Влияние кдп и бнп на платёжный баланс. Модель внутреннего и внешнего равновесия в условиях фиксированного обменного курса.
В открытой экономике серьезной проблемой макроэкономического регулирования является достижение внутреннего и внешнего равновесия. Ее решение требует учета взаимного влияния как внутренних, так и внешних переменных (хотя это деление условно). Проблема осложняется существованием обратного воздействия переменных друг на друга, а также тем, что единичное воздействие сопровождается обычно целой цепочкой следствий, как непосредственных, так и проявляющихся в долгосрочном периоде.
Внутреннее равновесие предполагает баланс спроса и предложения на уровне полной занятости при отсутствии инфляции (или ее стабильно низком уровне). В краткосрочном аспекте проблема внутреннего баланса решается прежде всего методами регулирования совокупного спроса с помощью фискальной и денежной политики. Внешнее равновесие связано с поддержанием нулевого сальдо платежного баланса в определенном режиме валютного курса. Иногда эту проблему подразделяют на две самостоятельные: достижение определенного состояния счета текущих операций и поддержание заданного уровня валютных резервов. Меры государственного регулирования остаются теми же; кредитно-денежная и бюджетно-налоговая политика, но иногда выделяют как самостоятельную и политику обменного курса. Усложняется задача достижения внешнего баланса таким фактором, как мобильность капитала, то есть интенсивность межстранового перелива капитала в ответ на колебания внутренней ставки процента по отношению к ее мировому уровню. Фактически поддержание внешнего и внутреннего равновесия касается функционирования трех рынков: товарного, денежного и валютного.
Влияние кредитно-денежной и бюджетно-налоговой политики на платежный баланс.
На состояние платежного баланса фискальная политика влияет по двум направлениям: через воздействие на уровень дохода и на ставку процента. Так, дополнительные государственные расходы через мультипликативный эффект приводят к росту дохода, что, в свою очередь, расширяет спрос не только на отечественные, но и на импортные товары. Рост импорта ухудшает торговый баланс. В то же время дополнительные государственные расходы часто означают расширение государственного заимствования на финансовых рынках, что вызывает рост процентной ставки. Более высокая ставка привлекает капиталы из-за рубежа, улучшая баланс движения капитала и в определенной степени нейтрализуя негативное влияние торгового баланса па платежный баланс в целом. Итоговое воздействие фискальной политики на внешний баланс в краткосрочном периоде во многом зависит от степени мобильности капитала. Например, при высокой мобильности капитала рост ставки процента может вызвать столь значительный приток иностранного капитала, что положительное сальдо по счету движения капитала перекроет дефицит торгового баланса, и платежный баланс будет иметь положительное сальдо. В случае низкой подвижности капитала притока капитала может не хватить для компенсации дефицита торгового баланса, и платежный баланс будет иметь отрицательное сальдо. Однако в долгосрочном периоде займы из-за рубежа, привлеченные высокой процентной ставкой, потребуют выплаты процентов и погашения долга, что вызовет отток капитала из страны.
Кредитно-денежная политика воздействует на платежный баланс более определенно. Рост предложения денег снижает ставку процента (при прочих равных), что также имеет два канала влияния на экономику. Дешевые деньги стимулируют рост расходов, в том числе и на импорт (особенно с учетом возможного роста цен в связи с инфляцией спроса), что ухудшает торговый баланс. Одновременно низкая процентная ставка приведет к оттоку капитала из страны, что ухудшит баланс движения капитала. Платежный баланс окажется в дефиците в связи с ухудшением двух своих составляющих - счета текущих операций и счета движения капитала. Однако в долгосрочном периоде капиталы за рубежом начнут приносить доход, оказывая положительное влияние на платежный баланс.
В обоих случаях - как при расширительной фискальной, так и при расширительной денежной политике влияние через доход вызывает ухудшение платежного баланса, а влияние через процентную ставку может быть различным и во многом связано со степенью мобильности капитала.
Модель внутреннего и внешнего равновесия в условиях фиксированного обменного курса* Правило распределения ролей.
