38. Профессиональные риски в налоговом консультировании и их разделение между участниками процесса.
Налоговое консультирование-это квалифицированная помощь по различным налоговым вопросам, предоставляемая профессиональными консультантами. Консультирование - это деятельность независимых от налоговых органов субъектов по разработке рекомендаций, составлению документов, представительству, осуществляемая в интересах налогоплательщиков. Таким образом консультационные услуги – это особый вид услуг: совет, рекомендация, анализ, оценка, прогноз, справка и т.п. в предметной области интересов (проблем) клиента. Основой их служат предоставление информации в различных формах (письменной, устной и пр.), а главной особенностью является то, что эта информация может относиться к любой из сфер деятельности предприятия.
Под налоговым риском понимается опасность для субъекта налоговых правоотношений понести финансовые и иные потери, связанные с процессом налогообложения.
Необходимо разграничивать понятие налогового риска для налогоплательщиков, налоговых консультантов, и других субъектов налоговых правоотношений, представляющих интересы государства. Причем для каждого из них он будет иметь различные формы проявления.
Те виды налоговых рисков, которые могут быть оценены в денежном выражении, целесообразно относить к финансовым рискам. Кроме того, налоговые отношения являются частью финансовых отношений. Финансовый риск это риск, обусловленный соотношением собственных и заемных средств (повышение издержек по обслуживанию капитала, потеря денежных средств).
Исходя из факторов, определяющих финансовые риски, полагают, что «принято выделять систематический и несистематический риски». Систематический риск, обусловлен действием многообразных, общих для всех хозяйствующих субъектов факторов. Несистематический риск обусловлен действием факторов, полностью зависящих от деятельности самого хозяйствующего субъекта.
Налоговые риски организаций-налогоплательщиков имеют денежное выражение и влекут за собой повышение издержек по обслуживанию капитала организации, поэтому данный вид налоговых рисков может быть отнесен к финансовым.
Налоговые риски могут быть допустимыми, критическими и катастрофическими. Так, примером катастрофического налогового риска для хозяйствующего субъекта является предъявление штрафных санкций, с суммой налога представляющих угрозу платежеспособности организации-налогоплательщика.
Если все же проклассифицировать налоговые риски исходя из вышеизложенного подхода, то для организации-налогоплательщика могут существовать обе группы рисков: внешние могут возникать по причинам изменений в условиях налогообложения со стороны государства, внутренние - по причинам неэффективной налоговой политики самого хозяйствующего субъекта.
С точки зрения практики можно выделить несколько видов налоговых рисков, существенно отличающихся своей спецификой. Это риски налогового контроля, риски усиления налогового бремени, риски уголовного преследования налогового характера. К рискам налогового контроля можно отнести риски аннулирования лицензий и ликвидации организации по искам налоговых органов, а также риски определения суммы налогов расчетным путем налоговыми органами.
Риски усиления налогового бремени свойственны экономическим проектам длительного характера. К таким рискам он относит появление новых налогов и рост ставок уже существующих налогов, отмену налоговых льгот.
Риски уголовного преследования обусловлены тем, что для руководителей организаций-налогоплательщиков, нарушающих налоговое законодательство, существует вероятность возбуждения уголовного дела и привлечения к административной и уголовной ответственности
Однако само по себе возбуждение уголовного дела в отношении руководителя компании является реальной серьезной проблемой, которая несет в себе ощутимые риски, связанные с ухудшением условий реализации различных видов проектов. Такие риски могут иметь непосредственную стоимостную оценку и, следовательно, относиться к финансовым рискам в отличие от рисков, непосредственно связанных с уголовным преследованием руководителя, стоимостная оценка которых весьма затруднена.
Помимо перечисленных выше, существует ряд маловероятных специфических налоговых рисков, не вполне поддающихся классификации, негативное воздействие которых, тем не менее, может быть достаточно ощутимым.
Обобщим рассмотренные нами классификационные признаки в отношении налоговых рисков и представим их следующую классификацию:
По субъектам, несущим налоговые риски: налоговые риски налогоплательщиков, налоговых консультантов, взаимозависимых лиц. В дальнейшем можно осуществлять детализацию риска налогоплательщиков для юридических и физических лиц, а государства - для различных законодательных и исполнительных органов власти, участвующих в процессе налогообложения.
