24.Усн анализ практики применения и проблемы развития.
УСН - это один из четырех действующих сейчас в РФ специальных налоговых режимов.
УСН предусматривает особый порядок определения элементов налогообложения (объекта, налоговой базы, налоговой ставки и др.), а также освобождает от уплаты ряда налогов.
При УСН организации освобождаются от уплаты: Налога на прибыль (за исключением налога с доходов, полученных в виде дивидендов, и доходов по операциям с отдельными видами долговых обязательств). Налога на имущество организаций. НДС (кроме НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ и иные территории под ее юрисдикцией; НДС с операций по договорам о совместной деятельности, доверительного управления имуществом и концессионным соглашениям).
Организации и ИП: Соблюдают общий порядок: ведения кассовых операций, представления статистической отчетности, Исполняют обязанности налоговых агентов и ведут налоговый учет доходов и расходов в Книге учета доходов и расходов, бухгалтерский учет основных средств и нематериальных активов, учет показателей по прочим налогам, сборам и взносам. Освобождение от ведения бух.учета.
Действующая организация (предприниматель) имеет право перейти на УСНО с 01 января следующего года, если по итогам 9 месяцев текущего года ее доходы не превысили 45 млн. рублей (в ред. от 19.07.2009, применяется до 30.09.12г.).
Переход на УСНО осуществляется в добровольном порядке с начала нового календарного года.
Чтобы перейти на УСНО, нужно в период с 1 октября по 30 ноября текущего года подать в налоговый орган по месту нахождения (жительства) Заявление о переходе на УСНО. В заявлении сообщают о размере доходов за 9 месяцев текущего года, о средней численности работников за указанный период и остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов по состоянию на 1 октября текущего года.
Не вправе применять УСН: банки; страховщики; негосударственные пенсионные фонды; инвестиционные фонды; профессиональные участники рынка ценных бумаг; ломбарды; нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также иные формы адвокатских образований, занимающиеся производством подакцизных товаров, имеющие филиалы и (или) представительства.
Объект налогообложения: Доходы , Доходы минус Расходы. Выбор объекта налогообложения* осуществляется налогоплательщиком до начала налогового периода, в котором впервые применяется УСНО. В случае изменения избранного объекта налогообложения после подачи Заявления о переходе на УСНО налогоплательщик обязан уведомить об этом налоговый орган до 20 декабря года, в котором подано Заявление.
Доходы: от реализации и внереализационные расходы (аренда).
Расходы: расходы на ремонт основных средств (в т.ч. арендованных); арендные платежи, материальные расходы; расходы на оплату труда, выплату пособий по временной нетрудоспособности; страховые взносы; НДС. НДФЛ; расходы на бухгалтерские, аудиторские и юридические услуги; закупка канцтоваров; банковские услуги; эксплуатационные платежи по объектам недвижимости.
Признание доходов – кассовый метод.
Ставки и исчисление единого налога: по объекту Доходы - 6% от всех доходов за вычетом суммы взносов в ПФР и ФОМС, рассчитанную исходя из стоимости страхового года, даже если размер взносов составит более 50% суммы налога (авансового платежа). По объекту Доходы минус Расходы -15%, но не менее 1% от доходов за налоговый период.
По итогам каждого отчетного периода налогоплательщиками исчисляется сумма авансового платежа по налогу. Ранее исчисленные суммы авансовых платежей засчитываются при исчислении сумм авансовых платежей по налогу за отчетный период и суммы налога за налоговый период. Авансовые платежи по налогу уплачиваются не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
Отчетность: Налоговая декларации: Организациями - не позднее 31 марта, ИП - не позднее 30 апреля.
Минимальный налог уплачивается по итогам налогового периода - не позднее 31 марта.
Налоговый период: календарный год. Отчетные периоды: 1 квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года.
Анализ практики применения УСН:
Возросла налоговая нагрузка из-за увеличения страховых взносов:
- в 2010 г. страховые взносы в ПФ 14% (8% страховая часть пенсии, 6% накопительная) и 0,2% в фонд страхования от несчастных случаев.
- повышение тарифов страховых взносов для лиц, применяющих УСН, при осуществлении некоторых видов деятельности. Для большинства субъектов предпринимательской деятельности в производственной сфере, организаций социальной сферы, образования, здравоохранения и ряда других на 2011 и 2012 годы установлен тариф страховых взносов - 26 %. При этом стоит отметить, что с 2012 года взносы в части обязательного медицинского страхования полностью, т. е. в размере 5,1 %, подлежат зачислению в ФФОМС.