Как показали исследования, экономическая политика, направленная на достижение только внутреннего равновесия (обычно через регулирование совокупного спроса), лишь в исключительных случаях одновременно приводит и к внешнему равновесию. Аналогичная ситуация складывается при обособленном регулировании внешнего равновесия. Поэтому задача одновременного достижения внешнего и внутреннего баланса ставится как отдельная и поддается решению обычно с большим трудом.
В ходе анализа проблемы внутреннего и внешнего равновесия был выработан фундаментальный принцип разработки и проведения экономической политики; для достижения двух независимых целей - внутреннего баланса (желательный объем выпуска при естественном уровне безработицы и низкой или нулевой инфляции) и внешнего баланса (сальдо платежного или торгового баланса равно нулю) требуются по крайней мере два независимых инструмента экономической политики. Соответственно, для достижения трех целей экономической политики должны быть использованы три инструмента и так далее.
Идея этого принципа принадлежит Я. Тинбергену.
В работах Р, Манделла было показано, что использование инструментов кредитно-денежной и бюджетно-налоговой политики позволяет одновременно достичь двух целей - внешнего и внутреннего равновесия при условии, что модель допускает международное передвижение капитала.
Теоретический аспект проблемы внутреннего и внешнего равновесия часто рассматривается с использованием несколько модифицированной модели 15-ЬМ путем добавления к ней третьей кривой ВР, показывающей равновесие платежного баланса. Эта модель строится для разных режимов валютных курсов - фиксированного и плавающего, а также для разной степени мобильности капитала. Малая открытая экономика с совершенной мобильностью капитала может анализироваться с помощью модели Манделла-Флеминга".
Подход к данной проблеме с точки зрения конкретных практических рекомендаций для экономической политики может быть и несколько иным (возможно, более упрошенным по сравнению с названными моделями).
Рассмотрим один из вариантов такого подхода, который довольно часто используется для решения задачи одновременного достижения внутреннего и внешнего баланса в условиях, когда правительство поддерживает фиксированный валютный курс.
Графическое представление данного подхода предполагает, что на осях координат непосредственно заданы два основных инструмента политики, используемые для решения двух поставленных задач (внутреннее и внешнее равновесие): уровень государственных расходов {С)" и ставка процента (К).
На рисунке 18.1 кривая ВВ представляет собой набор сочетаний объемов государственных расходов (С) и значений ставки процента (К), соответствующих поддержанию внешнего баланса, то есть ситуации, когда сальдо платежного баланса равно нулю (ВР=0).
Положительный наклон кривой объясняется следующим образом. Пусть в начальной точке Е достигнут внутренний и внешний баланс. Повышение государственных расходов (С) будет отражено движением вправо от точки Е, например до точки А. Результатом станет рост дохода, а вместе с ним и увеличение импорта, что вызовет дефицит торгового баланса (здесь рассматриваются лишь краткосрочные последствия фискальной политики и не затрагивается влияние последующего изменения валютных резервов на предложение денег). Теперь для устранения возникшего дефицита платежного баланса (ВР<0) правительство должно принять меры, которые способствовали бы достижению положительного сальдо счета движения капитала. Этого можно добиться с помощью ограничительной денежной политики: возросшая ставка процента привлечет в страну иностранный капитал. Рост процентной ставки (движение из точки А в точку С на рис. 18.1) должен быть достаточен для того, чтобы положительное сальдо счета движения капитала компенсировало дефицит по счету текущих операций и возвратило сальдо платежного баланса к нулю (в точке С на кривой ВВ). Такое сочетание изменений С и 7? для сохранения внешнего равновесия объясняет положительный наклон кривой ВВ,
Все точки, лежащие ниже и правее кривой ВВ, отражают состояние дефицита платежного баланса (ВР<0). Сдвиг от кривой ВВ в этом направлении соответствует расширительной фискаль ной (вправо вдоль оси (7) или монетарной (вниз вдоль оси Я) политике, а значит, существует либо отрицательное сальдо счета текущих операций при повышении государственных расходов, дохода и импорта, либо дефицит счета движения капитала при снижении ставки процента.