Исходя из факторов, определяющих финансовые риски: внешние и внутренние.
По объекту связи с другими видами рисков: риском упущен ной выгоды, риском потерь материальных и нематериальных ценностей, риском неплатежеспособности, инвестиционным и др.
По виду последствий: риски налогового контроля, риски усиления налогового бремени (увеличения налоговой нагрузки организации), риски уголовного преследования налогового характера.
По величине возможных потерь: допустимые риски, критические и катастрофические.
Что касается профессиональных рисков налогового консультанта, то его деятельность должна быть обязательно застрахована от профессиональных рисков, что подтверждается индивидуальным договором страхования предоставляемых им услуг и квалификационным аттестатом выданным Палатой налоговых консультантов. Налоговый консультант несет ответственностью за нарушение норм профессиональной этики, согласно « Нормам профессиональной этики Палаты налоговых консультантов» и по решению Третейского суда Палаты налоговых консультантов может быть исключен из членов палаты.
39 Профессиональные объединения как фактор саморегулирования и развития деятельности налоговых консультантов. Роль палаты налоговых консультантов России и иных профессиональных объединений в развитии деятельности по налоговому консультированию.
Регулирование деятельности в сфере налогового консультирования осуществляется либо на государственном уровне, либо на уровне саморегулирующей организаций, деятельность которых устанавливается законодательно.
Введение в действие первой части НК РФ, которая установила правила взаимоотношений налоговых органов и налогоплательщиков, привело к осознанию необходимости профессиональной подготовки специалистов именно по налоговому консультированию. Приказом МНС РФ от 25 августа 1999 г. № АП-3-15/278 "О создании Центральной комиссии по налоговому консультированию Министерства Российской Федерации по налогам и сборам" предусматривает создание Центральной комиссии по налоговому консультированию МНС России (далее - ЦКНК). Комиссия создана в целях координации работы системы налоговых органов в области подготовки и аттестации налоговых консультантов, аккредитации налоговых консультационных пунктов, уполномоченных учебных центров, средств массовой информации, для обеспечения высокого уровня налогового консультирования. Это послужило толчком к развитию налогового консультирования как отдельного вида деятельности.
Полагаясь на опыт зарубежных стран, в тех странах, где оказание услуги налогового консультирования не регулируется государством, эту функцию регулирования услуг берут на себя саморегулируемые организации.
Саморегулирующими организациями признаются созданные в целях саморегулирования добровольные объединения субъектов предпринимательской деятельности по признаку единства сферы профессиональной деятельности и функционирующие на принципах некоммерческой организации.
Для целей регулирования профессиональной деятельности у Саморегулируемой организации должно быть наличие опубликованных правил деятельности и стандартов профессиональной деятельности, обязательных для выполнения всеми участниками саморегулирующей организации; наличие у саморегулирующей организации механизмов обеспечения ответственности ее участников за соблюдение указанных правил и стандартов; наличие органов, осуществляющих контроль выполнения правил и стандартов предпринимательской или профессиональной деятельности участниками саморегулируемой организации мер ответственности. Дополнительно обеспечивает имущественную ответственность своих членов перед потребителями.
Ключевым направлением развития СРО являются программы поддержки и развития профессионального образования, как повышение профессионального уровня специалистов в сфере налогообложения, внедрение механизма оценки качества профессионального образования, создание системы независимой сертификации и присвоения профессиональной квалификации невозможно без подтверждения статуса СРО.
Палата налоговых консультантов сегодня с юридической точки зрения не является СРО, но по ряду признаков и выполняемым функциям подходит под требования законодательства «О саморегулировании» (Важное отличие любой СРО от некоммерческой организации – не защита прав и интересов членов СРО, а обеспечение добросовестного осуществления ими своих прав и обязанностей.
