40. Государственный сектор в смешанной экономике.
От рождения до смерти наши жизни бесчисленными способами подвергаются влиянию деятельности государства. Мы рождаемся в клиниках, субсидируемых государством либо принадлежащих государству. При нашем приходе в мир присутствуют доктора, получившие образование в медицинских школах, которые, пусть частично, поддерживаются государством. Каждый из нас платит государству в виде налогов на продажи, взимаемых местными органами власти или штатами, федеральных акцизов на такие товары или услуги, как бензин, спиртные напитки, парфюмерия, автомобильные шины, телефон, воздушные перевозки, в виде налогов на собственность, подоходных налогов,налогов в фонд социального обеспечения (на заработную плату).Государство предоставляет работу почти каждому шестому занятому и оказывает серьезное влияние на условия найма остальных. В случае получения производственной травмы без нарушения мер безопасности, предписываемых государством, работнику выплачивается пособие по несчастному случаю. Профсоюзы, чьи права и обязанности определяются государством, ведут переговоры об условиях труда, в том числе о продолжительности и оплате труда значительной части рабочих. Государство через налоговое стимулирование поддерживает пенсионные программы и страхует их от банкротства предпринимателяю Цены на продукты либо контролируются государством, либо находятся под серьезным влиянием его деятельности. Во многих сферах производства черной металлургии или автомобилестроении, обувной или швейной промышленности, в радио- или электронной промышленности — возможности занятости и получения прибыли серьезным образом зависят от того, позволяет ли государство иностранным конкурентам продавать товары на американском рынке без тарифов и квот.Как потребители мы зависим от государства: цены, по которым мы приобретает сигареты, алкогольные напитки, автомобили и многие другие товары, высоки из-за налогов, тарифов, квот и ограничений, налагаемых государством, тогда как цены на другие товары (коммунальные услуги, телефон, воду, электроэнергию и жилье)могут быть ниже вследствие государственного регулирования. То, что мы едим и пьем, регулируется государством; где нам жить и в каком типе домов мы можем жить, регулируется различными государственными службами. Каждый из нас пользуется услугами государственных служб: мы путешествуем по государственным авто- и железным дорогам, субсидируемым государством. В большинстве общин сбор мусора и канализация находятся в ведении государственных служб. В некоторых общинах питьевая вода поставляется государственными компаниями водоснабжения, а поддержание чистоты воздуха контролируется государственными службами.Наши законодательные органы очерчивают рамки, внутри которых индивидуумы и фирмы могут вступать во взаимовыгодные взаимодействия. Наши законы оговаривают характер контрактов,которые мы можем подписать. В случае если возникает конфликт между двумя индивидуумами, оба могут обратиться в суд для разрешения спора.СМЕШАННАЯ ЭКОНОМИКА в США. Экономика США это то, что называется смешанной экономикой: в то время как значительная часть экономической деятельности осуществляется частными фирмами, другая приходится на долю государства. Кроме того, государство изменяет поведение частного сектора либо целенаправленно, либо непреднамеренно, посредством разнообразной регламентации, налогов и субсидий. В бывшем СССР и в странах советского блока, напротив, основная доля экономической деятельности приходилась на государство. Во многих западноевропейских странах участие государства в экономической деятельности гораздо больше, чем в США. Например, в Великобритании государство ответственно за производство стали и угля. То, за что отвечает государство в США, также претерпело значительные изменения.Основные экономические мотивы поведения государства.В экономике Соединенных Штатов, как и большинства других западных стран, основной акцент в производстве и распределении товаров делается на частный, а не на государственный сектор. Те, кто верит в систему частного предпринимательства, полагают, что эта форма экономической организации имеет определенные привлекательные свойства, в частности, что благодаря ей происходит эффективное распределение ресурсов. Это убеждение действительно является одним из давних догматов экономической науки. Эффективность конкурентных рынков : невидимая рука. В 1776 г. Адам Смит в работе "Богатство народов", положившей начало современной экономической теории, утверждал, что благодаря конкуренции индивидуум,стремясь к достижению своих личных интересов (прибыли), будет действовать в общественных интересах, как бы направляемый невидимой рукой:«...он преследует только свою собственную выгоду, и в этом случае, как и во многих других, невидимая рука направляет его к цели, которая даже частично не входила в его намерения. И для общества это не всегда плохо. Преследуя свои собственные интересы, он часто способствует осуществлению цели общества даже более дейст- венно, чем когда он действительно к этому стремится».