5. Гражданское общество: понятие, структура, признаки.
Гражданское общество — это система вне государственных общественных отношений и институтов, дающая возможность человеку реализовать его гражданские права и выражающая разнообразные потребности, интересы и ценности членов общества.
Структура гражданского общества
Политические партии.
Общественно-политические организации и движения (экологические, антивоенные, правозащитные и т. п.).
Союзы предпринимателей, ассоциации потребителей, благотворительные фонды.
Научные и культурные организации, спортивные общества.
Муниципальные коммуны, ассоциации избирателей, политические клубы.
Независимые средства массовой информации.
Церковь.
Семья.
Признаки современного гражданского общества:
наличие в обществе свободных владельцев средств производства;
развитость и разветвленность демократии;
правовая защищенность граждан;
определенный уровень гражданской культуры.
Гражданское общество функционирует, основываясь на ряде принципов:
равенство прав и свобод всех людей в политической сфере;
гарантированная юридическая защита прав и свобод граждан на основе законов, имеющих юридическую силу во всем мировом сообществе;
экономическая независимость индивидов, основанная на праве каждого иметь собственность или получать справедливое вознаграждение за честный труд;
гарантированная законом возможность граждан объединяться в независимые от государства и партий общественные объединения по интересам и профессиональным признакам;
свобода граждан в образовании партий и гражданских движений;
создание необходимых материальных и прочих условий для развития науки, культуры, образования и воспитания граждан, формирующих их как свободных, культурных, нравственно чистых и социально активных, ответственных перед законом членов общества;
свобода создания и деятельности средств массовой информации вне рамок государственной цензуры, ограниченная только законом;
существование механизма, стабилизирующего отношения между государством и гражданским обществом (механизм консенсуса), и обеспечение безопасности функционирования последнего со стороны государственных органов. Этот механизм, формальный или неформальный, включает законодательные акты, демократические выборы народных представителей в различные органы власти, институты самоуправления и т.д.
Гражданское общество и государство соединены друг с другом целым рядом структурных связей, поскольку государство, осуществляя управленческо-посреднические функции в общественной жизни, не может не соприкасаться с гражданскими ценностями и институтами, так как последние через систему горизонтальных связей как бы охватывают все общественные отношения. Кроме того, ряд общественных элементов и институтов занимает маргинальное положение, частично переплетается с государственными структурами, а частично — с гражданским обществом. Примером здесь может служить, скажем, правящая в данный момент политическая партия, которая вышла из недр гражданского общества, но в то же время тесно связана в своей деятельности с государственным аппаратом. Таким образом, государство и гражданское общество неразрывно связаны друг с другом, составляют две части единого общественного организма
1. Понятие «гражданское общество» и «государство» характеризуют различные, но внутренне взаимосвязанные, взаимополагающие стороны (элементы) глобального общества, общества как единого организма. Данные понятия соотносительные, они могут противопоставляться лишь в определенных аспектах. Гражданская жизнь в той или иной степени пронизана феноменом политического, а политическое не изолировано от гражданского.
2. Разграничение гражданского общества и государства, являющихся составными частями глобального целого, естественно закономерный процесс, характеризующий прогресс социально-экономической и духовной сфер, с одной стороны, и политической сферы жизни — с другой.
3. Гражданское общество — первооснова политической системы, им обусловливается и определяется государство. В свою очередь, государство как институт — эта система учреждений и норм, обеспечивающих условия бытия и функционирования гражданского общества.
4. Гражданское общество не есть некая совокупность автономных индивидов, законом жизни которых является анархия. Это форма общности людей, совокупность ассоциаций и других организаций, обеспечивающих совместную материальную и духовную жизнь граждан, удовлетворение их потребностей и интересов. Государство есть официальное выражение гражданского общества, его политическое бытие. Гражданское общество — сфера проявления и реализации индивидуальных, групповых, региональных интересов. Государство же — сфера выражения и защиты общих интересов. Потребности гражданского общества, неизбежно проходят через волю государства, чтобы в форме законов получить всеобщее значение. Государственная воля определяется потребностями и интересами гражданского общества.
