37 Налоговое консультирование: предмет, цель, задачи, этапы проведения.
Цель налогового консультирования – построение оптимальной модели бизнеса с учетом специфики предприятия, конкуренции и налоговых рисков, а также выбор наиболее выгодных и безопасных договорных схем и товарно-финансовых потоков.
Решение управленческих проблем компании, управление налоговыми рисками позволяет сделать бизнес более безопасным, устойчивым и прозрачным.
Основные задачи налогового консультирования:
- текущее снижение налоговых выплат;
- учет налоговых последствий при планировании предстоящих сделок;
- работа по предупреждению конфликтов с налоговыми органами;
- сведение к минимуму конфликтов с налоговыми организациями;
- защита имущественных прав клиента.
Этапы проведения:
1. подготовка,
2. диагноз,
3. планирование действий,
4. внедрение
5. завершение.
1. Подготовка: - первые контакты, предварительное обсуждение сторонами сути проблемы;
- предварительный диагноз проблемы клиента, анализ причин возникновения и определение возможных путей решения проблемы;
- формирование проектной группы из числа руководителей и специалистов предприятия, назначение ответственного за дальнейшее взаимодействие рабочей группы и консультанта,
- определяется выбор критериев, методов, способов оценки проблемы;
- собираются фактические данные.
Осуществляется систематизация и анализ полученных данных, формирование технического задания на проектирование, бюджета проекта, плана-графика проектных работ по проекту и другой проектной документации.
Перед заключением договора определяются риски и неопределенности, связанные с разработкой и реализацией проекта. Разрабатываются нормы, правила, процедуры и т.п. документация, регулирующие процесс разработки проекта. Определяются роли сторон па стадии разработки проекта.
2. Диагноз. Это глубокий диагноз решаемой проблемы, основанный на тщательном изучении и анализе фактов. Обобщая результаты этого этапа, стороны одновременно устанавливают, какие изменения необходимы. Уже во время диагностической фазы могут появляться некоторые решения.
Обычно этот этап длится от двух до десяти недель, однако обнаружению и анализу фактов часто уделяют недостаточно внимания, стараются проскочить этап побыстрее, что нередко отрицательно влияет на последующее принятие управленческих решений, В связи с этим опытные налоговые консультанты, наоборот, уделяют данному этапу более серьёзное внимание. Определившись с тем, какие данные нужно искать, а на какие можно не обращать внимания, какие аспекты проблемы следует изучать, а какие пропускать, участники проекта создают фундамент для выработки правильных и качественных решений. Собирая данные, консультант уже влияет на клиента, так как на этом этапе идёт обмен мнениями и информацией.
3.Планирование действий в процессе консультирования. Цель: найти решение проблемы. Этот этап включает выработку альтернативных решений и их оценку, разработку плана осуществления изменений и представление предложений клиенту для принятия окончательного решения. Важный момент этапа планирования — разработка стратегии и тактики осуществления изменений, разработка плана-графика работ, действий, событий, мероприятий и т.п. по разрешению проблемы. Особое внимание уделяется разработке норм, правил, процедур, регламентов, бюджетов и другой организационно-нормативной документации, касающейся необходимых изменений и инноваций.
4. Внедрение рекомендаций. Осуществление мероприятий по разрешению проблемы должно осуществляться в соответствии с планом-графиком работ, организационно-нормативной и проектной документацией. Особое внимание необходимо уделять привлечению, обучению и мотивацию персонала к осознанию, принятию и поддержке изменений и инноваций. Важным является передача инструментария и методик, обеспечение их использования, корректировка решений, рекомендаций, плана действий и т.п. в случае необходимости. Многие задания по консультированию заканчиваются при передаче отчета с предложениями плана действий, т.е. до начала реализации плана.