Такое сочетание фискальной экспансии и жесткой денежной политики, позволяющей повысить процентные ставки, хорошо описывает ситуацию в США в 1981-1984 гг., когда в итоге был получен прогнозируемый результат; значительный торговый дефицит, финансируемый широкими заимствованиями из-за рубежа, привлекаемыми высокими процентными ставками.
Любая точка левее и выше кривой ВВ отражает состояние положительного сальдо платежного баланса (ВР>0)у возникающее вследствие жесткой фискальной и денежной политики: сальдо капитального счета может быть положительным из-за высокой ставки процента (вверх от кривой ВВ вдоль оси К), счет текущих операций улучшится при снижении С, уровня дохода и импорта (влево от кривой ВВ вдоль оси С).
Рассмотрим графическое представление внутреннего баланса (рис. 18.2), то есть состояния полной занятости, потенциального объема выпуска и отсутствия инфляции. Пусть в точке Е достигается как внешнее, так и внутреннее равновесие. Если правительство повысит расходы С, то доход, согласно кейнсианской теории, будет расти с мультипликативным эффектом. Движение из точки Е в точку А, отражающее этот рост, означает перемещение из точки равновесия в зону излишнего спроса, где повышенный доход (выше уровня, соответствующего полной занятости) создает инфляционное давление. Теперь для восстановления внутреннего равновесия необходимо уменьшить размер денежной массы, поднимая К, чтобы сократить спрос. На графике это представлено движением из точки А в точку Д где доход возвращается к уровню при полной занятости ресурсов и восстанавливается внутреннее равновесие.
Таким образом, набор сочетаний С и К, поддерживающих внутреннее равновесие, дает нам кривую УУ с положительным наклоном. Все точки справа и ниже этой кривой находятся в зоне избыточною спроса (вследствие роста государственных расходов <7? или удешевления денег 7?1у. Точки слева и выше кривой УУ находятся в зоне избыточного предложения (безработица), что объясняется сокращением С (уменьшение спроса) и повышением Я.
Крутизна кривой ВВ зависит от степени мобильности капитала: чем более подвижен капитал, тем меньший рост К, вызывающий приток капитала, требуется для финансирования дефицита счета текущих операций, то есть кривая ВВ будет более пологой, и наоборот.
На практике оказывается, что даже при относительно низкой мобильности капитала кривая ВВ не может быть круче кривой УУ. Чтобы представить это, рассмотрим движение из точки Е к точке В, обусловленное фискальным расширением и жесткой денежной политикой, рассчитанное таким образом, чтобы сохранить доход на уровне полной занятости. Положение линии ВВ относительно кривой УУ можно определить, выяснив, является ли точка В точкой дефицита или излишка платежного баланса. Поскольку уровень дохода в точке В остается тем же, что и в точке Е (обе точки расположены на кривой внутреннего равновесия), то импорт, а следовательно, и торговый баланс не изменятся. Однако ставка процента в точке В выше, чем в точке Е, следовательно, приток капитала в страну приведет, при прочих равных, к положительному сальдо счета движения капитала и, соответственно, платежного баланса в целом. Значит, точка В находится в зоне положительного сальдо платежного баланса, то есгь выше кривой ВВ. Это подтверждает наше предположение о том, что кривая УУ круче кривой ВВ .
При нулевой мобильности капитала, то есть при ее отсутствии, кривая ВВ имеет тот же наклон, что и кривая УУ. В этом случае монетарная и фискальная политика не являются независимыми инструментами. Монетарная политика не имеет влияния на платежный баланс сверх того, что оказывает фискальная политика через рост дохода и импорта. В целом же можно считать, что точка О обычно расположена выше точки С, поскольку на практике влияние ставки процента на капитальный счет шире и глубже, чем на торговый баланс. Описанные способы достижения внутреннего и внешнего равновесия показывают, что определенное сочетание фискальной и монетарной политики позволяет поддерживать как внутренний, так и внешний баланс. Дальнейшая задача состоит в том, чтобы определить степень воздействия фискальной и монетарной политики на внутренний и внешний баланс. Р. Манделл и М.Флеминг обнаружили, что кредитно-денежная и бюджетно-налоговая политика оказывают различное относительное воздействие на внутреннее и внешнее равновесие. Они показали, что при фиксированном обменном курсе монетарная политика имеет сравнительное преимущество в регулировании платежного баланса, а фискальная - в регулировании внутреннего равновесия (через воздействие на совокупный спрос), то есть фактически имеется два инструмента политики для реализации двух целей.