5. Чем больше развито гражданское общество в смысле прогресса самодеятельности его членов, многообразия ассоциаций, призванных выражать и защищать индивидуальные и групповые интересы людей, тем больший простор для развития демократичности государства. Вместе с тем, чем демократичнее политический строй, тем шире возможности для развития гражданского общества до наивысшей формы объединения людей и их свободной индивидуальной и коллективной жизнедеятельности.
Гражданское общество на современном уровне человеческой цивилизации — это общество с развитыми экономическими, культурными, правовыми, политическими отношениями между индивидами, группами и сообществами, не опосредованными государством.
- Раздел 1. Общая теория налогов
- 1. Экономическое содержание и объективная необходимость налогов, их роль в формировании доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы государства.
- 2. Функции налогов и их реализация в налоговой системе рф.
- 3. Элементы налогообложения и их характеристика. Значение элементов налогообложения для реализации функций налогов.
- 4. Налоговые льготы, их виды и назначение. Условия применения налоговых льгот.
- 5. Налоговая ставка. Формы и виды налоговых ставок. Роль налоговой ставки в реализации функций налогов.
- 6. Принципы налогообложения и их характеристика. Эволюция принципов налогообложения. Реализация принципов налогообложения в налоговой системе рф.
- 7. Методы налогообложения и реализация принципа справедливости. Влияние прогрессивного налогообложения на выравнивание доходов и имущественного положения населения. Кривая Лоренца.
- 8. Налоговая система государства: понятие, составные элементы, факторы развития.
- 9. Классификация налогов и ее назначение. Характеристика прямых и косвенных налогов.
- 10. Организационные принципы построения налоговой системы рф.
- 11. Этапы развития налоговой системы рф и их характеристика.
- 12. Налоговая реформа 1998 г. И ее значение для развития российской налоговой системы.
- 13. Налоговая политика государства: ее содержание, цели, задачи. Виды налоговой политики государства.
- 14. Кейнсианские взгляды на роль налогов и налоговой политики государства в достижении макроэкономического равновесия. Налоговый мультипликатор.
- 15. Неоклассические взгляды на роль налогов и налоговой политики в обеспечении рыночного равновесия. Налоги как встроенный стабилизатор экономического роста.
- 16. Налоговая нагрузка и ее влияние на экономическое развитие и объемы налоговых поступлений в бюджетную систему. Кривая а. Лаффера.
- 17. Налоговая политика Российской Федерации в период 1992 – 2010 годы.
- 18. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов.
- 2. Мониторинг эффективности налоговых льгот:
- 6. Налогообложение природных ресурсов:
- 20. Планирование налоговых поступлений в бюджетную систему: методологические основы, инструменты, практика применения.
- 21. Консультационные услуги по налоговому планированию в организациях: методы осуществления.
- 23. Роль и место налоговых органов в делах о банкротстве: полномочия, регламентирующие документ.
- 25.Налоговое администрирование в Российской Федерации: содержание, задачи и функции. Роль налогового администрирования в условиях глобального экономического кризиса.
- 26. Органы налогового администрирования: их задачи и функции
- 27.Налоговые органы рф: состав, структура, задачи, функции, основные направления
- 28. Фнс: задачи, цели, функции и организационная структура
- 29.Критерии эффективности налогового администрирования и оценки деятельности налоговых инспекций.
- 30. Налоговый контроль: назначения, методы и формы осуществления. Пути повышения эффективности налогового контроля в Российской Федерации.
- 31.Методы и формы проведения налогового контроля за соблюдением налогового законодательства рф о налогах и сборах.
- 32.Камеральная налоговая проверка, ее назначение и порядок проведения.
- 33.Выезная налоговая проверка ее назначение, порядок планирования, проведения и реализация материалов.
- 34.Порядок планирования выездных проверок.
- 35 Оформление и реализация материалов налоговых проверок. Камеральная проверка.
- Выездная проверка.