5. Завершающий этап на котором происходит оценка сделанного и сравнение фактически полученных результатов с планируемыми, анализ масштабов отклонений и причин их возникновения. Осуществляется разработка дополнительных мероприятий и их осуществление в случае необходимости. Завершающий этап проекта занимает от одной до двух недель. В то же время имеют место факты, когда продолжительность завершающего этапа затягивалась практически на год, что было вызвано необходимостью внесения серьёзных корректив в ранее разработанный проект. Нередко клиент просит представить отчет о проделанной работе, Тогда консультант формирует отчет о проделанной работ, использовании ресурсов и т.д., затем происходит обсуждение отчета, его корректировка и утверждение, и уже потом подписание акта сдачи-приемки работ, и окончательный расчет между сторонами по обязательствам.
- Раздел 1. Общая теория налогов
- 1. Экономическое содержание и объективная необходимость налогов, их роль в формировании доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы государства.
- 2. Функции налогов и их реализация в налоговой системе рф.
- 3. Элементы налогообложения и их характеристика. Значение элементов налогообложения для реализации функций налогов.
- 4. Налоговые льготы, их виды и назначение. Условия применения налоговых льгот.
- 5. Налоговая ставка. Формы и виды налоговых ставок. Роль налоговой ставки в реализации функций налогов.
- 6. Принципы налогообложения и их характеристика. Эволюция принципов налогообложения. Реализация принципов налогообложения в налоговой системе рф.
- 7. Методы налогообложения и реализация принципа справедливости. Влияние прогрессивного налогообложения на выравнивание доходов и имущественного положения населения. Кривая Лоренца.
- 8. Налоговая система государства: понятие, составные элементы, факторы развития.
- 9. Классификация налогов и ее назначение. Характеристика прямых и косвенных налогов.
- 10. Организационные принципы построения налоговой системы рф.
- 11. Этапы развития налоговой системы рф и их характеристика.
- 12. Налоговая реформа 1998 г. И ее значение для развития российской налоговой системы.
- 13. Налоговая политика государства: ее содержание, цели, задачи. Виды налоговой политики государства.
- 14. Кейнсианские взгляды на роль налогов и налоговой политики государства в достижении макроэкономического равновесия. Налоговый мультипликатор.
- 15. Неоклассические взгляды на роль налогов и налоговой политики в обеспечении рыночного равновесия. Налоги как встроенный стабилизатор экономического роста.
- 16. Налоговая нагрузка и ее влияние на экономическое развитие и объемы налоговых поступлений в бюджетную систему. Кривая а. Лаффера.
- 17. Налоговая политика Российской Федерации в период 1992 – 2010 годы.
- 18. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов.
- 2. Мониторинг эффективности налоговых льгот:
- 6. Налогообложение природных ресурсов:
- 20. Планирование налоговых поступлений в бюджетную систему: методологические основы, инструменты, практика применения.
- 21. Консультационные услуги по налоговому планированию в организациях: методы осуществления.
- 23. Роль и место налоговых органов в делах о банкротстве: полномочия, регламентирующие документ.
- 25.Налоговое администрирование в Российской Федерации: содержание, задачи и функции. Роль налогового администрирования в условиях глобального экономического кризиса.
- 26. Органы налогового администрирования: их задачи и функции
- 27.Налоговые органы рф: состав, структура, задачи, функции, основные направления
- 28. Фнс: задачи, цели, функции и организационная структура
- 29.Критерии эффективности налогового администрирования и оценки деятельности налоговых инспекций.
- 30. Налоговый контроль: назначения, методы и формы осуществления. Пути повышения эффективности налогового контроля в Российской Федерации.
- 31.Методы и формы проведения налогового контроля за соблюдением налогового законодательства рф о налогах и сборах.
- 32.Камеральная налоговая проверка, ее назначение и порядок проведения.
- 33.Выезная налоговая проверка ее назначение, порядок планирования, проведения и реализация материалов.
- 34.Порядок планирования выездных проверок.
- 35 Оформление и реализация материалов налоговых проверок. Камеральная проверка.
- Выездная проверка.
