и перебои в работе и остановки производства на смежных предприятиях.

Выручка, поступающая на расчетный счет предприятия, сразу же используется на оплату счетов поставщиков сырья, материалов, комплектующих изделий, полуфабрикатов, запасных частей, топлива, энергии. Из выручки осуществляют отчисления налогов в бюджет, отчисления во внебюджетные фонды, выплату заработной платы в установленные сроки, возмещается износ основных производственных фондов, финансируются расходы, предусмотренные финансовым планом и не включаемые в себестоимость продукции. Выручка от продажи продукции, не является доходом в полном смысле этого слова, так как из нее прежде всего необходимо возместить понесенные затраты, выплатить заработную плату.

Оставшаяся часть выручки примет форму чистого дохода предприятия, т. е. прибыли.

Направления распределения выручки показаны на схеме (рис. 12.5).

На размер выручки от продажи продукции (работ, услуг) оказывают влияние следующие факторы:

• в сфере производства – объем производства, качество продукции, ее ассортимент, ритмичность выпуска и др.;

• в сфере обращения – ритмичность отгрузки, своевременное оформление транспортных и расчетных документов, сроки документооборота, соблюдение условий договора, оптимальные формы расчетов, уровень цен;

• не зависящие от деятельности предприятия – нарушения договоров поставщиками материально-технических ресурсов, недостатки в работе транспорта, несвоевременная оплата продукции из-за отсутствия у покупателя средств.

Величина выручки от выполненных работ и оказанных услуг зависит от объема работ и услуг и соответствующих расценок и тарифов по каждому направлению реализации работ, услуг.

Денежные поступления, связанные с выбытием основных средств, материальных оборотных и нематериальных активов, продажная стоимость валютных ценностей, ценных бумаг не включается в состав выручки от продажи продукции. Результаты по таким операциям рассматриваются как доходы или убытки и учитываются при определении прибыли от реализации и далее общей (балансовой) прибыли. Денежная выручка по этим операциям может планироваться оперативно, например, при составлении платежного календаря.

До 1 января 2002 года предприятие было вправе самостоятельно выбирать метод учета выручки от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг): по мере оплаты продукции, поступающей на расчетный счет или в кассу предприятия, или по отгрузке товаров и предъявлению расчетных документов покупателю (заказчику). В современных условиях хозяйствования предприятия имеют право на определение даты получения дохода по кассовому методу, если в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций без учета НДС и налога с продаж на превысила одного миллиона рублей за каждый квартал

Для целей налогообложения обязаны учитывать выручку по отгрузке продукции.

Момент реализации, т.е. продажи продукции (работ, услуг) подтверждается правом перехода собственности от одних владельцев к другим. Передача этого права происходит в результате условий договора купли-продажи, обмена, передачи и т.д.

Поэтому необходимо помнить, что выручка от реализации продукции (работ, услуг) в целях налогообложения определяется либо:

- по методу начисления и предъявления заказчику (покупателю) расчетных документов;

- по методу оплаты - по поступлению денежных средств на счета в коммерческих банках, а при расчетах наличными деньгами - по поступлению денежных средств в кассу корпорации.

Метод определения выручки от реализации продукции (работ, услуг) устанавливается корпорациями самостоятельно и отражается в приказе по учетной политике.

Выручка, поступившая на счете корпорации и в кассу, как правило, используется на оплату счетов поставщиков сырья, материалов, комплектующих изделий, полуфабрикатов, топлива и энергии. Из нее производятся отчисления во внебюджетные фонды, выплата заработной платы, возмещается амортизация и производятся другие расходы.

Величину выручки от реализации продукции по методу отгрузки в плановых финансовых расчетах определяется по формуле:

B=Tn+DO,+D02

где В - выручка от реализации продукции (работ, услуг) в планируемом периоде;

остатков готовой продукции на складе на конец планируемого периода по сравнению с началом в продажных ценах;

ТП - товарная продукция в планируемом периоде в продажных ценах;

изменение остатков товаров отгруженных, учитываемых по сравнению с его началом в продажных ценах.

Величина выручки от реализации продукции по методу оплаты в плановых финансовых расчетах определяется по формуле:

B=Tn+DO+D02+D03,

где - изменение остатков отгруженных, не оплаченных покупателями на конец планируемого периода по сравнению с ее началом в продажных ценах.

Состав остатков принимается такой же, как и при определении затрат по реализации продукции.

Объем реализации продукции зависит от ряда факторов, а именно от объема выпуска товарной продукции, изменения складских остатков готовой продукции, изменения величины товаров отгруженных, по которым право собственности до его перехода остается у поставщика, а также изменений задолженности покупателей и заказчиков.

На состояние реализации активное влияние оказывает маркетинговая политика корпорации, развитие дилерской сети, оптимальное использование посреднических корпораций и предприятий, грамотное проведение рекламных компаний, PR-акций и другие.

При изучении распределения (использования) выручки учитывается, что основная часть направляется на возмещение затрат, включенных в издержки, т.е. в себестоимость реализованных товаров, продукции, работ, услуг. Другая часть направляется на уплату налогов, сборов и отчислений, которые не включены в себестоимость, но обязательны к уплате из выручки в соответствующий бюджет в виде налога на добавленную стоимость, акцизов и другие. Третья часть выручки представляет собой доход корпорации, которая после уплаты налогов находится в полном распоряжении корпорации и направляется на цели, определенные исходя стратегии развития корпорации.

При планировании и прогнозировании доходов и расходов корпорации следует по методу составления бюджетов. Причем при разработке любого бюджета производится его прогнозирование по объему продаж, т.е. определение объема реализации продукции (работ, услуг). Этот прогноз основывается на результате анализа как внутрикорпорационной информации, что относится маркетинговое исследование и т.д.

В корпорациях, выпускающих широкий ассортимент продукции, обычно строятся перспективные прогнозы по каждому ее виду, которые затем суммируются и сравниваются с агрегированным прогнозом по данной группе. После согласования расхождений, составляется прогноз объема реализации для всей корпорации с разбивкой на части, соответствующие видам продукции и главным сегментам рынка.

Прогнозы, касающиеся других переменных величин, например, издержек производства, в свою очередь будут зависеть от прогнозируемого уровня продаж. Допускаемые соотношения между объемом продаж и другими переменными величинами очень важны и должны быть установлены с максимально возможной точностью. Это требование выполнимо только в условиях стабильного экономического развития. После составления прогноза продаж разрабатывается график поступления денежных средств от продаж, прогноз погашения дебиторской задолженности, прогноз издержек производства, а также график наличных выплат. На основе этих данных составляется ряд бюджетов, например, бюджет движения денежных средств, бюджет доходов и расходов.