Палатой разработаны:
-основные нормы профессиональной этики,
-стандарты деятельности по налоговому консультированию:
1. Оказание консультационных услуг по вопросам применения законодательства о налогах и сборах
2. Налоговое планирование
3. Ведение и проверка правильности ведения налогового учета
4. Составление налоговой отчетности юридических и физических лиц
5. Оказание консультационных услуг по вопросам налогообложения во время мероприятий налогового контроля
6. Представительство интересов налогоплательщика в ходе досудебного урегулирования налогового спора
7. Представление интересов налогоплательщика в судебных органах
Роль палаты налоговых консультантов заключается в обеспечение добросовестного осуществления профессиональной деятельности в сфере налогового консультирования ее членами, а также установление и поддержание профессиональных стандартов. Саморегулирование предполагает добровольный контроль за качеством оказываемых услуг в сфере налогообложения, основанный не столько на силе закона, сколько на правилах и стандартах, установленных самим профессиональным сообществом. Это будет способствовать формированию организованного профессионального рынка в сфере налогового консультирования.
Включение СРО в треугольник отношений налоговый орган – налоговый консультант - налогоплательщик позволяет отчасти сгладить существующие противоречия, наладить систему обратной связи, будет способствовать наиболее эффективному взаимодействию участников.
- Раздел 1. Общая теория налогов
- 1. Экономическое содержание и объективная необходимость налогов, их роль в формировании доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы государства.
- 2. Функции налогов и их реализация в налоговой системе рф.
- 3. Элементы налогообложения и их характеристика. Значение элементов налогообложения для реализации функций налогов.
- 4. Налоговые льготы, их виды и назначение. Условия применения налоговых льгот.
- 5. Налоговая ставка. Формы и виды налоговых ставок. Роль налоговой ставки в реализации функций налогов.
- 6. Принципы налогообложения и их характеристика. Эволюция принципов налогообложения. Реализация принципов налогообложения в налоговой системе рф.
- 7. Методы налогообложения и реализация принципа справедливости. Влияние прогрессивного налогообложения на выравнивание доходов и имущественного положения населения. Кривая Лоренца.
- 8. Налоговая система государства: понятие, составные элементы, факторы развития.
- 9. Классификация налогов и ее назначение. Характеристика прямых и косвенных налогов.
- 10. Организационные принципы построения налоговой системы рф.
- 11. Этапы развития налоговой системы рф и их характеристика.
- 12. Налоговая реформа 1998 г. И ее значение для развития российской налоговой системы.
- 13. Налоговая политика государства: ее содержание, цели, задачи. Виды налоговой политики государства.
- 14. Кейнсианские взгляды на роль налогов и налоговой политики государства в достижении макроэкономического равновесия. Налоговый мультипликатор.
- 15. Неоклассические взгляды на роль налогов и налоговой политики в обеспечении рыночного равновесия. Налоги как встроенный стабилизатор экономического роста.
- 16. Налоговая нагрузка и ее влияние на экономическое развитие и объемы налоговых поступлений в бюджетную систему. Кривая а. Лаффера.
- 17. Налоговая политика Российской Федерации в период 1992 – 2010 годы.
- 18. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов.
- 2. Мониторинг эффективности налоговых льгот:
- 6. Налогообложение природных ресурсов:
- 20. Планирование налоговых поступлений в бюджетную систему: методологические основы, инструменты, практика применения.
- 21. Консультационные услуги по налоговому планированию в организациях: методы осуществления.
- 23. Роль и место налоговых органов в делах о банкротстве: полномочия, регламентирующие документ.
- 25.Налоговое администрирование в Российской Федерации: содержание, задачи и функции. Роль налогового администрирования в условиях глобального экономического кризиса.
- 26. Органы налогового администрирования: их задачи и функции
- 27.Налоговые органы рф: состав, структура, задачи, функции, основные направления
- 28. Фнс: задачи, цели, функции и организационная структура
- 29.Критерии эффективности налогового администрирования и оценки деятельности налоговых инспекций.
- 30. Налоговый контроль: назначения, методы и формы осуществления. Пути повышения эффективности налогового контроля в Российской Федерации.
- 31.Методы и формы проведения налогового контроля за соблюдением налогового законодательства рф о налогах и сборах.
- 32.Камеральная налоговая проверка, ее назначение и порядок проведения.
- 33.Выезная налоговая проверка ее назначение, порядок планирования, проведения и реализация материалов.