- 36 Порядок обжалования решений по результатам налоговых проверок: современная практика и новые тенденции
- 37 Налоговое консультирование: предмет, цель, задачи, этапы проведения.
- 38. Профессиональные риски в налоговом консультировании и их разделение между участниками процесса.
- 40. Модели налогового консультирования содержание. Цели. Задачи. Функции.
- 41.Правовая регламентация деятельности по налоговому консультированию. Правовой статус налогового консультанта.
- 42.Налоговое консультирование: виды услуг и типы консультационных организаций.
- 43 Принципы профессионального оказания услуг по налоговому консультированию
- 1. Законность.
- 2. Независимость.
- 3. Профессионализм.
- 4.Беспристрастность и объективность
- 5.Добросовестность
- 6.Конфиденциальность
- 44. Инфраструктура регулирования и саморегулирования услуг налогового консультирования.
- 45.Права и обязанности налогового консультанта. Профессиональная этика налогового консультанта.
- 46. Этапы налогового консультирования и характеристика.
- 47.Услуги налогового консультанта: критерии и оценка уровня их качества.
- 48. Организационно-методические основы проведения налоговых проверок.
- Раздел 2. Налогообложение в российской федерации
- 1. Акцизы: назначение, налогоплательщики, объект налогообложения, механизм исчисления и уплаты.
- 2. Действующий механизм исчисления налога на добавленную стоимость, направления совершенствования.
- 3. Порядок применения налоговых вычетов при исчислении ндс
- 4. Налог на добавленную стоимость по экспортно-импортным операциям. Особенности исчисления, уплаты и возмещения.
- 5. Особенности исчисления и уплаты ндс коммерческими банками.
- 6. Объект налогообложения по налогу на прибыль организаций. Характеристика доходов от реализации товаров (работ, услуг).
- 7. Внереализационные доходы и расходы, особенности учета для целей налогообложения прибыли.
- 8. Расходы, учитываемые для целей налогообложения прибыли: классификация и характеристика.
- 9. Доходы и расходы, не учитываемые для целей налогообложения прибыли: классификация и характеристика.
- 10. Порядок формирования налоговой базы по налогу на прибыль российских организаций.
- 12. Порядок формирования резервов по сомнительным долгам, по ремонту и гарантийному обслуживанию и его влияние на величину налоговой базы по налогу на прибыль организаций производственной сферы.
- 13. Особенности состава доходов и расходов для исчисления налога на прибыль коммерческими банками.
- 14. Особенности состава доходов и расходов для исчисления налога на прибыль страховыми организациями в рф.
- 15. Налогообложение доходов организаций не профессиональных участников орцб от операций с ценными бумагами.
- 24.Усн анализ практики применения и проблемы развития.
- 26.Система налогообложения сельхоз товаропроизводителей (есхн).
- 27.Ндпи назначение характеристика элементов налогообложения, перспективы развития.
- Раздел 3. Правоведение (теория государства и права, финансовое право)
- 1. Государство: понятие, признаки, сущность. Значение налогов и сборов в функционировании государства.
- 2. Внутренние и внешние функции государства. Роль налогообложения в реализации экономической функции государства.
- 3. Механизм государства. Роль и место в нем налоговых органов.
- 4. Форма государства.
- 5. Гражданское общество: понятие, структура, признаки.
- 6. Правовое государство. Роль и значение налоговой политики в становлении правового государства в России.
- 7. Понятие и признаки нормы права. Понятие нормы налогового права.
- 8. Виды норм права. Классификация норм налогового права по различным основаниям.
- 9. Система права: понятие и основные элементы. Характеристика налогового права как под отрасли финансового права.
- 10. Юридические факты: понятие и виды. Виды юридических фактов как основание возникновения, изменения или прекращения налоговых правоотношений.
- 11. Правоотношение: понятие, признаки, виды. Налоговые правоотношения и их основные признаки.
- 12. Правотворчество и законотворчество. Законотворческая деятельность Министерства финансов Российской Федерации в сфере федеральных налогов и сборов.