14. Кейнсианские взгляды на роль налогов и налоговой политики государства в достижении макроэкономического равновесия. Налоговый мультипликатор.
В соответствии с концепцией Кейнса государственное регулирование экономики посредством налоговых мёр должно быть направлено на обеспечение более полного использования всех факторов производства и стимулов к росту, а также устранения возникающих диспропорций между объемом производства и платежеспособным спросом. Государственное регулирование заключается в воздействии на величину совокупного спроса, главный инструмент такого воздействия— государственный бюджет.
В условиях подъема, по Кейнсу, необходимо увеличивать налоги, а в кризисной ситуации — сокращать. Сокращение налогов производится, прежде всего, за счет расширения налоговых льгот монополиям и предпринимателям тех отраслей экономики, которые составляют базовую основу для нового подъема. Подоходному налогу отводится роль автоматического стабилизатора, поскольку в условиях сбалансированного роста подоходный налог обеспечивает изъятие в бюджет значительной части возрастающих доходов (тем самым ограничивая спрос), а при кризисе учитывает снижение доходов. Действие автоматического налогового стабилизатора дополняется налоговыми мероприятиями государства, такими, как изменение ставок действующих налогов, расширение или сокращение перечня налоговых льгот.
В рамках кейнсианской концепции системы налогообложения строились по прогрессивному принципу с относительно большим числом шагов налоговой шкалы и высокими предельными ставками, но также и со значительным числом налоговых льгот, стимулирующих инвестиционную активность. Основная формула: Сбережения + налоги = инвестиции + госуд.траты.
Однако на рубеже 70-80-х годов в большинстве западных стран ухудшились общие условия воспроизводства, усилились инфляционные процессы. Поэтому в 80-е годы повсеместно наблюдается отход от концепции государственного регулирования Кейнса, а также изменения в налогово-финансовой стратегии развитых стран, связанные с уменьшением доли государственного сектора и ограничением сферы вмешательства государства в экономику.
Сфера деятельности государства во все большей степени ограничивается косвенными методами воздействия. Отказ от кейнсианских принципов государственного регулирования выразился в переориентации с анти циклического регулирования спроса на стимулирование долгосрочного роста инвестиционной активности, ликвидацию диспропорций, структурную перестройку экономики. Произошел отказ от политики полной занятости, акцент сместился в сторону борьбы с инфляцией.
Фискальная (бюджетно-налоговая политика) государства в коротком периоде может сопровождаться эффектами мультипликаторов государственных расходов, налогов и сбалансированного бюджета. В конечном итоге результат этой политики выражается в приросте дохода, производства продукции. Поэтому мультипликативные эффекты играют важную роль при выборе мероприятий бюджетно-налоговой политики.
БЮДЖЕТНЫЙ МУЛЬТИПЛИКАТОР (МУЛЬТИПЛИКАТОР ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ) — отношение изменения реального национального дохода к вызвавшему его изменению государственных расходов.
НАЛОГОВЫЙ МУЛЬТИПЛИКАТОР — отношение изменения реального национального дохода к вызвавшему его изменению налогов.
МУЛЬТИПЛИКАТОР СБАЛАНСИРОВАННОГО БЮДЖЕТА — равное увеличение государственных расходов и налогов вызывает увеличение дохода на величину, равную приросту государственных расходов и налогов.
МОДЕЛЬ ПРОСТОГО МУЛЬТИПЛИКАТОРА КЕЙНСА
Используем модель «кейнсианского креста».
Пусть экономика находится в равновесии, если фактические расходы (У) равны планируемым (Е), т. е. У = Е. Если экономика закрытая, то Е = С +I + G; поскольку С = С (У—Т), то мы можем записать
Е = С(У-Т) + I + G.
Равновесие достигается в точке А, где У = Е.
На рис.1 показано, что при росте государственных расходов кривая планируемых расходов сдвигается вверх на величину, равную ΔG, равновесие перемещается из точки А в точку В, объем производства увеличивается с У1 до У2, на величину ΔУ, причем ΔY > ΔG:
Е
Доход, выпуск
Рис. 1. Влияние увеличения госрасходов на выпуск продукции
ΔY=ΔGmg
где mg — мультипликатор государственных расходов.
mg = ΔY:ΔG=1/(1-Cy)
где Су – предельная склонность к потреблению.