- 36 Порядок обжалования решений по результатам налоговых проверок: современная практика и новые тенденции
- 37 Налоговое консультирование: предмет, цель, задачи, этапы проведения.
- 38. Профессиональные риски в налоговом консультировании и их разделение между участниками процесса.
- 40. Модели налогового консультирования содержание. Цели. Задачи. Функции.
- 41.Правовая регламентация деятельности по налоговому консультированию. Правовой статус налогового консультанта.
- 42.Налоговое консультирование: виды услуг и типы консультационных организаций.
- 43 Принципы профессионального оказания услуг по налоговому консультированию
- 1. Законность.
- 2. Независимость.
- 3. Профессионализм.
- 4.Беспристрастность и объективность
- 5.Добросовестность
- 6.Конфиденциальность
- 44. Инфраструктура регулирования и саморегулирования услуг налогового консультирования.
- 45.Права и обязанности налогового консультанта. Профессиональная этика налогового консультанта.
- 46. Этапы налогового консультирования и характеристика.
- 47.Услуги налогового консультанта: критерии и оценка уровня их качества.
- 48. Организационно-методические основы проведения налоговых проверок.
- Раздел 2. Налогообложение в российской федерации
- 1. Акцизы: назначение, налогоплательщики, объект налогообложения, механизм исчисления и уплаты.
- 2. Действующий механизм исчисления налога на добавленную стоимость, направления совершенствования.
- 3. Порядок применения налоговых вычетов при исчислении ндс
- 4. Налог на добавленную стоимость по экспортно-импортным операциям. Особенности исчисления, уплаты и возмещения.
- 5. Особенности исчисления и уплаты ндс коммерческими банками.
- 6. Объект налогообложения по налогу на прибыль организаций. Характеристика доходов от реализации товаров (работ, услуг).
- 7. Внереализационные доходы и расходы, особенности учета для целей налогообложения прибыли.
- 8. Расходы, учитываемые для целей налогообложения прибыли: классификация и характеристика.
- 9. Доходы и расходы, не учитываемые для целей налогообложения прибыли: классификация и характеристика.
- 10. Порядок формирования налоговой базы по налогу на прибыль российских организаций.
- 12. Порядок формирования резервов по сомнительным долгам, по ремонту и гарантийному обслуживанию и его влияние на величину налоговой базы по налогу на прибыль организаций производственной сферы.
- 13. Особенности состава доходов и расходов для исчисления налога на прибыль коммерческими банками.
- 14. Особенности состава доходов и расходов для исчисления налога на прибыль страховыми организациями в рф.
- 15. Налогообложение доходов организаций не профессиональных участников орцб от операций с ценными бумагами.
- 24.Усн анализ практики применения и проблемы развития.
- 26.Система налогообложения сельхоз товаропроизводителей (есхн).
- 27.Ндпи назначение характеристика элементов налогообложения, перспективы развития.
- Раздел 3. Правоведение (теория государства и права, финансовое право)
- 1. Государство: понятие, признаки, сущность. Значение налогов и сборов в функционировании государства.
- 2. Внутренние и внешние функции государства. Роль налогообложения в реализации экономической функции государства.
- 3. Механизм государства. Роль и место в нем налоговых органов.
- 4. Форма государства.
- 5. Гражданское общество: понятие, структура, признаки.
- 6. Правовое государство. Роль и значение налоговой политики в становлении правового государства в России.
- 7. Понятие и признаки нормы права. Понятие нормы налогового права.
- 8. Виды норм права. Классификация норм налогового права по различным основаниям.
- 9. Система права: понятие и основные элементы. Характеристика налогового права как под отрасли финансового права.
- 10. Юридические факты: понятие и виды. Виды юридических фактов как основание возникновения, изменения или прекращения налоговых правоотношений.
- 11. Правоотношение: понятие, признаки, виды. Налоговые правоотношения и их основные признаки.
- 12. Правотворчество и законотворчество. Законотворческая деятельность Министерства финансов Российской Федерации в сфере федеральных налогов и сборов.