15. Налогообложение доходов организаций не профессиональных участников орцб от операций с ценными бумагами.
Налоговая база по операциям с ценными бумагами определяется налогоплательщиком отдельно. При этом налогоплательщики определяют налоговую базу по операциям с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, отдельно от налоговой базы по операциям с ценными бумагами, не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг. Исходя из положений ст.280 и ст. 214.1 НК РФ и у юридических и у физических лиц налоговой базой по операциям с ценными бумагами признаются доходы от реализации (выбытия) ценных бумаг уменьшенные на расходы на их приобретение. Единственной проблемой в данной ситуации является вопрос о цене ценной бумаги, принимаемой для налогообложения. Налоговый кодекс требует сопоставлять стоимость ценной бумаги с рыночной (расчетной) ценой этой бумаги.
В соответствии с п.6 ст.280 НК РФ фактическая цена сделки принимается для целей налогообложения, если эта цена находится в интервале между минимальной и максимальной ценами, определенными исходя из расчетной цены ценной бумаги и предельного отклонения цен.
В случае реализации (приобретения) ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, по цене ниже минимальной (выше максимальной) цены, определенной исходя из расчетной цены ценной бумаги и предельного отклонения цен, при определении финансового результата для целей налогообложения принимается минимальная (максимальная) цена, определенная исходя из расчетной цены ценной бумаги и предельного отклонения цен.
Фактически из данного положения следует, что при реализации (приобретении) не обращающихся на рынке ценных бумаг с отклонением более чем на 20% от расчетной цены для целей налогообложения должна приниматься не фактическая цена сделки, а откорректированная в сторону уменьшения (увеличения) расчетная цена (некий аналог рыночной цены).
То есть, налогоплательщик должен определять выручку исходя из расчетной цены, уменьшенной на 20%, а затраты на приобретение ценной бумаги - исходя из расчетной цены, увеличенной на 20%.
В соответствии с Приказом ФСФР России от 09.11.2010 N 10-66/пз-н при определения расчетной цены ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке, в целях главы 25 НК предусмотрено 3 способа определения расчетной цены:
• цена, рассчитанная исходя из существующих на рынке ценных бумаг цен этой ценной бумаги;
• цена ценной бумаги, рассчитанная организацией по правилам, предусмотренным пунктами 5 - 19 Порядка;
• оценочная стоимость ценной бумаги, определенная независимым оценщиком.
Первый из указанных способов - исходя из существующих на рынке ценных бумаг цен этой ценной бумаги - предполагает использование предложений брокеров (дилеров, управляющих) о цене покупки необращающейся ценной бумаги. При этом расчетная цена должна представлять собой средневзвешенную цену предложений о покупке необращающейся ценной бумаги, объявленных брокерами, дилерами или управляющими. При этом количество организаций, объявивших указанные котировки, используемые для определения расчетной цены ценной бумаги, должно быть не менее трех.
Второй способ определения расчетной цены для различных видов ценных бумаг и типов организаций (для акций) прямо прописан в п. 5-15 Порядка. А именно:
• для оценки акций страховых компаний, инвестиционных фондов, прочих акционерных обществ предусмотрен способ определения расчетной цены через стоимость чистых активов за минусом доли чистых активов, приходящихся на размещенные привилегированные акции, поделенная на количество размещенных обыкновенных акций;
• для акционерных обществ, составляющих финансовую (бухгалтерскую) отчетность в соответствии с международными стандартами, расчетная цена необращающихся акций может быть определена как отношение капитала общества за минусом доли капитала, приходящегося на размещенные привилегированные акции общества, к общему количеству размещенных обществом обыкновенных акций;
• для кредитных организаций при расчете стоимости необращающихся акций используется показатель капитала, уменьшенный на долю чистых активов, приходящихся на размещенные привилегированные акции общества, и деленный на общее количество размещенных обыкновенных акций.
Третьим, самым простым, является вариант оценки ценной бумаги с помощью профессионального оценщика.
Из предложенных ФСФР вариантов определения расчетной цены обращает на себя внимание первый из описанных способов, основанный на сделках с данной ценной бумагой на рынке ценных бумаг. Фактически для необращающихся ценных бумаг теперь допускается принятие цены заявок на приобретение конкретной ценной бумаги даже при отсутствии совершенных сделок. То есть для оценки расчетной цены подлежащей реализации необращающейся на рынке ценной бумаги организация - держатель ценной бумаги может выставить последнюю на продажу через профессионального участника рынка ЦБ и принять за основу цену, предложенную третьими сторонами.