Модель мультипликатора изменится, если мы учтем уровень налогообложения:
mg =1/1-Cy(1- t)
где t = ΔT/ΔY - предельная налоговая ставка.
НАЛОГОВЫЙ МУЛЬТИПЛИКАТОР
Уменьшение налогов в модели «кейнсианского креста» на ΔТ увеличит планируемые расходы на СуΔТ. Равновесие переместится из точки А в точку В, а доход увеличится с У1 до У2 на величину, равную ΔУ (рис.2).
ΔY = -ΔT * (Cy/(1-Cy)
mt = ΔY/ΔT = -Су/(1-Су)
Модель налогового мультипликатора в закрытой экономике при прогрессивной системе налогообложения имеет вид:
mt = - Су/1 – Су (1 – t)
где t — предельная налоговая ставка.
Мультипликационный эффект от снижения налогов слабее, чем от увеличения государственных расходов, следовательно, при выборе направлений бюджетно-налоговой политики учитывается, что увеличение государственных расходов окажет большее влияние нарост дохода, нежели снижение налогов.
Рис. 2 Влияние снижения налогов на выпуск продукции
- Раздел 1. Общая теория налогов
- 1. Экономическое содержание и объективная необходимость налогов, их роль в формировании доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы государства.
- 2. Функции налогов и их реализация в налоговой системе рф.
- 3. Элементы налогообложения и их характеристика. Значение элементов налогообложения для реализации функций налогов.
- 4. Налоговые льготы, их виды и назначение. Условия применения налоговых льгот.
- 5. Налоговая ставка. Формы и виды налоговых ставок. Роль налоговой ставки в реализации функций налогов.
- 6. Принципы налогообложения и их характеристика. Эволюция принципов налогообложения. Реализация принципов налогообложения в налоговой системе рф.
- 7. Методы налогообложения и реализация принципа справедливости. Влияние прогрессивного налогообложения на выравнивание доходов и имущественного положения населения. Кривая Лоренца.
- 8. Налоговая система государства: понятие, составные элементы, факторы развития.
- 9. Классификация налогов и ее назначение. Характеристика прямых и косвенных налогов.
- 10. Организационные принципы построения налоговой системы рф.
- 11. Этапы развития налоговой системы рф и их характеристика.
- 12. Налоговая реформа 1998 г. И ее значение для развития российской налоговой системы.
- 13. Налоговая политика государства: ее содержание, цели, задачи. Виды налоговой политики государства.
- 14. Кейнсианские взгляды на роль налогов и налоговой политики государства в достижении макроэкономического равновесия. Налоговый мультипликатор.
- 15. Неоклассические взгляды на роль налогов и налоговой политики в обеспечении рыночного равновесия. Налоги как встроенный стабилизатор экономического роста.
- 16. Налоговая нагрузка и ее влияние на экономическое развитие и объемы налоговых поступлений в бюджетную систему. Кривая а. Лаффера.
- 17. Налоговая политика Российской Федерации в период 1992 – 2010 годы.
- 18. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов.
- 2. Мониторинг эффективности налоговых льгот:
- 6. Налогообложение природных ресурсов:
- 20. Планирование налоговых поступлений в бюджетную систему: методологические основы, инструменты, практика применения.
- 21. Консультационные услуги по налоговому планированию в организациях: методы осуществления.
- 23. Роль и место налоговых органов в делах о банкротстве: полномочия, регламентирующие документ.
- 25.Налоговое администрирование в Российской Федерации: содержание, задачи и функции. Роль налогового администрирования в условиях глобального экономического кризиса.
- 26. Органы налогового администрирования: их задачи и функции
- 27.Налоговые органы рф: состав, структура, задачи, функции, основные направления
- 28. Фнс: задачи, цели, функции и организационная структура
- 29.Критерии эффективности налогового администрирования и оценки деятельности налоговых инспекций.
- 30. Налоговый контроль: назначения, методы и формы осуществления. Пути повышения эффективности налогового контроля в Российской Федерации.
- 31.Методы и формы проведения налогового контроля за соблюдением налогового законодательства рф о налогах и сборах.
- 32.Камеральная налоговая проверка, ее назначение и порядок проведения.
