15. Неоклассические взгляды на роль налогов и налоговой политики в обеспечении рыночного равновесия. Налоги как встроенный стабилизатор экономического роста.
Неоклассическая теория основывается на преимуществе свободной конкуренции и естественности, устойчивости экономических, в частности производственных, процессов. Различия в этих основных концепциях заключаются в неодинаковом подходе к методам государственного регулирования. Согласно неоклассическому направлению внешние корректирующие меры должны быть направлены лишь на то, чтобы устранить препятствия, мешающие действию законов свободной конкуренции, поэтому государственное вмешательство не должно ограничивать рынок с его естественными саморегулирующими законами, способными без какой-либо помощи: извне достигнуть экономического равновесия. Кейнсианская же концепция утверждала, что динамическое равновесие неустойчиво, из этого следовал вывод о необходимости прямого вмешательства государства в экономические процессы.
Дж. Мид (лауреат Нобелевской премии), построивший неоклассическую модель, отводил государству лишь косвенную роль, в регулировании экономических процессов считая государство дестабилизирующим фактором с безграничным ростом его расходов. Отдавая предпочтение кредитно-денежной политике центральных банков и не учитывая бюджетной и налоговой политики, неоклассицисты уповают на создание эффективного механизма перераспределения дохода, который, по их мнению, обеспечивает полную занятость и устойчивый рост национального богатства.
В неоклассической теории в свою очередь широкое развитие получили два направления: теория экономики предложения и монетаризм.
Теория экономики предложения возникла в начале 80-х годов XX в. в США. Она предусматривает стабилизацию экономики путем снижения налогов и предоставление налоговых льгот корпорациям, так как, по мнению сторонников этого направления, высокие налоги сдерживают предпринимательскую инициативу и тормозят политику инвестирования, обновления и расширения производства. Другой важный аспект теории - обязательное сокращение государственных расходов. Главный постулат теории экономики предложения - утверждение, что лучший регулятор рынка - сам рынок, а государственное регулирование и высокие налоги лишь мешают его нормальному функционированию.
Теория монетаризма, разработанная американским экономистом, профессором Чикагского университета М. Фридменом, приверженцем идей свободы рынка, предлагает ограничить роль государства только той деятельностью, которую кроме него никто не может осуществить: регулированием денег в обращении. К тому же в этой теории делается ставка на снижение налогов. Одновременно теория монетаризма одним из основных средств регулирования экономики считает изменение денежной массы и процентных банковских ставок. Так как государство с каждым годом увеличивает свои расходы, влекущие дополнительный рост инфляции, его нельзя допускать к созданию богатства, регулированию объемов производства, занятости и цен. Однако оно может помочь в регулировании денежной массы, изъяв лишнее количество денег из обращения, - если не с помощью займов, то с помощью налогов.
Таким образом, сочетание снижения налогов с манипулированием денежной массой и процентной ставкой позволяет стабилизировать функционирование механизма экономического роста не только государственного, но и частного предприятия.
Проводя в жизнь жесткую политику регулирования денежного обращения с целью уничтожения инфляции, английское правительство не добилось успеха, поскольку не учло других факторов, помимо денежной массы влияющих на инфляцию. Все проводимые мероприятия не затрагивали политики в области доходов, поскольку была велика вера в свободный рынок.
Основная идея неоклассических теорий заключается в поисках методов снижения инфляции и предоставлении большого количества налоговых льгот корпорациям и той части населения, которая формирует потребительский спрос на рынке. Несмотря на популярность и практическое использование приемов неоклассического направления, полной замены кейнсианских методов регулирования экономики не произошло.
- Раздел 1. Общая теория налогов
- 1. Экономическое содержание и объективная необходимость налогов, их роль в формировании доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы государства.
- 2. Функции налогов и их реализация в налоговой системе рф.
- 3. Элементы налогообложения и их характеристика. Значение элементов налогообложения для реализации функций налогов.
- 4. Налоговые льготы, их виды и назначение. Условия применения налоговых льгот.
- 5. Налоговая ставка. Формы и виды налоговых ставок. Роль налоговой ставки в реализации функций налогов.
- 6. Принципы налогообложения и их характеристика. Эволюция принципов налогообложения. Реализация принципов налогообложения в налоговой системе рф.
- 7. Методы налогообложения и реализация принципа справедливости. Влияние прогрессивного налогообложения на выравнивание доходов и имущественного положения населения. Кривая Лоренца.
- 8. Налоговая система государства: понятие, составные элементы, факторы развития.
- 9. Классификация налогов и ее назначение. Характеристика прямых и косвенных налогов.
- 10. Организационные принципы построения налоговой системы рф.
- 11. Этапы развития налоговой системы рф и их характеристика.
- 12. Налоговая реформа 1998 г. И ее значение для развития российской налоговой системы.
- 13. Налоговая политика государства: ее содержание, цели, задачи. Виды налоговой политики государства.
- 14. Кейнсианские взгляды на роль налогов и налоговой политики государства в достижении макроэкономического равновесия. Налоговый мультипликатор.
- 15. Неоклассические взгляды на роль налогов и налоговой политики в обеспечении рыночного равновесия. Налоги как встроенный стабилизатор экономического роста.
- 16. Налоговая нагрузка и ее влияние на экономическое развитие и объемы налоговых поступлений в бюджетную систему. Кривая а. Лаффера.
- 17. Налоговая политика Российской Федерации в период 1992 – 2010 годы.