- 34.Порядок планирования выездных проверок.
- 35 Оформление и реализация материалов налоговых проверок. Камеральная проверка.
- Выездная проверка.
- 36 Порядок обжалования решений по результатам налоговых проверок: современная практика и новые тенденции
- 37 Налоговое консультирование: предмет, цель, задачи, этапы проведения.
- 38. Профессиональные риски в налоговом консультировании и их разделение между участниками процесса.
- 40. Модели налогового консультирования содержание. Цели. Задачи. Функции.
- 41.Правовая регламентация деятельности по налоговому консультированию. Правовой статус налогового консультанта.
- 42.Налоговое консультирование: виды услуг и типы консультационных организаций.
- 43 Принципы профессионального оказания услуг по налоговому консультированию
- 1. Законность.
- 2. Независимость.
- 3. Профессионализм.
- 4.Беспристрастность и объективность
- 5.Добросовестность
- 6.Конфиденциальность
- 44. Инфраструктура регулирования и саморегулирования услуг налогового консультирования.
- 45.Права и обязанности налогового консультанта. Профессиональная этика налогового консультанта.
- 46. Этапы налогового консультирования и характеристика.
- 47.Услуги налогового консультанта: критерии и оценка уровня их качества.
- 48. Организационно-методические основы проведения налоговых проверок.
- Раздел 2. Налогообложение в российской федерации
- 1. Акцизы: назначение, налогоплательщики, объект налогообложения, механизм исчисления и уплаты.
- 2. Действующий механизм исчисления налога на добавленную стоимость, направления совершенствования.
- 3. Порядок применения налоговых вычетов при исчислении ндс
- 4. Налог на добавленную стоимость по экспортно-импортным операциям. Особенности исчисления, уплаты и возмещения.
- 5. Особенности исчисления и уплаты ндс коммерческими банками.
- 6. Объект налогообложения по налогу на прибыль организаций. Характеристика доходов от реализации товаров (работ, услуг).
- 7. Внереализационные доходы и расходы, особенности учета для целей налогообложения прибыли.
- 8. Расходы, учитываемые для целей налогообложения прибыли: классификация и характеристика.
- 9. Доходы и расходы, не учитываемые для целей налогообложения прибыли: классификация и характеристика.
- 10. Порядок формирования налоговой базы по налогу на прибыль российских организаций.
- 12. Порядок формирования резервов по сомнительным долгам, по ремонту и гарантийному обслуживанию и его влияние на величину налоговой базы по налогу на прибыль организаций производственной сферы.
- 13. Особенности состава доходов и расходов для исчисления налога на прибыль коммерческими банками.
- 14. Особенности состава доходов и расходов для исчисления налога на прибыль страховыми организациями в рф.
- 15. Налогообложение доходов организаций не профессиональных участников орцб от операций с ценными бумагами.
- 24.Усн анализ практики применения и проблемы развития.
- 26.Система налогообложения сельхоз товаропроизводителей (есхн).
- 27.Ндпи назначение характеристика элементов налогообложения, перспективы развития.
- Раздел 3. Правоведение (теория государства и права, финансовое право)
- 1. Государство: понятие, признаки, сущность. Значение налогов и сборов в функционировании государства.
- 2. Внутренние и внешние функции государства. Роль налогообложения в реализации экономической функции государства.
- 3. Механизм государства. Роль и место в нем налоговых органов.
- 4. Форма государства.
- 5. Гражданское общество: понятие, структура, признаки.
- 6. Правовое государство. Роль и значение налоговой политики в становлении правового государства в России.
- 7. Понятие и признаки нормы права. Понятие нормы налогового права.
- 8. Виды норм права. Классификация норм налогового права по различным основаниям.
- 9. Система права: понятие и основные элементы. Характеристика налогового права как под отрасли финансового права.
- 10. Юридические факты: понятие и виды. Виды юридических фактов как основание возникновения, изменения или прекращения налоговых правоотношений.
- 11. Правоотношение: понятие, признаки, виды. Налоговые правоотношения и их основные признаки.
- 12. Правотворчество и законотворчество. Законотворческая деятельность Министерства финансов Российской Федерации в сфере федеральных налогов и сборов.