logo
Экз ответы

Понятие и основные цели кдп. Промежуточные цели кдп: понятие, причины использования и критерии отбора. Стабилизация ad и промежуточные цели. Правила кдп

Согласно некоторым теориям, денежная масса также играет значительную роль в определении реального уровня производства и занятости в экономике данной страны. Считая, что у ФРС есть возможность влиять на денежную массу, начнем с рассмотрения двух основных экономических целей, или просто основных целей, которым придается приоритетное значение при разработке денежно-кредитной политики ФРС.

Важнейшая задача ФРС — заложить оптимальные основы денежно-кредитной политики, с помощью которой будет обеспечен высокий и стабильный уровень производства товаров и услуг. В государстве, в котором на каждого человека приходится больший объем производимой продукции, чем в другом, граждане, как правило, более счастливы и производительны. Государство, которое в состоянии добиться более высокого и стабильного роста реального объема производства, также имеет лучшие предпосылки для обеспечения процветания своих граждан.

Агрегатная производственная функция экономики показывает, что при высоком реальном объеме производства уровень безработицы низок (при постоянстве всех остальных факторов). Таким образом, основная цель ФРС — достижение высокого и стабильного реального объема производства совпадает с другой целью — достижением низкого и стабильного уровня безработицы.

Второй основной целью ФРС является достижение низкого и стабильного уровня инфляции. Высокий уровень инфляции (в отсутствие полной индексации номинального стоимостного объема сделок) может привести к многочисленным затратам со стороны отдельных лиц, фирм и финансовых учреждений. С одной стороны, высокая инфляция толкает индивидов и фирмы на поиск путей сокращения объема хранимых наличных денег и приводит к увеличению объема депозитов до востребования, что, в свою очередь, ведет к затратам реальных ресурсов. Это также влечет за собой более частое изменение цен и связанных с ним издержек (см. главу 23). Кроме того, индивиды и фирмы будут вынуждены пересматривать договоры о заработной плате и другие контракты гораздо чаще, чем обычно, что приведет к значительным затратам труда и времени, или же индексировать условия контрактов с учетом инфляции, что также повлечет затраты ресурсов.

Непредвиденная инфляция вызовет также эффект перераспределения, так как она фактически перемещает богатство от кредиторов к должникам. Другой возможный эффект перераспределения появляется, если подоходный налог индексирован не в полной мере: инфляция увеличивает номинальный доход и тем самым заставляет индивидов и фирмы платить более высокие налоги, фактически повышая налоги без какого-либо реального увеличения ставок подоходного налога. Пытаясь избежать таких эффектов перераспределения, индивиды и фирмы также несут прямые затраты.

Наконец, изменчивость темпов инфляции тоже может быть связана с затратами, так как это вынуждает экономических агентов определять, изменился ли общий уровень цен и относительные цены, тем самым усложняя принятие решений о потреблении или производстве.

Хотя ФРС в принципе может осуществлять операции на открытом рынке, изменять учетную ставку или резервные требования, непосредственно достигая заданного уровня производства и инфляции, она редко этим пользуется. Вместо этого Ф Р С обычно использует промежуточные цели денежно-кредитной политики.

Промежуточная цель есть экономическая переменная, которую Ф Р С выбирает для осуществления контроля над ней, так как считает, что это согласуется с основными целями. Именно промежуточная цель — цель, отличная от основных целей обеспечения определенного уровня производства и инфляции (над которыми Ф Р С не склонна осуществлять прямой контроль), но достаточно тесно связанная с основными целями, так что она (промежуточная цель) может рассматриваться в качестве вспомогательной или дополнительной задачи для достижения основных целей политики ФРС.

Существует множество переменных, которые подошли бы ФРС как промежуточные цели. На самом деле теоретически не существует предела для набора экономических переменных, из которых ФРС может выбрать промежуточную цель своей политики. Например, ФРС может решить купить или продать школьные тетради в количестве, достаточном для сохранения средней цены на них на необходимом фиксированном уровне. Однако ФРС так наверняка никогда не поступит, потому что вряд ли школьные тетради когда-нибудь будут иметь отношение к общей экономической активности, чтобы оправдать выход ФРС на этот рынок.

