logo search
УМК по налогам для ФИК

2.3 Структура органов налоговой системы

Государственная налоговая служба в республике создана постановлением Совета Министров БССР от 02.04.1990 № 78 в системе Министерства финансов БССР в составе — Главная государственная налоговая инспекция Минфина БССР и 185 государственных налоговых инспекций по областям, городам, районам и районам в городах.

Указом Президента Республики Беларусь от 17.10.1994 № 150 Главная государственная налоговая инспекция при Министерстве финансов переименована в Главную государственную налоговую инспекцию при Кабинете Министров Республики Беларусь и наделена правами министерств и самостоятельных ведомств.

C 16 августа 2004 г. департамент преобразован в управление контроля за подакцизными товарами главного управления организации контрольной деятельности. В 2009 году было создано главное управление контроля подакцизных товаров и электронных технологий.

Для обсуждения и выработки решений по наиболее важным вопросам утверждена коллегия МНС в составе 15 человек.

В структуру МНС входят 157 инспекций МНС, из них 7 – по областям и г. Минску, 150 – по районам, городам, районам в городах.

Налоговые органы являются государственными органами, обладающими правами юридического лица, и в пределах своей компетенции проводят государственную политику и осуществляют регулирование и управление в сфере налогообложения.

 В случаях, предусмотренных законодательными актами, полномочиями налоговых органов могут обладать таможенные органы и иные уполномоченные государственные органы.

Общее управление налогами в Республике Беларусь возложено на высшие органы государственной власти – парламент, аппарат Президента, правительство. Они определяют основные принципы налогообложения, разрабатывают налоговую политику. Парламент как законодательный орган в соответствии с Конституцией рассматривает законы о налогах, сборах и обязательных платежах. Все законодательные проекты о введении или отмене налогов и сборов, об освобождении от их уплаты на территории страны вносятся в парламент при наличии заключения правительства.

Оперативное управление процессом налогообложения в Республике Беларусь возложено на Министерство финансов и его органы на местах, Министерство по налогам и сборам и его территориальные инспекции, Комитет государственного контроля, Государственный таможенный комитет, которые действуют в пределах своей компетенции в соответствии с действующим законодательством. Управление налогообложением на предприятиях, в учреждениях, организациях, а также в министерствах и ведомствах осуществляется финансовыми отделами и бухгалтерскими службами. С помощью органов оперативного управления государство руководит налогообложением во всех структурных подразделениях экономики.

Министерство финансов при участии Министерства по налогам и сборам и с привлечением заинтересованных центральных органов исполнительной власти выполняет в области налогообложения следующие функции:

– разрабатывает концепцию и направления реформирования налоговой политики, предложения по совершенствованию налоговой политики и налоговой системы в республике;

– участвует в разработке международных соглашений между Республикой Беларусь и другими государствами об устранении двойного обложения доходов и имущества;

– намечает необходимые меры по налоговому стимулированию предпринимательской деятельности в стране и т. д.

Финансовые органы на местах занимаются конкретными вопросами налогообложения, а именно:

– совместно с налоговыми органами осуществляют ревизии юридических лиц;

– принимают меры по укреплению налоговой дисциплины, Своевременному и полному поступлению налогов и других обязательных платежей в бюджет и т. д.

На структурное подразделение Министерства финансов – Главное государственное казначейство – возложено управление доходами и расходами республиканского бюджета исходя из принципа единства кассы.

На Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь возлагаются следующие функции:

– контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджет всех обязательных платежей;

– подготовка предложений по совершенствованию налогового законодательства;

– участие совместно с Министерством финансов в разработке налоговой политики и налогового законодательства государства и т. д.

Налоговые инспекции на местах имеют право:

– проводить плановые и контрольные проверки на предприятиях, в учреждениях, организациях;

– проверять все документы (денежные документы, бухгалтерские книги, отчеты, планы, сметы, декларации), связанные с исчислением и уплатой налогов;

– получать от налогоплательщика необходимые объяснения, справки, сведения по вопросам проверок и т. д.

Налоговые органы и их должностные лица несут ответственность за неправильные решения, действия или бездействие. В целом объем работы налоговых служб огромен и продолжает увеличиваться. Это объясняется расширением налогообложе­ния, интенсивным ростом количества налогоплательщиков.

Специалисты из службы Комитета государственного контроля вправе в установленном порядке налагать административный арест на имущество лиц, уклоняющихся от уплаты налогов и сборов, и при необходимости осуществлять в полном объеме проверки, оформляя их актами. Таким образом, они вы­полняют функции правоохранительных и налоговых органов одновременно. При выявлении сокрытия доходов от налогообложения они привлекают нарушителей к уголовной или административной ответственности – в зависимости от размеров сокрытия.

Функции Государственного таможенного комитета (ГТК) в области налогообложения сводятся к следующему:

– проведение проверок по налогам, взимаемым таможен­ными органами;

– проверка всех документов, связанных с исчислением и уплатой налогов, взимаемых таможенными органами;

– приостановление операций налогоплательщиков по счетам в банках при неисполнении ими налогового законодательства и т. д.

Кроме указанных финансовых и налоговых органов вопросами налогового управления занимаются банки и другие кредитные учреждения.