logo
УМК по налогам для ФИК

1.3. Принципы налогообложения

Принципы налогообложения - это исходные, базовые категории и положения, по которым формируется налоговая система в конкретных динамических условиях экономики страны.

В конце XVIII в. закладывались основы современного государства осуществляющего активную экономическую, в том числе финансовую и налоговую политику. Длительная историческая практика налогообложения выработала основные принципы построения налоговой системы, не устаревшие до нашего времени. Эти принципы, или правила, впервые сформулировал Адам Смит в 1776 г. в своих «Исследованиях о природе и причинах богатства народов».

Система принципов налогообложения

Классические

(сформулированные Адамом смитом)

Экономические

(сформулированные

Людвигом Эрхардом)

Принципы налогового права

Принцип равномерности

Налоги по возможности минимальны; необходимы минимальные затраты на их взимания

Принцип равного налогового бремени

Принцип определенности

Налоги не могут препятствовать конкуренции, изменять чьи либо шансы

Принцип установления налогов законами

Принцип удобства

Налоги соответствуют структурной политике

Принцип отрицания обратной силы налоговых законов

Принцип экономности

Налоги нацелены на более справедливое распределение доходов

Принцип приоритета налогового закона над неналоговыми законами

Принцип эффективности

Максимальное уважение человека

Принцип наличия всех элементов налога в налоговом законе

Гарантированное соблюдение коммерческой тайны

Принцип сочетания интересов государства и обязанных субъектов

Налоговая система исключает двойное налогообложение

Величина налогов соответствует размеру государственных услуг, включая защиту человека и все, что гражданин может получить от государства.

  1. Принцип равномерности - требует, чтобы граждане каждого государства принимали материальное участие в обеспечении правительства соразмерно доходам, которые они получают под покровительством правительства. Часто данное правило называют принципом справедливости, требующим, чтобы обложение было достаточно жестким для богатых лиц и щадящим для социально слабо защищенных слоев населения.

  2. Принцип определенности - означает, что сумма, способ и время платежи: должны быть заранее известны плательщику:

  3. Принцип удобства - предполагает, что налог должен взиматься во время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика, т. е. государство должно устранить формальности и упростить акт уплаты налога, а также приурочить налоговый платеж ко времени получения дохода.

  4. Принцип экономности - предполагает сокращение издержек взимания налогов: расходы по их сбору должны быть минимальными.

  5. Принцип эффективности - состоит в следующем: налоги должны оказывать влияние на принятие экономических решений; налоговая структура должна содействовать проведению политики стабилизации и развития экономики страны; налоговая система должна быть понятной налогоплательщикам и принята большей частью общества, не вызывая произвольного толкования; административные расходы по управлению налогами и соблюдению налогового законодательства должны быть минимальными.

Кроме классических принципов с течением времени сложился комплекс требований, предъявляемых как со стороны государства, так и плательщиков:

В Республике Беларусь разработан Налоговый кодекс (НК РБ), который является единым систематизированным сводом законов государства, регулирующим отношения в области налогообложения, сборов и пошлин, где отражены основные принципы налогообложения Республики Беларусь.

Основные принципы налогообложения в Республике Беларусь

Основные принципы налогообложения в Республике Беларусь (статья 2 часть 1 НК РБ)

1. Ни на кого не может быть возложена обя­занность уплачивать налоги, сборы (пошли­ны), а также обладающие установленными НК РБ признаками налогов, сборов (пошлин) иные взносы и платежи, не предусмотренные НК РБ либо установленные в ином порядке, чем это определено Конституцией, НК РБ, актами Президента

5. Не допускается установление налогов, сборов (пошлин) и льгот по их уплате: - наносящих ущерб национальной безопасности Республики Беларусь; - наносящих ущерб политической и экономической стабильности, в том числе нарушающих единое экономическое пространство республики; - наносящих ущерб ее территориальной целостности; - ограничивающих свободное передвижение физических лиц, перемещение товаров (работ, услуг) или финансовых средств в пределах территории Беларуси; - создающих в нарушение Конституции и принятых в соответствии с ней законодательных актов иные препятствия для осуществления предпринимательской и другой деятельности организаций и физических лиц, кроме запрещенной законодательными актами

2. Каждое лицо обязано уплачивать законно установленные налоги, сборы (пошлины), по которым это лицо признается плательщиком

3. Налогообложение в Республике Беларусь основывается на признании всеобщности и равенства

4. Допускается установление особых видов таможенных пошлин либо дифференцированных ставок таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товаров в соответствии с НК РБ и таможенным законодательством