Действительно, в условиях фиксированного валютного курса логично предположить, что монетарная политика в большей степени связана с проблемами внешнего баланса. Как известно (см. гл. 8), в случае, когда Центральный Банк связан в своих действиях необходимостью поддерживать определенный уровень обменного курса, колебания денежной массы часто бывают вызваны именно решением этой задачи, независимо от того, соответствуют эти колебания потребностям внутренней политики или нет.
Для простоты представим все коммерческие банки и Центральный Банк страны как единый банк, в котором сконцентрированы все иностранные активы и пассивы, а денежное предложение представлено наличностью и депозитами. В пассиве баланса такого гипотетического банка будут находиться все компоненты предложения денег (обычно агрегат М2), а в активе - чистые иностранные активы банковской системы (активы минус пассивы, то есть фактически активы, которыми мы располагаем после погашения требований к нам иностранцев) и чистые внутренние активы (или чистый внутренний кредит правительству, фирмам, домашним хозяйствам). Чистые иностранные активы будут соответствовать валютным резервам страны, которые меняются в зависимости от необходимости корректировки платежного баланса. Тогда из условия равенства активов и пассивов можно записать: М - Кез +ВС, то есть предложение денег (обязательства банковской системы) равно сумме валютных резервов (чистых иностранных активов) и внутреннего кредита банковской системы, а значит, предложение денег зависит как от внутренних, так и от внешних факторов.
В публикуемых отчетах Центрального Банка этот гипотетический банк соответствует так называемому денежному обзору, который представляет собой консолидированный баланс банковской системы страны, исключающий межбанковские операции. Денежный обзор показывает внутренние и внешние источники формирования фактического предложения денег в экономике.
Изменение денежной массы можно представить как АМ = = АЯез +АВС, где АКез будет соответствовать дефициту или излишку платежного баланса. Необходимость восстановления внешнего баланса и, соответственно, поддержания обменного курса потребует продажи или покупки иностранных активов, то есть сокращения или увеличения резервов. Но, продавая резервы, Центральный Банк одновременно изымает из обращения часть денег, а покупая иностранные активы, пополняет объем предложения денег. Таким образом, в условиях фиксированного ватютного курса М является эндогенной переменной, подверженной прежде всего влиянию возникающего дефицита или излишка платежного баланса (то есть влиянию возникающих тенденций к снижению или повышению обменного курса). В этом случае при составлении прогнозов развития экономики потребность в деньгах определяется исходя из плановых (целевых) показателей экономического роста и инфляции, а предложение денег связывается с объемом чистых иностранных активов и внутреннего кредита. Объем чистых иностранных активов устанавливается в соответствии с прогнозами состояния платежного баланса, а объем внутреннего кредита определяется по остаточному принципу и распределяется между правительством и частным сектором (для необходимой корректировки величины внутреннего кредита частному сектору используются все три известных инструмента денежной политики).
Центральный Банк может попытаться нейтрализовать влияние платежного баланса на предложение денег в экономике путем стерилизации изменения валютных резервов. Например, при сокращении резервов (для ликвидации дефицита платежного баланса и предотвращения падения обменного курса) Центральный Банк может расширить внутренние активы с помощью операций на открытом рынке или других инструментов денежной политики таким образом, что величина денежной массы в экономике не изменится: М - 1Яех + ВСЛ. Однако возможности стерилизации ограничены. Если дефицит платежного баланса сохраняется длительное время, то снижение валютных резервов может привести к их полному истощению. Страна вынуждена будет отказаться от фиксированного курса или позволить денежной массе сокращаться, чтобы нейтрализовать тенденцию обменного курса к понижению и остановить отток денег за рубеж. При устойчивом положительном сальдо платежного баланса объем резервов может стать настолько большим, что внутренний кредит примет нулевое значение, что практически невозможно (банки должны будут не ссужать, а занимать деньги у небанковского сектора).