Лучшим способом оценки акций (хоть это и будет связано с дополнительными издержками) - использование услуг независимого оценщика, а уж каким методом последний будет определять стоимость акции, законом не устанавливается. Безусловно, в данном случае ответственность за правильность исчисления налогов на основе данных независимого оценщика все равно лежит на налогоплательщике, поэтому метод оценки должен быть обоснован. Услуги независимого оценщика оказываются на возмездной основе, поэтому их стоимость может быть включена налогоплательщиком в расходы при определении налоговой базы по операциям с ценными бумагами.
Согласно ст. 280 п. 10, убытки от операций с ценными бумагами в предыдущие налоговые периоды уменьшают налоговую базу, полученную по операциям с ценными бумагами в отчетном периоде (перенести указанные убытки на будущее) в порядке и на условиях, которые установлены налоговым кодексом.
При продаже ценных бумаг физическими лицами в соответствии со ст. 214.1 НК РФ налоговой базой признаются доходы от реализации (выбытия) ценных бумаг уменьшенные на расходы на их приобретение. Здесь принимаются фактические цены по сделке.
Но, согласно статьи 212 НК РФ, одним из видов материальной выгоды является материальная выгода, полученная от приобретения ценных бумаг, а также финансовых инструментов срочных сделок (пп. 3 п. 1 ст. 212 НК РФ). Она возникает в тех случаях, когда ценные бумаги или финансовые инструменты срочных сделок приобретены налогоплательщиком по цене ниже рыночной (в том числе, если они получены безвозмездно). Таким образом, у физических лиц может возникнуть налогооблагаемый доход (в виде материальной выгоды) при приобретении акций акционерных обществ, которая определяется как превышение рыночной ценой акций над фактическими расходами на приобретение ценных бумаг.
- Раздел 1. Общая теория налогов
- 1. Экономическое содержание и объективная необходимость налогов, их роль в формировании доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы государства.
- 2. Функции налогов и их реализация в налоговой системе рф.
- 3. Элементы налогообложения и их характеристика. Значение элементов налогообложения для реализации функций налогов.
- 4. Налоговые льготы, их виды и назначение. Условия применения налоговых льгот.
- 5. Налоговая ставка. Формы и виды налоговых ставок. Роль налоговой ставки в реализации функций налогов.
- 6. Принципы налогообложения и их характеристика. Эволюция принципов налогообложения. Реализация принципов налогообложения в налоговой системе рф.
- 7. Методы налогообложения и реализация принципа справедливости. Влияние прогрессивного налогообложения на выравнивание доходов и имущественного положения населения. Кривая Лоренца.
- 8. Налоговая система государства: понятие, составные элементы, факторы развития.
- 9. Классификация налогов и ее назначение. Характеристика прямых и косвенных налогов.
- 10. Организационные принципы построения налоговой системы рф.
- 11. Этапы развития налоговой системы рф и их характеристика.
- 12. Налоговая реформа 1998 г. И ее значение для развития российской налоговой системы.
- 13. Налоговая политика государства: ее содержание, цели, задачи. Виды налоговой политики государства.
- 14. Кейнсианские взгляды на роль налогов и налоговой политики государства в достижении макроэкономического равновесия. Налоговый мультипликатор.
- 15. Неоклассические взгляды на роль налогов и налоговой политики в обеспечении рыночного равновесия. Налоги как встроенный стабилизатор экономического роста.
- 16. Налоговая нагрузка и ее влияние на экономическое развитие и объемы налоговых поступлений в бюджетную систему. Кривая а. Лаффера.
- 17. Налоговая политика Российской Федерации в период 1992 – 2010 годы.
- 18. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов.
- 2. Мониторинг эффективности налоговых льгот:
- 6. Налогообложение природных ресурсов:
- 20. Планирование налоговых поступлений в бюджетную систему: методологические основы, инструменты, практика применения.
- 21. Консультационные услуги по налоговому планированию в организациях: методы осуществления.
- 23. Роль и место налоговых органов в делах о банкротстве: полномочия, регламентирующие документ.
- 25.Налоговое администрирование в Российской Федерации: содержание, задачи и функции. Роль налогового администрирования в условиях глобального экономического кризиса.
- 26. Органы налогового администрирования: их задачи и функции
- 27.Налоговые органы рф: состав, структура, задачи, функции, основные направления
- 28. Фнс: задачи, цели, функции и организационная структура
- 29.Критерии эффективности налогового администрирования и оценки деятельности налоговых инспекций.
