2.1. Федеральные целевые и государственные программы развития регионов
Федеральные целевые программы социально-экономического развития регионов остаются в настоящее время важнейшим инструментом федеральной региональной политики, однако в настоящее время уже отнюдь не единственным. В ведение Минрегиона России был передан Инвестиционный фонд РФ, в качестве отдельного направления федеральной региональной политики появилась федеральная поддержка моногородов.
При этом основные проблемы федеральных целевых программ социально-экономического развития регионов остаются такими же, как и в предшествующие годы. Стоит еще раз отметить, что отсутствие четких целей федеральной региональной политики приводит к тому, что распределение средств федерального бюджета происходит зачастую на основе малопрозрачных процедур. В таблице 1 представлены расходы на программы социально-экономического развития регионов, утвержденные в законе о федеральном бюджете на 2011 год. Из представленных данных видно, например, что львиная доля средств концентрируется во Владивостоке. Обращают на себя внимания существенные различия в финансировании программ по Чеченской Республике и Республике Ингушетия. Новацией 2011 года стало особое внимание в рамках федеральной целевой программы «Жилище» восточным территориям – Норильску и Дудинке, зоне БАМа (федеральная поддержка жилищного строительства, исходя из традиционных подходов к пониманию федеральной региональной политики, не может считаться частью региональной политики, однако вопросы развития жилищного строительства находятся в ведении Минрегиона России).
Таблица 1. Распределение бюджетных ассигнований на реализацию федеральных целевых программ на 2011 год
Федеральные целевые программы | Тыс. рублей | Доля, % |
Все ФЦП, в т.ч. | 922 071 436,10 | 100,00 |
ФЦП развития Калининградской области на период до 2015 года | 6 010 690,40 | 0,65 |
ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года», в т.ч. | 88 407 115,50 | 9,59 |
– развитие г. Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе | 52 390 700,00 | 5,68 |
– экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года | 36 016 415,50 | 3,91 |
ФЦП «Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2007-2015 годы» | 1 143 848,20 | 0,12 |
ФЦП «Юг России (2008-2013 годы)» | 10 388 769,40 | 1,13 |
ФЦП «Развитие российских космодромов на 2006-2015 годы», в т.ч. | 9 885 611,80 | 1,07 |
– подпрограмма «Создание обеспечивающей инфраструктуры космодрома «Восточный» | 3 500 000,00 | 0,38 |
– развитие российских космодромов на 2006-2015 годы | 6 385 611,80 | 0,69 |
ФЦП «Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2010-2012 годы» | 18 362 620,00 | 1,99 |
ФЦП «Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия на 2010-2016 годы» | 1 500 000,00 | 0,16 |
ФЦП «Жилище» на 2011-2015 годы, в т.ч. | 50 890 000,00 | 5,52 |
– приобретение жилья гражданами, выезжающими из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей | 6 858 880,00 | 0,74 |
– подпрограмма «Стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации» | 3 572 662,80 | 0,39 |
– мероприятия по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья в зоне Байкало-Амурской магистрали | 498 480,00 | 0,05 |
– мероприятия по приведению объектов города Волгодонска в состояние, обеспечивающее безопасное проживание его жителей | 73 370,00 | 0,01 |
– мероприятия по переселению граждан, проживающих в городах Норильск и Дудинка, и модернизации коммунальной инфраструктуры города Норильска | 890 000,00 | 0,10 |
Источник: составлено по федеральному закону от 13 декабря 2010 года № 356-ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов»
Правда, справедливости ради надо отметить, что несколько лет назад ситуация была еще хуже. В настоящее время действие федеральных целевых программ регионального паритета распространяется все-таки либо на самые проблемные российские регионы (Дальний Восток и Забайкалье, Северный Кавказ), либо на регионы с особым географическим положением (Калининградскую область, Курильские острова). Как уже было сказано выше, в первой половине 2000-х годов действовали программы социально-экономического развития Республик Башкортостан и Татарстан – вполне благополучных по российским меркам, причем на эти программы шло более половины всех средств, выделяемых на программы регионального паритета.
Более того, в 2010 году появилась новая программа по еще одному проблемному региону – Республике Ингушетия (утвержденная Постановлением Правительства РФ от 24 декабря № 1087). …
Перспективы федеральных целевых программ социально-экономического развития регионов во многом связаны с формированием государственных программ. Переход к программному принципу формирования федерального бюджета является одним из важнейших направлений работы по повышению эффективности бюджетных расходов. А перечень государственных программ был утвержден распоряжением Правительства РФ № 1950-р от 11 ноября.
Этот перечень состоит из 41 государственной программы, сгруппированных по пяти направлениям: «Новое качество жизни», «Инновационное развитие и модернизация экономики», «Обеспечение национальной безопасности», «Сбалансированное региональное развитие» и «Эффективное государство». По направлению «Сбалансированное региональное развитие» предусмотрены 4 госпрограммы, ответственным исполнителем по которым является Минрегион России. Это программы «Региональная политика и федеративные отношения», «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона», «Развитие Северо-Кавказского федерального округа» и «Организация и проведение Олимпийских игр 2014 года и развитие горноклиматического курорта в г. Сочи». … В настоящее время продолжается работа над госпрограммами, с их появлением станет понятным будущее программного метода регулирования регионального развития.
- 1. Общая характеристика федеральной региональной политики
- 1.1. Федеральная региональная политика в докризисный период: краткая история становления региональной политики в России
- Инструменты федеральной региональной политики
- 2. Инструменты федеральной региональной политики
- 2.1. Федеральные целевые и государственные программы развития регионов
- 2.2. Инвестиционный фонд Российской Федерации Основные особенности Инвестиционного фонда
- Поддержанные в рамках Инвестиционного фонда рф проекты Проекты общегосударственного значения
- Региональные инвестиционные проекты
- Итоги работы Инвестиционного фонда рф
- 2.4. Федеральная поддержка моногородов
- 3. Региональные аспекты общеэкономической политики: важнейшие примеры
- 3.1. Особые экономические зоны
- Становление института оэз в России
- Основные положения законодательства об оэз
- Выбор регионов для создания оэз
- Ход создания оэз и привлеченные в них резиденты
- 3.2. Поддержка инноваций в регионах
- Система инструментов федеральной инновационной политики с четкой региональной привязкой
- Программа создания технопарков в сфере высоких технологий
- Наукограды