Напомним, что стерилизация проводится лишь при режиме фиксированного курса.
Таким образом, даже стерилизация не защищает денежную массу от влияния платежного баланса, что резко ограничивает возможности воздействия денежной политики на внутренний баланс, оставляя его регулирование фискальной политике.
На графике (рис. 18.2) относительные преимущества монетарной политики в регулировании внешнего баланса обнаруживаются следующим образом: требуется сравнительно небольшое изменение ставки процента для перемещения внешнего равновесия из точки Е в точку С и значительное изменение 7? для движения внутреннего равновесия из точки Е в точку В при одинаковом изменении С. Аналогичные рассуждения можно провести и для сравнения изменения государственных расходов для восстановления внешнего и внутреннего равновесия при одинаковом изменении ставки процента. Фискальная политика будет оказывать более сильное влияние на внутренний баланс. Если экономика находится в точке К, то для восстановления внутреннего равновесия потребуется небольшое изменение О (перемещение из точки К в точку Е, рис, 18.2), тогда как для восстановления внешнего равновесия потребуется значительное увеличение О (движение из точки К в точку С).
Эффективность бюджетно-налоговой политики при фиксированном обменном курсе прямо связана с мобильностью капитала. Рост государственных расходов приводит к повышению ставки процента (занимая средства на фондовом рынке, государство сокращает ту денежную массу, которая обслуживает частный сектор), что стимулирует приток капитала из-за рубежа. При высокой мобильности капитала дефицит торгового баланса, связанный с ростом С, практически перекрывается положительным сальдо счета движения капитала, и ЦБ, для погашения возникающей тенденции к росту обменного курса, вынужден скупать иностранную валюту и выбрасывать в обращение национальную, увеличивая таким образом предложение денег. Это создает, наряду с ростом государственных расходов, дополнительный стимул к расширению дохода1. Таким образом, при фиксированном курсе фискальная политика в отличие от денежной может успешно воздействовать на уровень дохода и, соответственно, на внутреннее равновесие, причем степень воздействия расширяется с увеличением мобильности капитала.
Каким образом в соответствии с представленной выше графической интерпретацией внутреннего и внешнего равновесия можно, используя различные инструменты экономической политики, достигать полного, то есть внутреннего и внешнего, равновесия в экономике?
На рисунке 18.3 можно выделить четыре сектора, характеризующиеся определенным сочетанием состояний внешнего и внутреннего равновесия. Зона I соответствует дефициту платежного баланса (ВР<0) и избыточному спросу, что сопровождается инфляцией (к). Зона II соответствует дефициту платежного баланса (ВР<0) и избыточному предложению, которое сопряжено с безработицей (и). Зона III соответствует положительному сальдо платежного баланса (ВР>0) и избыточному предложению (и). Наконец, зона IV указывает на положительное сальдо платежного баланса и избыточный спрос (к). На основе данного графика можно составить представление относительно правильного выбора направлений и инструментов экономической политики в целях приближения к полному равновесию Лгочка Е).
1 Фактически эффект вытеснения внутренних частных инвестиций погашается притоком иностранного капитала и увеличением предложения денег, что значительно усиливает положительное воздействие фискальной политики на доход и позволяет с ее помощью быстро восстанавливать внутреннее равновесие (движение из точки К в точку Ь на рис. 38.2),
Выберем точку //, расположенную в секторе I. где наблюдается дефицит платежного баланса и высокая инфляция. Достижение общего равновесия в точке Е требует как снижения государственных расходов (для преодоления инфляции), так и роста ставки процента (для выравнивания платежного баланса). На графике это соответствует движению влево вверх от точки Я. Аналогичная проблема в ситуации, когда состояние экономики соответствует точке А, может быть решена только ужесточением фискальной политики без изменения ставки процента, поскольку ее уровень в точке А соответствует равновесному в точке Е. Если мы находимся в точке N. денежное сжатие, приводящее к росту ставки процента, должно сопровождаться некоторым фискальным расширением (точка Лг — левее точки Е). Сокращение денежной массы, повышая ставку процента, значительно улучшает платежный баланс, способствуя притоку капитала. Однако это же денежное сжатие может привести к снижению экономической активности в стране и росту безработицы, поэтому требуется определенное фискальное расширение для восстановления занятости1 .