Смит утверждал, что нет необходимости полагаться на государство или на какой-то моральный мотив делать добро. Общественный интерес, по его мнению, обеспечивается, когда каждый просто делает то, что отвечает его собственным интересам. Собственный интерес гораздо более свойственная человеческой природе характеристика, чем забота о добре, и поэтому она обеспечивает более надежный фундамент для организации общества. Кроме того, люди с большей вероятностью будут достаточно точно знать, что находится в сфере их интересов,чем смогут определить, каков общественный интерес.Мысль, стоящая за принципом Смита, проста: если существуют какой-то товар или услуга, которые высоко ценятся людьми, но которые сейчас не производятся,люди захотят заплатить за этот товар или услугу. Предприниматели в погоне за прибылью всегда обращаются к таким возможностям. Если ценность определенного товара для потребителя превышает затраты на производство, то существует потенциальная прибыль для предпринимателя, и он станет производить этот товар.Общественный выбор.Частные механизмы распределения ресурсов.Рыночная экономика обеспечивает простой и эффективный метод определения
уровня производства частных благ. Таким методом является ценовая система. Она создает стимулы для фирм и производства благ, которые ценятся, и она обеспечивает основу для распределения благ, которые произведены, среди различных потребителей. Равновесие на частных рынках определяется точкой пересечения кривых спроса и предложения. Когда по той или иной причине спрос на некоторое благо увеличивается, кривая спроса сдвигается вверх, цена растет, и это стимулирует фирму производить больше. Таким образом, информация об изменениях во вкусах индивидуумов передается посредством системы цен к фирмам. Аналогично, когда по той или иной причине производство какого-то блага удешевляется, кривая его предложения сдвигается вниз, цена падает и люди получают стимулы потреблять больше того блага, которое стало теперь дешевле. Решения о распределении ресурсов в общественном секторе принимаются совершенно иным образом. Люди голосуют за выборных представителей, они в свою очередь голосуют за государственный бюджет, а сами деньги тратятся посредством многочисленных бюрократических органов. Решая, как голосовать, он сталкивается с двумя проблемами: во-первых, он должен определить взгляды на эту проблему своих избирателей; во-вторых, так как эти взгляды, по всей вероятности, будут различны, конгрессмен должен решить,какова весомость той или иной позиции.Проблема выявления предпочтений.В то время как индивидуумы могут выражать свое мнение о желательности того или иного частного блага посредством простого действия,они решают, покупать илине покупать это благо,не существует сравнительно неэффективного способа выражения мнений индивидуумов о предпочтительности того или иного общественного блага.Федеральные выборы сенаторов и членов палаты представителей передаюттолько ограниченную информацию об отношении избирателей к определенным общественным благам, в лучшем случае они дают общее представление о том, чтоизбиратели склоняются к большим или меньшим государственным расходам. На уровне штатов и на местном уровне избирателей иногда просят одобрить конкретные проекты (часто распространяются облигации займов для поддержания автотрасс и общественного транспорта). Но даже в этом случае информация ограничена. Если индивидуум голосует в соответствии со своими действительными интересами, то это лишь означает, что его выигрыш от общественной программы превысит издержки этой программы, ложащиеся на него. Если большинство голосует за принятие программы, это означает, что она предпочтительна по крайней мере для половины голосующих, но это не значит, что сумма выигрышей превышает издержки.БюрократияСложности в измерении производительности. Существуют некоторые сложности в измерении производительности фирм в частном секторе. Управляющий фирмой может установить, что, хотя текущая прибыль низка, фирма приняла решения о нацеленности на максимизацию своей долгосрочной прибыли. Тем не менее критерий прибыльности ясен. В случае с предприятием государственного сектора, однако, гораздо более сложно оценить, успешно ли оно функционирует.Учатся ли студенты лучше в результате государственной поддержки образования для бедных? Как можно это измерить подсчетом количества лекций? За последние несколько лет эти проблемы подвергались тщательному рассмотрению и побудили к попыткам создать процедуру систематической оценки государственных программ. Разнообразие целей. Трудность оценки успеха государственных служащих усиливается многообразием целей, характерным для большинства государственных программ. В то время как максимизация прибыли является ясной целью частных фирм, государственные организации вынуждены заботиться о множестве распределительных соображений. Законодатели, принимая программу, часто перечисляют ряд целей без определения того, как может быть осуществлен выбор. Люди в недрах и за пределами аппарата могут по-разному понимать, как должен быть сделан их выбор. Сомнительная технология. Третьей характеристикой многих государственных программ, которая делает их непригодными для использования общепринятой системы мотиваций, является то, что взаимосвязь между усилиями менеджера и успехом программ очень незначительна. Это особенно характерно для новейших государственных программ..