На период 2012 - 2013 гг. для организаций и ИП, применяющих УСН, при осуществлении отдельных видов деятельности, в частности: производство пищевых продуктов, текстильное и швейное производство, производство машин и оборудования, образование, строительство и т.д. (всего перечень содержит 36 позиций), установлен пониженный тариф взносов, уплачиваемых в ПФР, - 20 процентов (п. 8 ч. 1 и ч. 3.4 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). Пунктом 12 ст. 33 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ предусмотрено следующее распределение взносов: в отношении лиц 1966 года рождения и старше вся сумма взносов перечисляется на финансирование страховой части трудовой пенсии (из них 4 процента - солидарная часть, 16 процентов - индивидуальная часть); в отношении лиц 1967 года рождения и моложе - 14 процентов на финансирование страховой части (из них 4 процента - солидарная часть, 10 процентов - индивидуальная часть), 6 процентов - на финансирование накопительной части. Эта льгота будет действовать в течение 2012 и 2013 гг.
Основные преимущества УСН по сравнению с общим налоговым режимом:
более низкая ставка единого налога (15 % для объекта «доходы-расходы» и 6 % для объекта «доходы» с возможностью уменьшения до 3 %) по сравнению со ставкой налога на прибыль - 20 %;
возможность применения пониженных ставок страховых взносов при осуществлении некоторых видов деятельности;
освобождение от исчисления и уплаты налога на имущества и НДС.
Принимая решение, перейти ли на применение УСН с 1 января 2012 года, следует учитывать, что ограничение по размеру доходов - 45 млн. руб. за период с 1 января по 30 сентября, установленное пунктом 2.1 статьи 346.12 НК РФ действует только до 30 сентября 2012 года. Говорить однозначно о размере ограничения для перехода на УСН с 2013 года пока представляется затруднительным.
Что касается перспектив развития на мой взгляд нужно пересмотреть условия перехода на УСН. К примеру, увеличить размер дохода и остаточную стоимость основных средств, отменить ограничения по открытию представительств и филиалов по территории РФ, что послужит развитием малого бизнеса в РФ.
- Раздел 1. Общая теория налогов
- 1. Экономическое содержание и объективная необходимость налогов, их роль в формировании доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы государства.
- 2. Функции налогов и их реализация в налоговой системе рф.
- 3. Элементы налогообложения и их характеристика. Значение элементов налогообложения для реализации функций налогов.
- 4. Налоговые льготы, их виды и назначение. Условия применения налоговых льгот.
- 5. Налоговая ставка. Формы и виды налоговых ставок. Роль налоговой ставки в реализации функций налогов.
- 6. Принципы налогообложения и их характеристика. Эволюция принципов налогообложения. Реализация принципов налогообложения в налоговой системе рф.
- 7. Методы налогообложения и реализация принципа справедливости. Влияние прогрессивного налогообложения на выравнивание доходов и имущественного положения населения. Кривая Лоренца.
- 8. Налоговая система государства: понятие, составные элементы, факторы развития.
- 9. Классификация налогов и ее назначение. Характеристика прямых и косвенных налогов.
- 10. Организационные принципы построения налоговой системы рф.
- 11. Этапы развития налоговой системы рф и их характеристика.
- 12. Налоговая реформа 1998 г. И ее значение для развития российской налоговой системы.
- 13. Налоговая политика государства: ее содержание, цели, задачи. Виды налоговой политики государства.
- 14. Кейнсианские взгляды на роль налогов и налоговой политики государства в достижении макроэкономического равновесия. Налоговый мультипликатор.
- 15. Неоклассические взгляды на роль налогов и налоговой политики в обеспечении рыночного равновесия. Налоги как встроенный стабилизатор экономического роста.
- 16. Налоговая нагрузка и ее влияние на экономическое развитие и объемы налоговых поступлений в бюджетную систему. Кривая а. Лаффера.
- 17. Налоговая политика Российской Федерации в период 1992 – 2010 годы.
- 18. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов.
- 2. Мониторинг эффективности налоговых льгот:
- 6. Налогообложение природных ресурсов:
- 20. Планирование налоговых поступлений в бюджетную систему: методологические основы, инструменты, практика применения.
- 21. Консультационные услуги по налоговому планированию в организациях: методы осуществления.
- 23. Роль и место налоговых органов в делах о банкротстве: полномочия, регламентирующие документ.
- 25.Налоговое администрирование в Российской Федерации: содержание, задачи и функции. Роль налогового администрирования в условиях глобального экономического кризиса.
- 26. Органы налогового администрирования: их задачи и функции
- 27.Налоговые органы рф: состав, структура, задачи, функции, основные направления
- 28. Фнс: задачи, цели, функции и организационная структура
- 29.Критерии эффективности налогового администрирования и оценки деятельности налоговых инспекций.
