logo
Экз ответы

Совокупный спрос: понятие и факторы. Эффект храповика.

Совокупный спрос представляет собой сумму всех расходов на конечные товары и услуги, произведенные в экономике. Он отражает связь между объемом совокупного выпуска, на который предъявлен спрос экономическими агентами, и общим уровнем цен в экономике.

При отсутствии ограничений со стороны производства, а также при отсутствии сильной инфляции, рост совокупного спроса стимулирует увеличение объема выпуска и занятости, оказывая незначительное влияние на уровень цен. Такое воздействие на экономику в период кризиса 30-х годов оказала государственная политика стимулирования совокупного спроса в США.

Если экономика близка к состоянию полной занятости, то рост совокупного спроса вызовет не столько увеличение объема выпуска (так как практически все мощности уже задействованы), сколько рост цен.

В структуре совокупного спроса можно выделить:

1) спрос на потребительские товары и услуги;

2) спрос на инвестиционные товары;

3) спрос на товары и услуги со стороны государства;

4) спрос на наш экспорт со стороны иностранцев.

Одни компоненты совокупного спроса относительно стабильны, изменяются медленно, например, потребительские расходы. Другие - более динамичны, например, инвестиционные расходы, их изменения вызывают колебания экономической активности.

Кривая совокупного спроса AD показывает количество товаров и услуг, которое потребители готовы приобрести при каждом возможном уровне цен. Она дает такие комбинации объема выпуска и общего уровня цен в экономике, при которых товарный и денежный рынки находятся в равновесии.

Движение вдоль кривой AD отражает изменение совокупного спроса в зависимости от динамики общего уровня цен. Наиболее простое выражение этой зависимости можно получить из уравнения количественной теории денег: MV = PY, отсюда P = MV/Y или Y = MV/P, где P – уровень цен в экономике (индекс цен), Y – реальный объем выпуска, на который предъявлен спрос, М – количество денег в экономике, V – скорость обращения денег.

Отрицательный наклон кривой AD объясняется следующим образом: чем выше уровень цен Р, тем меньше реальные запасы денежных средств, — (кривая AD строится при условии фиксированного предложения денег М и скорости их обращения V), а следовательно, меньше и количество товаров и услуг, на которые предъявлен спрос Y.

Обратная зависимость между величиной совокупного спроса и уровнем цен объясняется также эффектом процентной ставки, эффектом богатства, эффектом импортных закупок. Например, рост цен увеличивает спрос на деньги. При неизменном предложении денег рост спроса на них увеличивает процентную ставку, что сокращает расходы экономических агентов, связанные с получением кредита, а, значит, снижает объем совокупного спроса. Рост цен снижает также реальную покупательную способность накопленных финансовых активов с фиксированной стоимостью (облигации, срочные счета), что делает их владельцев беднее и побуждает к сокращению расходов. Рост цен внутри страны при стабильных ценах на импорт перекладывает часть спроса с внутренних товаров на импортные и сокращает экспорт, что также снижает совокупный спрос в экономике.

К неценовым факторам, влияющим на совокупный спрос, относится все, что воздействует на потребительские расходы домашних хозяйств, инвестиционные расходы фирм, государственные расходы, чистый экспорт: благосостояние потребителей, их ожидания, налоги, процентные ставки, субсидии и льготные кредиты инвесторам, колебания валютных курсов, условия на внешних рынках и т.д. Уравнение количественной теории денег также дает два неценовых фактора совокупного спроса: предложение денег М и скорость их обращения V. Изменение неценовых факторов отражается на графике сдвигом кривой AD. Например, увеличение предложения денег (или скорости их обращения) и соответствующий рост платежеспособного спроса в экономике отразится на графике сдвигом кривой AD вправо (рис. 4.1.), а снижение спроса на нефть на мировом рынке и соответствующее сокращение экспорта отразится графически сдвигом AD влево (рис. 4.2.).

Часто непосредственное воздействие какого-либо неценового фактора на совокупный спрос оказывается не единственным, и для оценки итогового эффекта требуется дополнительный анализ. Так, увеличение государственных расходов непосредственно ведет к росту совокупного спроса. Но финансируя эти расходы через продажу облигаций, государство забирает часть ресурсов с денежного рынка, что при неизменном общем предложении денег в экономике и спросе на них со стороны частного сектора увеличивает ставку процента. Это, в свою очередь, затрудняет инвестиционную деятельность частного сектора, покупку дорогостоящих товаров потребителями и т.д., то есть сокращает компоненты совокупного спроса.

Эффект храповика:

При первоначальном совокупном спросе AD0 точке равновесия Е0 соответствует объем производства Y* и уровень цен Р0. При уменьшении совокупного спроса до уровня AD1 равновесие должно было бы переместиться в точку Е1 которой соответствует объем производств Y1 и уровень цен Р1., Но этого в реальной экономике не происходит, так как уровень цен, как правило, не снижается. Равновесная ситуация устанавливается в точке Е2. Цена остается на прежнем уровне, а объем производства падает до уровня Y2 т. е. больше, чем если бы равновесие устанавливалось традиционным путем. Линия совокупного предложения поднимается вверх и устанавливается на уровне P0E2Y2..

Такое "поведение" цен и кривой совокупного предложения объясняется ценовой инертностью затрат на производство продукции. Предприниматель заключает договора на поставку сырья, аренду помещений и оборудования, оплату рабочей силы по определенным ценам, которые он не может изменить произвольно в сторону уменьшения. Поэтому даже при снизившемся совокупном спросе он вынужден предлагать свою продукцию по тем ценам, которые установились первоначально, и, чтобы не оказаться в убытке, резко снижает объем производства.