- Предмет макроэкономики. Микро- и макроэкономика. Макроэкономическая политика. Макроэкономические модели. Внешние и внутренние переменные. Запасы и потоки. Ex post. Ex ante
- Модель круговых потоков. Модель «закрытой» и «открытой» экономики. «Утечки» и «инъекции». Общие условия макроэкономического равновесия.
- Совокупный спрос: понятие и факторы. Эффект храповика.
- Совокупное предложение: классическая и кейнсианская модели. Особенности взаимодействия ad и as.
- Понятие шока. Шок спроса и шок предложения. Стабилизационная политика.
- Потребление и сбережения: понятие, мотивы, факторы, функции.
- Инвестиции: понятие, мотивы, факторы, функции.
- Модель «Крест Кейнса». Функция чистого экспорта. Понятие мультипликатора.
- Парадокс бережливости. Взаимосвязь модели ad – as и креста Кейнса. Инфляционный и рецессионный разрыв.
- Понятие, виды, цели и инструменты бнп. Эффект мультипликатора государственных расходов.
- Мультипликатор налогов. Мультипликатор сбалансированного бюджета. Сравнительная эффективность изменения g и t.
- Дискреционная и недискреционная фискальная политика. Бюджетные дефициты и излишки. Встроенные стабилизаторы экономики. Способы финансирования дефицита государственного бюджета.
- Деньги: понятие, функции, агрегаты. Классическая теория спроса на деньги.
- Кейнсианская теория спроса на деньги. Уравнение Фишера. Портфельный подход к спросу на деньги.
- Модель предложения денег. Денежный мультипликатор. Равновесие на денежном рынке.
- Коэффициент 1/rr — называется банковским мультипликатором, или мультипликатором денежной экспансии.
- Понятие и основные цели кдп. Промежуточные цели кдп: понятие, причины использования и критерии отбора. Стабилизация ad и промежуточные цели. Правила кдп
- Номинальная процентная ставка как промежуточная цель кдп.
- Денежная масса как промежуточная цель кдп.
- Номинальный доход в качестве промежуточной цели кдп.
- Условия равновесия на товарном и денежном рынках по классической и кейнсианской моделям. Сдвиг кривой is при изменении государственных расходов и инвестиционного спроса.
- 21. Влияние изменения дохода на спрос на деньги и процентную ставку при фиксированном предложении денег. Изменение равновесия двух рынков при изменении уровня цен на товарном рынке.
- 22. Эффект изменения государственных расходов на равновесие двух рынков.
- Влияние фискальной экспансии на объем выпуска и уровень цен.
- 24. Изменение равновесия товарного и денежного рынков при увеличении предложения денег. Ликвидная ловушка. Грубая форма монетаризма. Инвестиционная ловушка.
- 25. Причины возникновения и факторы развития инфляции. Социально-экономические последствия инфляции.
- 26. Взаимосвязь инфляции и безработицы. Антиинфляционная политика.
- Динамическая модель ad-as как инструмент анализа инфляционных процессов.
- 28. Историко-социологическая концепция у. Ростоу. Модель Домара.
- Модель Харрода.
- Модель экономического роста Солоу.
- Проблемы осуществления стабилизационной политики. Активная и пассивная политика. Модель общественного выбора.
- Политика твёрдого курса и произвольная макроэкономическая политика. Противоречивость целей макроэкономического регулирования и проблема координации бнп и кдп.
- 35. Воздействие макроэкономической политики на динамику равновесного реального валютного курса. Сравнительная эффективность режимов гибкого и фиксированного валютного курса.
- Влияние кдп и бнп на платёжный баланс. Модель внутреннего и внешнего равновесия в условиях фиксированного обменного курса.
- Экономическая политика в условиях плавающего обменного курса. Факторы, осложняющее проведение эффективной экономической политики.
- 39. Понятие и факторы современного экономического роста (по гайдару)
- 40. Государственный сектор в смешанной экономике.