- 30. Налоговый контроль: назначения, методы и формы осуществления. Пути повышения эффективности налогового контроля в Российской Федерации.
- 31.Методы и формы проведения налогового контроля за соблюдением налогового законодательства рф о налогах и сборах.
- 32.Камеральная налоговая проверка, ее назначение и порядок проведения.
- 33.Выезная налоговая проверка ее назначение, порядок планирования, проведения и реализация материалов.
- 34.Порядок планирования выездных проверок.
- 35 Оформление и реализация материалов налоговых проверок. Камеральная проверка.
- Выездная проверка.
- 36 Порядок обжалования решений по результатам налоговых проверок: современная практика и новые тенденции
- 37 Налоговое консультирование: предмет, цель, задачи, этапы проведения.
- 38. Профессиональные риски в налоговом консультировании и их разделение между участниками процесса.
- 40. Модели налогового консультирования содержание. Цели. Задачи. Функции.
- 41.Правовая регламентация деятельности по налоговому консультированию. Правовой статус налогового консультанта.
- 42.Налоговое консультирование: виды услуг и типы консультационных организаций.
- 43 Принципы профессионального оказания услуг по налоговому консультированию
- 1. Законность.
- 2. Независимость.
- 3. Профессионализм.
- 4.Беспристрастность и объективность
- 5.Добросовестность
- 6.Конфиденциальность
- 44. Инфраструктура регулирования и саморегулирования услуг налогового консультирования.
- 45.Права и обязанности налогового консультанта. Профессиональная этика налогового консультанта.
- 46. Этапы налогового консультирования и характеристика.
- 47.Услуги налогового консультанта: критерии и оценка уровня их качества.
- 48. Организационно-методические основы проведения налоговых проверок.
- Раздел 2. Налогообложение в российской федерации
- 1. Акцизы: назначение, налогоплательщики, объект налогообложения, механизм исчисления и уплаты.
- 2. Действующий механизм исчисления налога на добавленную стоимость, направления совершенствования.
- 3. Порядок применения налоговых вычетов при исчислении ндс
- 4. Налог на добавленную стоимость по экспортно-импортным операциям. Особенности исчисления, уплаты и возмещения.
- 5. Особенности исчисления и уплаты ндс коммерческими банками.
- 6. Объект налогообложения по налогу на прибыль организаций. Характеристика доходов от реализации товаров (работ, услуг).
- 7. Внереализационные доходы и расходы, особенности учета для целей налогообложения прибыли.
- 8. Расходы, учитываемые для целей налогообложения прибыли: классификация и характеристика.
- 9. Доходы и расходы, не учитываемые для целей налогообложения прибыли: классификация и характеристика.
- 10. Порядок формирования налоговой базы по налогу на прибыль российских организаций.
- 12. Порядок формирования резервов по сомнительным долгам, по ремонту и гарантийному обслуживанию и его влияние на величину налоговой базы по налогу на прибыль организаций производственной сферы.
- 13. Особенности состава доходов и расходов для исчисления налога на прибыль коммерческими банками.
- 14. Особенности состава доходов и расходов для исчисления налога на прибыль страховыми организациями в рф.
- 15. Налогообложение доходов организаций не профессиональных участников орцб от операций с ценными бумагами.
- 24.Усн анализ практики применения и проблемы развития.
- 26.Система налогообложения сельхоз товаропроизводителей (есхн).
- 27.Ндпи назначение характеристика элементов налогообложения, перспективы развития.
- Раздел 3. Правоведение (теория государства и права, финансовое право)
- 1. Государство: понятие, признаки, сущность. Значение налогов и сборов в функционировании государства.
- 2. Внутренние и внешние функции государства. Роль налогообложения в реализации экономической функции государства.
- 3. Механизм государства. Роль и место в нем налоговых органов.
- 4. Форма государства.
- 5. Гражданское общество: понятие, структура, признаки.
- 6. Правовое государство. Роль и значение налоговой политики в становлении правового государства в России.
- 7. Понятие и признаки нормы права. Понятие нормы налогового права.
- 8. Виды норм права. Классификация норм налогового права по различным основаниям.
- 9. Система права: понятие и основные элементы. Характеристика налогового права как под отрасли финансового права.
- 10. Юридические факты: понятие и виды. Виды юридических фактов как основание возникновения, изменения или прекращения налоговых правоотношений.
- 11. Правоотношение: понятие, признаки, виды. Налоговые правоотношения и их основные признаки.
- 12. Правотворчество и законотворчество. Законотворческая деятельность Министерства финансов Российской Федерации в сфере федеральных налогов и сборов.