- 30. Налоговый контроль: назначения, методы и формы осуществления. Пути повышения эффективности налогового контроля в Российской Федерации.
- 31.Методы и формы проведения налогового контроля за соблюдением налогового законодательства рф о налогах и сборах.
- 32.Камеральная налоговая проверка, ее назначение и порядок проведения.
- 33.Выезная налоговая проверка ее назначение, порядок планирования, проведения и реализация материалов.
- 34.Порядок планирования выездных проверок.
- 35 Оформление и реализация материалов налоговых проверок. Камеральная проверка.
- Выездная проверка.
- 36 Порядок обжалования решений по результатам налоговых проверок: современная практика и новые тенденции
- 37 Налоговое консультирование: предмет, цель, задачи, этапы проведения.
- 38. Профессиональные риски в налоговом консультировании и их разделение между участниками процесса.
- 40. Модели налогового консультирования содержание. Цели. Задачи. Функции.
- 41.Правовая регламентация деятельности по налоговому консультированию. Правовой статус налогового консультанта.
- 42.Налоговое консультирование: виды услуг и типы консультационных организаций.
- 43 Принципы профессионального оказания услуг по налоговому консультированию
- 1. Законность.
- 2. Независимость.
- 3. Профессионализм.
- 4.Беспристрастность и объективность
- 5.Добросовестность
- 6.Конфиденциальность
- 44. Инфраструктура регулирования и саморегулирования услуг налогового консультирования.
- 45.Права и обязанности налогового консультанта. Профессиональная этика налогового консультанта.
- 46. Этапы налогового консультирования и характеристика.
- 47.Услуги налогового консультанта: критерии и оценка уровня их качества.
- 48. Организационно-методические основы проведения налоговых проверок.
- Раздел 2. Налогообложение в российской федерации
- 1. Акцизы: назначение, налогоплательщики, объект налогообложения, механизм исчисления и уплаты.
- 2. Действующий механизм исчисления налога на добавленную стоимость, направления совершенствования.
- 3. Порядок применения налоговых вычетов при исчислении ндс
- 4. Налог на добавленную стоимость по экспортно-импортным операциям. Особенности исчисления, уплаты и возмещения.
- 5. Особенности исчисления и уплаты ндс коммерческими банками.
- 6. Объект налогообложения по налогу на прибыль организаций. Характеристика доходов от реализации товаров (работ, услуг).
- 7. Внереализационные доходы и расходы, особенности учета для целей налогообложения прибыли.
- 8. Расходы, учитываемые для целей налогообложения прибыли: классификация и характеристика.
- 9. Доходы и расходы, не учитываемые для целей налогообложения прибыли: классификация и характеристика.
- 10. Порядок формирования налоговой базы по налогу на прибыль российских организаций.
- 12. Порядок формирования резервов по сомнительным долгам, по ремонту и гарантийному обслуживанию и его влияние на величину налоговой базы по налогу на прибыль организаций производственной сферы.
- 13. Особенности состава доходов и расходов для исчисления налога на прибыль коммерческими банками.
- 14. Особенности состава доходов и расходов для исчисления налога на прибыль страховыми организациями в рф.
- 15. Налогообложение доходов организаций не профессиональных участников орцб от операций с ценными бумагами.
- 24.Усн анализ практики применения и проблемы развития.
- 26.Система налогообложения сельхоз товаропроизводителей (есхн).
- 27.Ндпи назначение характеристика элементов налогообложения, перспективы развития.
- Раздел 3. Правоведение (теория государства и права, финансовое право)
- 1. Государство: понятие, признаки, сущность. Значение налогов и сборов в функционировании государства.
- 2. Внутренние и внешние функции государства. Роль налогообложения в реализации экономической функции государства.
- 3. Механизм государства. Роль и место в нем налоговых органов.
- 4. Форма государства.
- 5. Гражданское общество: понятие, структура, признаки.
- 6. Правовое государство. Роль и значение налоговой политики в становлении правового государства в России.
- 7. Понятие и признаки нормы права. Понятие нормы налогового права.
- 8. Виды норм права. Классификация норм налогового права по различным основаниям.
- 9. Система права: понятие и основные элементы. Характеристика налогового права как под отрасли финансового права.
- 10. Юридические факты: понятие и виды. Виды юридических фактов как основание возникновения, изменения или прекращения налоговых правоотношений.
- 11. Правоотношение: понятие, признаки, виды. Налоговые правоотношения и их основные признаки.
- 12. Правотворчество и законотворчество. Законотворческая деятельность Министерства финансов Российской Федерации в сфере федеральных налогов и сборов.