logo
УМК по налогам для ФИК

11.1 Необходимость введения особых режимов налогообложения в налоговой системе Республики Беларусь.

Плательщиками налога при упрощенной системе налогообложения (далее- УС) признаются организации и индивидуальные предприниматели, и нотариусы, осуществляющие нотариальную деятельность в нотариальном бюро, адвокаты перешедшие на применение такой системы в установленном порядке

 Применять упрощенную систему вправе ОРГАНИЗАЦИИ и ИП при одновременном соблюдении критериев:

1​средняя численность работников в среднем не более 100 человек, в течение первых девяти месяцев года, предшествующего году, с которого претендуют на ее применение

2​ размер валовой выручки не более 9 000 000 000 белорусских рублей, в течение первых девяти месяцев года, предшествующего году, с которого претендуют на ее применение

Численность работников организации в среднем за период с начала года по отчетный период включительно определяется путем суммирования средней численности работников за все месяцы, истекшие за период с начала года по отчетный период включительно, и деления полученной суммы на число истекших месяцев;

средняя численность работников за каждый месяц определяется как списочная численность работников в среднем за месяц (за исключением работников, находящихся в отпусках по беременности и родам, в связи с усыновлением (удочерением) ребенка в возрасте до трех месяцев, по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет);

Применяющие упрощенную систему организации и индивидуальные предприниматели:

4.1. с численностью работников в среднем за период с начала года по отчетный период включительно не более 50 человек, если размер их валовой выручки нарастающим итогом с начала года составляет не более 8 200 000 000 белорусских рублей, вправе уплачивать налог на добавленную стоимость при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав. При этом налог на добавленную стоимость уплачивается до окончания налогового периода в отношении всех объектов обложения этим налогом;

4.2. уплачивающие налог на добавленную стоимость по оборотам по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав (далее в настоящей главе - уплачивающие налог на добавленную стоимость), вправе перейти на применение упрощенной системы без уплаты налога на добавленную стоимость с начала нового налогового периода, если в предшествующем ему налоговом периоде численность работников организации в среднем за период с начала года по последний отчетный период включительно не превысила 50 человек и валовая выручка организации и индивидуального предпринимателя нарастающим итогом с начала года составила не более 8 200 000 000 белорусских рублей;

4.3. исполняют обязанности налоговых агентов, в том числе удерживают при выплате заработной платы и иных доходов с начисляемых (перечисляемых) сумм налоги, сборы (пошлины) в порядке, установленном НК;

4.4. по товарам (работам, услугам), имущественным правам, реализуемым на территории Республики Беларусь иностранными организациями, не осуществляющими деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство и не состоящими в связи с этим на учете в налоговых органах Республики Беларусь, исполняют обязанность по исчислению и перечислению в бюджет налога на добавленную стоимость в порядке, установленном настоящим Кодексом.

5. Не вправе применять упрощенную систему: организации и индивидуальные предприниматели:

1. производящие подакцизные товары;

2. реализующие ювелирные изделия из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней;

3. реализующие имущественные права на средства индивидуализации участников гражданского оборота, товаров, работ или услуг (фирменные наименования, товарные знаки и знаки обслуживания, географические указания и другое);

4. осуществляющие: лотерейную деятельность; профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг; деятельность в качестве резидентов свободных экономических зон или Парка высоких технологий; деятельность по организации и проведению электронных интерактивных игр, риэлтерскую деятельность;  страховую деятельность,  банковскую деятельность (банки), деятельность в сфере игорного бизнеса,  посредническую деятельность по страхованию;

5. организации, производящие на территории Республики Беларусь сельскохозяйственную продукцию и уплачивающие единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции;

6. индивидуальные предприниматели в части деятельности, по которой уплачивается единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц.

 Применение упрощенной системы прекращается в случае если:

– численность работников организации в среднем за период с начала года по отчетный период включительно, превысила 100 человек;

–– валовая выручка нарастающим итогом в течение календарного года превысила 12 000 000 000 белорусских рублей;

– принято решение об отказе от применения упрощенной системы;

–при применении упрощенной системы без уплаты налога на добавленную стоимость численность работников организации в среднем за период с начала года по отчетный период включительно превысила 50 человек и (или) валовая выручка организаций и индивидуальных предпринимателей нарастающим итогом в течение календарного года составила более 8 200 000 000 белорусских рублей.

Уплата налога при упрощенной системе заменяет уплату арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, арендодателями которых являются сельские, поселковые, районные, Минский городской и городские (городов областного подчинения) исполнительные комитеты, администрации свободных экономических зон (далее - арендная плата за землю), если иное не установлено иными законодательными актами;

Организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на общий порядок налогообложения в текущем календарном году, не вправе в следующем календарном году перейти на упрощенную систему.

 Организации и индивидуальные предприниматели имеют право на применение упрощенной системы с начала календарного года.

Организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему, должны с 1 октября по 31 декабря года, предшествующего году, в котором они претендуют на применение упрощенной системы, представить в налоговый орган по месту постановки на учет заявление о переходе на упрощенную систему, содержащее информацию о размере валовой выручки за первые девять месяцев текущего года, численности работников организации в среднем за этот период, а также о выбранной налоговой базе (налоговых базах).

Организации и индивидуальные предприниматели, уведомившие в установленном порядке налоговый орган о переходе на применение упрощенной системы, вправе отказаться от ее применения в целом за налоговый период, если письменно информируют об этом налоговый орган до:

20 февраля года, следующего за годом, в котором представлено уведомление о переходе на упрощенную систему;

20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором представлено уведомление о переходе на упрощенную систему.

 Налоговый орган не вправе отказать организациям и индивидуальным предпринимателям в переходе на упрощенную систему и использовании выбранной налоговой базы (налоговых баз) при соблюдении ими условий.