Необходимость того, чтобы потенциальная промежуточная цель была тесно связанной с основными целями ФРС, пожалуй, станет решающим моментом при ограничении набора переменных, претендующих на то, чтобы стать промежуточными целями. Тем не менее, как мы обсудим в дальнейшем, некоторые экономические переменные до сих пор остаются лишь в качестве таких претендентов. Сначала, однако, мы разберем, почему же ФРС предпочитает прежде всего использование промежуточных целей.

Существует два объяснения использованию ФРС промежуточных целей. Первое заключается в сложности, если не в невозможности, понять все взаимозависимости экономических переменных настолько, чтобы непосредственно направить инструменты денежно-кредитной политики Ф Р С на достижение ее основных целей. Второе объяснение: даже если ФРС досконально знает механизм функционирования экономики, то она обычно не обладает достаточной информацией для принятия лучшего решения о прямом пути достижения основных целей. Давайте разберем каждое из объяснений подробнее.

Проблемы, связанные с достижением основных целей напрямую. Существует несколько различных теорий о влиянии денежной массы на другие экономические переменные. Более того, если какая-то теория может быть признана более или менее справедливой в любой данный момент, дискуссии по поводу относительной справедливости различных теорий продолжаются.

Интересно, что ученые-экономисты не единственные, кто дискутирует об адекватности тех или иных теорий. В 1960—70-е годы экономисты различных подразделений НИИ Ф Р С (особенно экономисты, связанные с Федеральным резервным банком Сент-Луиса) были ярыми сторонниками монетаристской теории, несмотря на то что экономисты других подразделений Ф Р С (особенно Совета управляющих ФРС в Вашингтоне) отдавали предпочтение кейнсианским объяснениям экономической активности.

В 1980—90-е годы наметился еще один раскол, когда некоторые экономисты ФРС (особенно связанные с Федеральным резервным банком Миннеаполиса) поддержали теорию реальных циклов деловой активности.

Ясно, что если сами экономисты и руководство ФРС не могут выработать единую позицию о влиянии денежно-кредитной политики на экономические переменные, то трудно предвидеть, как Ф Р С в целом сможет добиться должной стабилизации реального объема производства и уровня цен путем проведения, скажем, повседневных операций на открытом рынке.

С этой точки зрения промежуточная цель может рассматриваться как средство достижения компромисса в проведении политики в отсутствие полного согласия среди руководства Ф Р С по поводу наилучшего способа достижения основных целей напрямую. Например, как будет показано в дальнейшем, одной из промежуточных целей, использовавшихся ФРС в прошлом, была номинальная денежная масса. Хотя не все экономические теории указывают на влияние денежной массы на другие экономические переменные, почти все теории свидетельствуют, что изменение денежной массы должно вызвать изменение индекса цен, если не в такой же пропорции, то по крайней мере в том же направлении. Ф Р С считает, что многие теории могут согласиться с тем, что в отсутствие любой другой области для компромисса политика, направленная на достижение промежуточной цели, окажется лучше любого другого варианта, где не существует основы для такого компромисса. К тому же, если стабилизация цен и низкий уровень инфляции являются основными целями денежно-кредитной политики, использование денежной массы в качестве промежуточной цели может служить инструментом прагматического подхода ФРС к осуществлению этой политики.

Проблемы информации. Приведенный выше довод в пользу промежуточных целей денежно-кредитной политики на самом деле затрагивает скорее политический, а не экономический аспект. Хотя отсутствие согласия по поводу экономической теории может благоприятствовать использованию достаточно широкой промежуточной цели для достижения компромисса политиками, существует сильный экономический аргумент в пользу использования промежуточной цели в денежно-кредитной политике, даже при всеобщем согласии по поводу правильности модели экономики.

Этот аргумент связан с проблемой неверной информации при проведении денежно- кредитной политики. Некоторые экономические переменные, такие, как процентная ставка, денежная масса или объем кредитования, могут измеряться на еженедельной или даже ежедневной основе. Другие же, такие, как номинальный объем производства, могут быть рассчитаны на недельной основе, но обычно уточняются и становятся известными только через месяц. А отдельные переменные, такие, как индексы цен или оценки реального объема производства, рассчитываются только один раз в месяц.