В зонах I и III необходимые направления изменения фискальной и денежной политики зависят от относительной величины внутреннего и внешнего дисбаланса. В зонах II и IV можно совершенно определенно указать направления изменения обоих инструментов политики (С и К) для достижения равновесия в точке Е. В зоне И дефицит платежного баланса и безработица всегда требуют фискального расширения в сочетании с жесткой монетарной политикой. Рост ставки процента, хотя и препятствует установлению полной занятости, но приносит меньше вреда, чем пользы, компенсируя дефицит платежного баланса через приток капитала. Уровень Я, как и О, в зоне II всегда ниже необходимого для равновесия в точке Е. Аналогичные рассуждения справедливы и для зоны IV.
Напомним, что при описании ситуаций, представленных точками А, Н, N, указывается прежде всего то направление влияния монетарной или фискальной политики, которое является относительно более сильным: например, влияние Я на ВР и О на У, хотя "та кадром" подразумевается, что как монетарная, так и фискальная политика влияют на обе стороны равновесия - внутреннюю и внешнюю (и на ВР, и на V).
Примером использования фискальной и денежной политики как независимых инструментов для достижения общего равновесия в условиях фиксированного обменного курса служит ситуация в США в конце 50-х - начале 60-х годов. Она соответствовала условиям зоны II: сочетание дефицита ВР и безработицы. Основываясь на изложенных выше теоретических соображениях, некоторые экономисты настойчиво предлагали ослабить фискальную и ужесточить денежную политику. Администрация Кеннеди для преодоления депрессии снизила налоги и делала попытки поднять краткосрочную ставку процента, чтобы привлечь иностранный капитал и компенсировать дефицит платежного баланса. Но в большинстве случаев с 50-х и до начала 80-х годов фискальная и монетарная политика в США двигались в одном направлении.
Рассмотренная модель показывает, что международное движение капитала в ответ на отклонение внутренней ставки процента от ее мирового уровня позволяет странам достигать общего равновесия, не меняя обменного курса. Чем выше мобильность капитала, тем меньшее изменение ставки процента требуется для выравнивания платежного баланса. В крайнем случае абсолютной мобильности капитала Я устанавливается на уровне мировой ставки процента и кривая внешнего равновесия ВВ становится горизонтальной. Денежная политика в этом случае может влиять на внешний баланс, не меняя существенно значения Я (реакция потоков капитала на изменение К становится практически мгновенной). В то же время изменения денежной массы не оказывают никакого воздействия на внутренний баланс, так как потоки капитала не позволяют процентной ставке измениться сколько-нибудь существенно, а задача поддержания фиксированного обменного курса полностью определяет движение денежной массы в экономике .
1 Например, рост денежной массы понизит К, что тут же вызовет отток капитала и угрозу снижения обменного курса. Если Центральный Банк сохраняет фиксированный курс, он вынужден будет допустить отток капиталя, продавать валютные резервы и скупать собственную валюту для поддержания ее курса, то есть фактически снижать денежную массу в обращении. Это снижение будет продолжаться до возвращения # к исходному значению и прекращения оттока капитала. Если Центральный Банк попытается удержать и валютный курс, и новую величину денежной массы, то есть проведет стерилизацию, он вскоре исчерпает запас валютных резервов. Если же он решит поддерживать только валютный курс, то вынужден будет отказаться от намеченной величины денежной массы (исходного ее роста как цели внутренней денежной политики), допуская отток капитала, сокращение резервов и снижение предложения денег.