- 33.Выезная налоговая проверка ее назначение, порядок планирования, проведения и реализация материалов.
- 34.Порядок планирования выездных проверок.
- 35 Оформление и реализация материалов налоговых проверок. Камеральная проверка.
- Выездная проверка.
- 36 Порядок обжалования решений по результатам налоговых проверок: современная практика и новые тенденции
- 37 Налоговое консультирование: предмет, цель, задачи, этапы проведения.
- 38. Профессиональные риски в налоговом консультировании и их разделение между участниками процесса.
- 40. Модели налогового консультирования содержание. Цели. Задачи. Функции.
- 41.Правовая регламентация деятельности по налоговому консультированию. Правовой статус налогового консультанта.
- 42.Налоговое консультирование: виды услуг и типы консультационных организаций.
- 43 Принципы профессионального оказания услуг по налоговому консультированию
- 1. Законность.
- 2. Независимость.
- 3. Профессионализм.
- 4.Беспристрастность и объективность
- 5.Добросовестность
- 6.Конфиденциальность
- 44. Инфраструктура регулирования и саморегулирования услуг налогового консультирования.
- 45.Права и обязанности налогового консультанта. Профессиональная этика налогового консультанта.
- 46. Этапы налогового консультирования и характеристика.
- 47.Услуги налогового консультанта: критерии и оценка уровня их качества.
- 48. Организационно-методические основы проведения налоговых проверок.
- Раздел 2. Налогообложение в российской федерации
- 1. Акцизы: назначение, налогоплательщики, объект налогообложения, механизм исчисления и уплаты.
- 2. Действующий механизм исчисления налога на добавленную стоимость, направления совершенствования.
- 3. Порядок применения налоговых вычетов при исчислении ндс
- 4. Налог на добавленную стоимость по экспортно-импортным операциям. Особенности исчисления, уплаты и возмещения.
- 5. Особенности исчисления и уплаты ндс коммерческими банками.
- 6. Объект налогообложения по налогу на прибыль организаций. Характеристика доходов от реализации товаров (работ, услуг).
- 7. Внереализационные доходы и расходы, особенности учета для целей налогообложения прибыли.
- 8. Расходы, учитываемые для целей налогообложения прибыли: классификация и характеристика.
- 9. Доходы и расходы, не учитываемые для целей налогообложения прибыли: классификация и характеристика.
- 10. Порядок формирования налоговой базы по налогу на прибыль российских организаций.
- 12. Порядок формирования резервов по сомнительным долгам, по ремонту и гарантийному обслуживанию и его влияние на величину налоговой базы по налогу на прибыль организаций производственной сферы.
- 13. Особенности состава доходов и расходов для исчисления налога на прибыль коммерческими банками.
- 14. Особенности состава доходов и расходов для исчисления налога на прибыль страховыми организациями в рф.
- 15. Налогообложение доходов организаций не профессиональных участников орцб от операций с ценными бумагами.
- 24.Усн анализ практики применения и проблемы развития.
- 26.Система налогообложения сельхоз товаропроизводителей (есхн).
- 27.Ндпи назначение характеристика элементов налогообложения, перспективы развития.
- Раздел 3. Правоведение (теория государства и права, финансовое право)
- 1. Государство: понятие, признаки, сущность. Значение налогов и сборов в функционировании государства.
- 2. Внутренние и внешние функции государства. Роль налогообложения в реализации экономической функции государства.
- 3. Механизм государства. Роль и место в нем налоговых органов.
- 4. Форма государства.
- 5. Гражданское общество: понятие, структура, признаки.
- 6. Правовое государство. Роль и значение налоговой политики в становлении правового государства в России.
- 7. Понятие и признаки нормы права. Понятие нормы налогового права.
- 8. Виды норм права. Классификация норм налогового права по различным основаниям.
- 9. Система права: понятие и основные элементы. Характеристика налогового права как под отрасли финансового права.
- 10. Юридические факты: понятие и виды. Виды юридических фактов как основание возникновения, изменения или прекращения налоговых правоотношений.
- 11. Правоотношение: понятие, признаки, виды. Налоговые правоотношения и их основные признаки.
- 12. Правотворчество и законотворчество. Законотворческая деятельность Министерства финансов Российской Федерации в сфере федеральных налогов и сборов.