Более того, последние переменные не принято устанавливать приблизительно через месяц; государственные статистики обычно пересматривают месячные расчеты через определенный промежуток времени. Следовательно, самая последняя информация о ценах и реальном объеме производства обычно не доступна политикам. Напротив, информация о финансовых переменных, таких, как процентная ставка, денежная масса и объем кредитования, поступает гораздо быстрее. Информация о номинальном доходе поступает менее быстро, но политики обычно получают эту информацию гораздо чаще и более точной, нежели данные об основных целях политики.

Тот факт, что некоторые экономические переменные, не связанные напрямую с основными целями, можно измерить точнее и быстрее, сам по себе наводит на мысль об использовании этих переменных в качестве промежуточных целей. Основа этой идеи заключается в следующем: направляя инструменты своей политики на достижение промежуточной цели, ФРС может почти мгновенно добиться обратной связи и получить информацию о точности и результатах своей политики. Если же ФРС необходимо осуществить какие-то операции на открытом рынке для изменения величин таких переменных, как реальный объем производства или индекс цен, в настоящее время, то ей придется действовать практически в информационном вакууме. У ФРС не будет возможности на протяжении нескольких недель или месяцев узнать, привели ее действия к желаемым результатам или нет.

Как ФРС выбрать переменную в качестве промежуточной цели, на которой она обычно не акцентирует внимание, но которая помогает достичь основных целей? Ответ на поставленный вопрос достаточно длинен, поэтому оставшуюся часть данной главы мы посвятим результату метода промежуточных целей. Чтобы ответить на этот вопрос, начнем с обзора основных понятий, связанных с выбором промежуточной цели денежно-кредитной политики.

Критерии отбора промежуточных целей. Существует несколько условий, которым, по мнению ФРС, должна удовлетворять промежуточная цель. Они заключаются в следующем.

1. Согласованность с основными целями ФРС. Это первостепенное требование, которому должна отвечать промежуточная цель. Если основными целями Ф Р С являются, скажем, стабилизация реального объема производства и уровня цен, тогда ФРС, предположительно, будет рассматривать другие экономические переменные в качестве второстепенных по отношению к переменным основных целей или даже не будет рассматривать их вовсе. Следовательно, Ф Р С будет заботиться о достижении промежуточной цели, только если это помогает ей достичь основных целей политики.

2. Измеримость. Если переменная, выбранная в качестве промежуточной цели, полезна для ФРС, то это должна быть переменная, которую ФРС может правильно и точно измерить, у ФРС практически не должно быть сомнений относительно величины переменной, используемой в качестве промежуточной цели. В противном случае проблемы с измерением такой экономической переменной неблагоприятно скажутся на способности ФРС достигать основных целей.

3. Своевременность, Достоверная информация о промежуточной цели должна своевременно поступать в ФРС. Экономическая переменная, которую ФРС может измерять лишь время от времени, не станет промежуточной целью, учитывая то, что точно такая же проблема возникает и для переменных основной цели. Если информация о переменной, рассматриваемой в качестве потенциальной промежуточной цели, поступает не чаще, чем информация об основных целях политики, тогда не нужна и сама промежуточная цель.

4. Контролируемость. Для того чтобы экономическая переменная оказалась полезной, став промежуточной целью, ФРС должна иметь возможность влиять на величину этой переменной. Более того, необходима устойчивая и доступная для понимания зависимость между инструментами политики Ф Р С и промежуточной переменной, такая, чтобы ФРС могла осуществлять контроль над ее величиной и достигать нужного значения этой переменной.

Соблюдение всех этих условий — достаточно сложная задача. Тем не менее для успешного проведения стратегии выдвижения промежуточных целей ФРС должна сделать все от нее зависящее, чтобы удовлетворить эти требования. В противном случае Ф Р С не достигнет основных целей денежно-кредитной политики.