Правительствам часто приходится сталкиваться с множеством задач, которые они вынуждены решать путем децентрализации полномочий и закрепления ответственности за достижение определенных целей за разными органами. Нередко работу приходится вести и на стыке нескольких областей, что может привести к столкновению интересов различных органов управления. Однако бывает полезно рассмотреть в чистом (упрощенном) виде случай распределения полномочий и его результаты с точки зрения достижения общего (внутреннего и внешнего) равновесия.
Предположим, что имеются два органа; Центральный Банк (ЦБ) и Министерство финансов (МФ), которые располагают собственными инструментами, соответственно, денежной (К, М ) и бюджетно-налоговой (С, Т) политики. Данный анализ призван показать, что общее равновесие в точке Е может быть достигнуто, если органы действуют относительно независимо, без прямой координации. Существенным является лишь точное определение обязанностей каждого органа.
Пусть распределение полномочий сложилось таким образом (в соответствии с выводами Р. Манделла и М, Флеминга), что Центральному Банку поручено обеспечить внешнее равновесие (ВР=0), причем используется правило: ставка процента снижается при положительном сальдо платежного баланса (ВР > 0) и повышается при его дефиците (ВР < 0). Министерству финансов, отвечающему за бюджетно-налоговую политику, поручается обеспечение внутреннего равновесия в соответствии со следующими инструкциями; увеличивать государственные расходы (С) в условиях безработицы и снижать их в период инфляционного давления.
Исходное состояние экономики в точке А (рис. 18.4) характеризуется дефицитом ВР и инфляцией. ЦБ начинает действовать, повышая К для достижения внешнего равновесия в точке С. Эти действия смягчают и инфляционное давление в экономике, но не устраняют его полностью. Подключаясь к решению проблемы внутреннего баланса, МФ воздействует на инфляцию сокращением государственных расходов, продвигая экономику к точке Р. ЦБ, обнаруживая вновь возникающий внешний дисбаланс, но только теперь в виде положительного сальдо ВР, решает несколько отступить от прежнего курса, снизив процентную ставку и перемещая экономику в точку /. Инициированное этими действиями некоторое оживление инфляции привлекает внимание МФ, которое решает продолжить сокращение государственных расходов (движение влево от точки /). Дальнейшие самостоятельные действия двух органов, очевидно, приведут экономику к точке Е, где достигается внутреннее и внешнее равновесие одновременно.
Независимость в данном случае означает, что органы управления реагируют на состояние экономики, а не на действия другого органа.
Можно убедиться, что иное распределение полномочий приведет лишь к негативному результату. Пусть ЦБ поручен контроль за внутренним балансом, а МФ - за внешним. Исходя из ситуации в точке Л (рис. 18.5) ЦБ в целях преодоления инфляции и восстановления внутреннего равновесия поднимает ставку процента до уровня точки В. МФ, обнаружив положительное сальдо ВР, попытается нейтрализовать его увеличением С, что должно привести к росту дохода, импорта и дефицита торгового баланса(движение вправо из точки В до точки С на кривой ВВ). Однако новая точка внешнего равновесия (точка С) окажется правее точки В, то есть экономика удаляется от состояния общего равновесия (точка Е). Вновь возникает инфляция и ЦБ вынужден ужесточить денежную политику, повышая Я (вверх от точки С), что еще больше усложнит ситуацию. Экономика движется по зоне IV, удаляясь от точки равновесия Е. Амплитуда колебаний инфляции и дефицита ВР с каждым разом увеличивается.
Таким образом, ошибочное распределение полномочий между органами управления лишь удаляет экономику от искомого состояния равновесия. Верное распределение ролей должно основываться на уже упоминавшемся правиле сравнительного преимущества: каждая задача должна ставиться перед тем органом, инструменты которого имеют относительно большее влияние на ее решение. Рассмотренная модель показывает, что сравнительное преимущество денежной политики при фиксированном валютном курсе связано с поддержанием внешнего баланса, а фискальной - с поддержанием внутреннего равновесия. Это правило называют принципом классификации эффективного рынка Манделла (МипдеН'з рппс1р!е оГ еГГесИуе тагке! с!а$51г1са1юп).