- 18. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов.
- 2. Мониторинг эффективности налоговых льгот:
- 6. Налогообложение природных ресурсов:
- 20. Планирование налоговых поступлений в бюджетную систему: методологические основы, инструменты, практика применения.
- 21. Консультационные услуги по налоговому планированию в организациях: методы осуществления.
- 23. Роль и место налоговых органов в делах о банкротстве: полномочия, регламентирующие документ.
- 25.Налоговое администрирование в Российской Федерации: содержание, задачи и функции. Роль налогового администрирования в условиях глобального экономического кризиса.
- 26. Органы налогового администрирования: их задачи и функции
- 27.Налоговые органы рф: состав, структура, задачи, функции, основные направления
- 28. Фнс: задачи, цели, функции и организационная структура
- 29.Критерии эффективности налогового администрирования и оценки деятельности налоговых инспекций.
- 30. Налоговый контроль: назначения, методы и формы осуществления. Пути повышения эффективности налогового контроля в Российской Федерации.
- 31.Методы и формы проведения налогового контроля за соблюдением налогового законодательства рф о налогах и сборах.
- 32.Камеральная налоговая проверка, ее назначение и порядок проведения.
- 33.Выезная налоговая проверка ее назначение, порядок планирования, проведения и реализация материалов.
- 34.Порядок планирования выездных проверок.
- 35 Оформление и реализация материалов налоговых проверок. Камеральная проверка.
- Выездная проверка.
- 36 Порядок обжалования решений по результатам налоговых проверок: современная практика и новые тенденции
- 37 Налоговое консультирование: предмет, цель, задачи, этапы проведения.
- 38. Профессиональные риски в налоговом консультировании и их разделение между участниками процесса.
- 40. Модели налогового консультирования содержание. Цели. Задачи. Функции.
- 41.Правовая регламентация деятельности по налоговому консультированию. Правовой статус налогового консультанта.
- 42.Налоговое консультирование: виды услуг и типы консультационных организаций.
- 43 Принципы профессионального оказания услуг по налоговому консультированию
- 1. Законность.
- 2. Независимость.
- 3. Профессионализм.
- 4.Беспристрастность и объективность
- 5.Добросовестность
- 6.Конфиденциальность
- 44. Инфраструктура регулирования и саморегулирования услуг налогового консультирования.
- 45.Права и обязанности налогового консультанта. Профессиональная этика налогового консультанта.
- 46. Этапы налогового консультирования и характеристика.
- 47.Услуги налогового консультанта: критерии и оценка уровня их качества.
- 48. Организационно-методические основы проведения налоговых проверок.
- Раздел 2. Налогообложение в российской федерации
- 1. Акцизы: назначение, налогоплательщики, объект налогообложения, механизм исчисления и уплаты.
- 2. Действующий механизм исчисления налога на добавленную стоимость, направления совершенствования.
- 3. Порядок применения налоговых вычетов при исчислении ндс
- 4. Налог на добавленную стоимость по экспортно-импортным операциям. Особенности исчисления, уплаты и возмещения.
- 5. Особенности исчисления и уплаты ндс коммерческими банками.
- 6. Объект налогообложения по налогу на прибыль организаций. Характеристика доходов от реализации товаров (работ, услуг).
- 7. Внереализационные доходы и расходы, особенности учета для целей налогообложения прибыли.
- 8. Расходы, учитываемые для целей налогообложения прибыли: классификация и характеристика.
- 9. Доходы и расходы, не учитываемые для целей налогообложения прибыли: классификация и характеристика.
- 10. Порядок формирования налоговой базы по налогу на прибыль российских организаций.
- 12. Порядок формирования резервов по сомнительным долгам, по ремонту и гарантийному обслуживанию и его влияние на величину налоговой базы по налогу на прибыль организаций производственной сферы.
- 13. Особенности состава доходов и расходов для исчисления налога на прибыль коммерческими банками.
- 14. Особенности состава доходов и расходов для исчисления налога на прибыль страховыми организациями в рф.
- 15. Налогообложение доходов организаций не профессиональных участников орцб от операций с ценными бумагами.
- 24.Усн анализ практики применения и проблемы развития.
- 26.Система налогообложения сельхоз товаропроизводителей (есхн).
- 27.Ндпи назначение характеристика элементов налогообложения, перспективы развития.
- Раздел 3. Правоведение (теория государства и права, финансовое право)
- 1. Государство: понятие, признаки, сущность. Значение налогов и сборов в функционировании государства.
- 2. Внутренние и внешние функции государства. Роль налогообложения в реализации экономической функции государства.
- 3. Механизм государства. Роль и место в нем налоговых органов.
- 4. Форма государства.
- 5. Гражданское общество: понятие, структура, признаки.
- 6. Правовое государство. Роль и значение налоговой политики в становлении правового государства в России.
- 7. Понятие и признаки нормы права. Понятие нормы налогового права.
- 8. Виды норм права. Классификация норм налогового права по различным основаниям.
- 9. Система права: понятие и основные элементы. Характеристика налогового права как под отрасли финансового права.
- 10. Юридические факты: понятие и виды. Виды юридических фактов как основание возникновения, изменения или прекращения налоговых правоотношений.
- 11. Правоотношение: понятие, признаки, виды. Налоговые правоотношения и их основные признаки.
- 12. Правотворчество и законотворчество. Законотворческая деятельность Министерства финансов Российской Федерации в сфере федеральных налогов и сборов.