Как отмечалось в главе 21, воздействие денежно-кредитной политики на экономику проявляется через эффект равновесия на денежном рынке и положение графика LM. Более того, положение графика совокупного спроса экономики связано с достижением равновесия в модели IS-LM. Следовательно, меры денежно-кредитной политики влияют на положение графика совокупного спроса. Хотя политики Ф Р С могут пытаться влиять на объем производства фирм и динамику предложения труда, они не в состоянии прямо воздействовать на факторы предложения. Кроме того, ожидания работников и фирм, связанные с теми или иными мерами политики ФРС, могут повлиять на предложение труда и производственные решения, принимаемые ими (см. главу 22); у Ф Р С нет инструментов воздействия на положение графика совокупного предложения.

Поэтому денежно-кредитная политика, направленная на достижение стабильности уровня производства и цен, обычно воздействует на положение графика совокупного спроса. Согласно ей, выбор адекватной промежуточной цели денежно-кредитной политики обычно сводится к поиску основного фактора, определяющего положение графика совокупного спроса. Таким образом, выбор ФРС переменной, рассматриваемой в качестве промежуточной цели, будет согласовываться с основными целями ФРС. На рис. 24-1 дана графическая иллюстрация этого явления. На нем представлена исходная точка равновесия графиков совокупного спроса и совокупного предложения (точка А). В этой точке уровень цен равен Р^ и реальный объем производства — у. Кроме того, у — естественный уровень производства, и поэтому график совокупного предложения в долгосрочном периоде при данном объеме производства представляет из себя вертикальную прямую (вспомните теоретическое обоснование этого, приведенное в главе 21).

Допустим, что основная цель ФРС — стабилизировать реальный объем производства на уровне, близком к естественному, и минимизировать колебания цен. Если график совокупного предложения не смещается, то единственный способ изменить реальный объем производства и уровень цен — сместить график совокупного спроса, как показано на рисунке. Такое смещение может произойти под влиянием некоторых факторов, не связанных с действиями ФРС, например из-за изменений потребления домашних хозяйств, ожидаемых инвестиций фирм, расходов государства, налоговой политики или совокупного спроса на деньги.

Таким образом, основной задачей стратегии выдвижения промежуточных целей является уменьшение колебаний совокупного спроса. По этой причине, как мы увидим в дальнейшем, большинство подходов к промежуточным целям делает акцент на стабилизации реального дохода, точке пересечения графиков IS и LM. Итак, как мы знаем из главы 21, положение графика совокупного спроса зависит от равновесия в модели IS-LM. Стабилизация уровня реального дохода, связанная с равновесием в модели IS-LM, подразумевает стабилизацию совокупного спроса и как результат стабилизацию реального объема производства и уровня цен.

Основными переменными на финансовом рынке являются процентные ставки. Неудивительно, что процентные ставки находятся в списке потенциальных промежуточных целей денежно-кредитной политики, и ФРС, вероятно, использовала их в 1950—60-е годы. (Трудно сказать по этому поводу что-либо определенное, так как ФРС старалась не афишировать роль ставки процента в ее стратегии в те годы.) Другой важной переменной является, конечно, денежная масса. Как будет рассмотрено в главе 25, ФРС использовала темп прироста денежной массы в качестве промежуточной цели в 1970-х и в начале 1980-х годов. Как будет показано ниже в этой главе, другой возможной промежуточной целью на финансовом рынке может стать объем кредитования в экономике. Ф Р С использовала такие показатели в прошлом, но не утверждала их официально в качестве промежуточной цели своей денежно-кредитной политики. Хотя ФРС напрямую контролирует переменные финансового рынка, ей не следует ограничиваться этими переменными как единственными потенциальными промежуточными целями. Одной из экономических переменных, на которую ФРС и другие экономисты недавно обратили внимание, выступает номинальный доход. Другой переменной являются товарные цены. Некоторые экономисты выступают сторонниками модификации таргетирования процентных ставок, вариантом которого рассматривается таргетирование разницы между краткосрочными и долгосрочными процентными ставками, описывающей временную структуру процентных ставок. Далее, мы сконцентрируем внимание на промежуточных целях, которые либо уже использовались ФРС в прошлом, либо рассматривались как наиболее адекватные варианты. Однако мы обсудим и все приведенные выше варианты. В последние годы ФРС проявила склонность к смене промежуточных целей в соответствии с изменяющимися условиями, поэтому было бы неблагоразумно не принимать в расчет все возможные варианты. Для выбора наиболее привлекательной промежуточной цели, необходимо знать особенности каждой из них.