- Предмет макроэкономики. Микро- и макроэкономика. Макроэкономическая политика. Макроэкономические модели. Внешние и внутренние переменные. Запасы и потоки. Ex post. Ex ante
- Модель круговых потоков. Модель «закрытой» и «открытой» экономики. «Утечки» и «инъекции». Общие условия макроэкономического равновесия.
- Совокупный спрос: понятие и факторы. Эффект храповика.
- Совокупное предложение: классическая и кейнсианская модели. Особенности взаимодействия ad и as.
- Понятие шока. Шок спроса и шок предложения. Стабилизационная политика.
- Потребление и сбережения: понятие, мотивы, факторы, функции.
- Инвестиции: понятие, мотивы, факторы, функции.
- Модель «Крест Кейнса». Функция чистого экспорта. Понятие мультипликатора.
- Парадокс бережливости. Взаимосвязь модели ad – as и креста Кейнса. Инфляционный и рецессионный разрыв.
- Понятие, виды, цели и инструменты бнп. Эффект мультипликатора государственных расходов.
- Мультипликатор налогов. Мультипликатор сбалансированного бюджета. Сравнительная эффективность изменения g и t.
- Дискреционная и недискреционная фискальная политика. Бюджетные дефициты и излишки. Встроенные стабилизаторы экономики. Способы финансирования дефицита государственного бюджета.
- Деньги: понятие, функции, агрегаты. Классическая теория спроса на деньги.
- Кейнсианская теория спроса на деньги. Уравнение Фишера. Портфельный подход к спросу на деньги.
- Модель предложения денег. Денежный мультипликатор. Равновесие на денежном рынке.
- Коэффициент 1/rr — называется банковским мультипликатором, или мультипликатором денежной экспансии.
- Понятие и основные цели кдп. Промежуточные цели кдп: понятие, причины использования и критерии отбора. Стабилизация ad и промежуточные цели. Правила кдп
- Номинальная процентная ставка как промежуточная цель кдп.
- Денежная масса как промежуточная цель кдп.
- Номинальный доход в качестве промежуточной цели кдп.
- Условия равновесия на товарном и денежном рынках по классической и кейнсианской моделям. Сдвиг кривой is при изменении государственных расходов и инвестиционного спроса.
- 21. Влияние изменения дохода на спрос на деньги и процентную ставку при фиксированном предложении денег. Изменение равновесия двух рынков при изменении уровня цен на товарном рынке.
- 22. Эффект изменения государственных расходов на равновесие двух рынков.
- Влияние фискальной экспансии на объем выпуска и уровень цен.
- 24. Изменение равновесия товарного и денежного рынков при увеличении предложения денег. Ликвидная ловушка. Грубая форма монетаризма. Инвестиционная ловушка.
- 25. Причины возникновения и факторы развития инфляции. Социально-экономические последствия инфляции.
- 26. Взаимосвязь инфляции и безработицы. Антиинфляционная политика.
- Динамическая модель ad-as как инструмент анализа инфляционных процессов.
- 28. Историко-социологическая концепция у. Ростоу. Модель Домара.
- Модель Харрода.
- Модель экономического роста Солоу.
- Проблемы осуществления стабилизационной политики. Активная и пассивная политика. Модель общественного выбора.
- Политика твёрдого курса и произвольная макроэкономическая политика. Противоречивость целей макроэкономического регулирования и проблема координации бнп и кдп.
- 35. Воздействие макроэкономической политики на динамику равновесного реального валютного курса. Сравнительная эффективность режимов гибкого и фиксированного валютного курса.
- Влияние кдп и бнп на платёжный баланс. Модель внутреннего и внешнего равновесия в условиях фиксированного обменного курса.
- Экономическая политика в условиях плавающего обменного курса. Факторы, осложняющее проведение эффективной экономической политики.
- 39. Понятие и факторы современного экономического роста (по гайдару)
- 40. Государственный сектор в смешанной экономике.