logo
госы Боронин

16. Налоговая нагрузка и ее влияние на экономическое развитие и объемы налоговых поступлений в бюджетную систему. Кривая а. Лаффера.

Под налоговой фактической нагрузкой (налоговое бремя) на экономику принято считать долю действительно выплаченных платежей, являющихся обязательными, в государственную казну, что будет увеличивать ВВП страны. В мире в разных странах налоговая нагрузка очень сильно отличается. Для тех стран, которые считаются слаборазвитыми, внутри которых не сформированная мощная система социального обеспечения, присутствует низкая или заниженная нагрузка, а для развитых стран присутствует довольно таки высокая или по сравнению с нашей страной - завышенная нагрузка налоговой службы. Так в Швеции в одно время ВВП доходило до показателя в 60 % при отдельно взятых годах. Исключением в данной ситуации составляют развитые некоторые страны, находящиеся в Юго-Восточной Азии, у которых нагрузка по сравнению со странами на том же уровне относительно невысока. Сегодня в Российской Федерации налоговая нагрузка составляет порядка 55 %, что является немного ниже уровня среднего показателя по развитым странам, таким как Германии, но и значительно выше всеми известной США.

Если взять во внимание основные направления налоговой политики России на 2011 год, а также на плановый период в 2012 и 2013 годах, то величина нагрузки по сравнению с 2000 - 2008 годами тогда находилась на низком уровне с показаниями ВВП в 35 - 36% . Известно также что в долгосрочной перспективе уже достигнутый уровень налоговой нагрузки может быть немного ниже нежели оправданный экономический уровень.

На сегодняшний день между собой различают нагрузку номинальную и нагрузку фактическую. Номинальная нагрузка является долей в ВВП обязательных платежей, что налогоплательщики обязаны выплатить при выполнении налогового законодательства. Фактическая определяется, как сумма начисленных налоговых обязательств (включают в себя уплаченные налоги и задолженность по налогам). Разница, которая существует между фактической и номинальной нагрузкой обозначает уклонение от налогов. Уклонение считается тем выше, чем показатель номинальной нагрузки выше.

Кривая Лаффера является графическим представлением зависимости государственных поступлений (R) от уровня налоговой нагрузки (t). При этом t’ это такой уровень налоговой нагрузки, при которой бюджетные поступления максимальны. Задача фискальной политики государства — найти этот уровень. При этом, если налоговая нагрузка недостаточна (t1) — бюджет недополучает средства даже несмотря на повышенную деловую активность субъектов хозяйствования. И в то же время, если налоговая нагрузка чрезмерна (t2) — бюджет так же недополучает средства в связи с понижением деловой активности субъектов и их желания уйти в тень и минимизировать налоговые платежи.

Логично предположить, что при нулевой налоговой нагрузке, равно как и при сто процентной, налоговых поступлений в бюджет не будет. t’ зависит от многих факторов и может быть в каждой конкретной ситуации разной. Следует учесть и тот факт, что повышение нагрузки может повысить поступления в краткосрочном периоде, но уменьшить в долгосрочном. Предельной ставкой для налогового изъятия в бюджет Лэффер считает 30% суммы доходов, а резкое падение начинается после 40-50% изъятия.