logo search
ОТВЕТЫ НА ГОСЫ

Финансовая политика государства. Финансовый механизм как инструмент реализации финансовой политики.

Составной частью экономической политики государства является финансовая политика.

Финансовая политика — это особая сфера деятельности государства, направленная на мобилизацию финансовых ре­сурсов, их рациональное распределение и эффективное ис­пользование для осуществления государством его функций. Будучи составной частью социально-экономической политики, финансовая политика является важнейшим средством реализации политики государства.

Финансовая политика – это совокупность принципов, методов, форм организации и инструментов, используемых в финансовых отношениях.

Субъектами финансовой политики являются органы законодательной и исполнительной власти, которые разрабатывают стратегию основных направлений развития финансовых отношений на перспективу, определяют тактику действий на предстоящий период и ищут пути достижения стратегических целей.

Объектами финансовой политики является совокупность финансовых отношений и финансовых ресурсов, образующих сферы и звенья финансовой системы страны.

Главной целью государственной финансовой политики должно быть создание финансовых условий для социально-экономического развития общества, повышения уровня и качества жизни населения.

Основными методологическими принципами проведения финансовой политики являются:

- зависимость от конечной цели;

- соответствие интересам основных социальных слоев общества;

- обеспечение макроэкономической сбалансированности всех отраслей хозяйства;

- соответствие требованиям экономических законов;

- учет внутренних и внешних экономических условий и реальных возможностей.

Финансовая политика включает:

- выработку научно обоснованной концепции развития финансов;

- определение основных направлений использования финансовых ресурсов государства;

- осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей с помощью всей совокупности финансовых инструментов и государственных институтов;

- регулирование финансовых отношений с использованием научно обоснованной фискальной политики;

- создание адекватного финансового механизма;

Приоритет в разработке финансовой политики России принадлежит Президенту РФ, который в своих ежегодных Бюджетных посланиях Федеральному Собранию РФ определяет основные направления финансовой политики на текущий год и на перспективу.

Важной составной частью финансовой политики является финансовый механизм, при помощи которого государство осуществляет свою деятельность в области финансов и оказывает регулирующее воздействие на всю экономику и социальную сферу.

Финансовый механизм - система установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений. Элементы финансового механизма:

· формы финансовых ресурсов (централизованные и децентрализованные;

· методы их формирования;

· законодательные нормы и нормативы, которые используются при определении доходов и расходов государства;

· организации бюджетной системы, финансов предприятий и рынка ценных бумаг.

Финансовый механизм подразделяется на директивный и регулирующий.

Директивный механизм разрабаты­вается для финансовых отношений, в которых непосредственно участвует государство. Такими отношениями являются: налоги, государ­ственный кредит, расходы бюджета, бюджетное финансирова­ние.

Регулирующий финансовый механизм определяет основные правила финансовых отношений ("правила игры") в конкретном сегменте финансов, не затраги­вающем прямо интересы государства. Такая разновидность фи­нансового механизма характерна для организации внутрихозяй­ственных финансовых отношений на частных предприятиях. В этом случае государство устанавливает общий порядок исполь­зования финансовых ресурсов.

Финансовая наука выделяет три основных типа финансовой политики:

- классическая финансовая политика;

- регулирующая финансовая политика;

- планово-директивная финансовая политика.

Основатели классической финансовой политики А. Смит и Д. Риккардо. 19-20век. Основной  постулат классической финансовой политики – невмешательство государства в экономику, а следовательно, и в сферу финансов (кроме госбюджета), сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов в обществе.

Основатель кейнсианской регулирующей финансовой политики Дж. Кейнс. Активное вмешательство государства в экономику и регулирования им циклического развития экономики. Финансовая политика стала использоваться для регулирования экономики и социальных отношений в целях обеспечения полной занятости населения.

В 70-х гг. в основу финансовой политики была положена новая стратегия, связанная с неоклассическим направлением экономической теории. Основанная на государственной собственности на средства производства и плановой системе управления, директивная финансовая политика в бывших социалистических странах обеспечивала максимальную концентрацию финансовых ресурсов у государства (в первую очередь, у центральных органов власти).

В условиях рыночной экономики, эффективной является, как доказано мировым опытом, регулирующая финансовая политика.

Основу современной финансовой политики России составляют:

- свобода рыночного предпринимательства;

- разнообразные формы хозяйствования;

- приватизации госсобственности;

- переход к смешанной экономике, базирующейся на сочетании частных (в различных формах: индивидуальных, групповых, кооперативных, коллективных) и государственных хозяйствующих субъектов.

Финансовая политика включает бюджетную, налоговую, денежную, кредитную, инвестиционную, ценовую и таможенную политику.

Бюджетная политика государства определяется Конституцией РФ, сводом других законов, устанавливающих функции отдельных органов власти в бюджетном процессе и законодательстве. Бюджетная политика выражается в определении доли ВВП, концентрируемой в бюджете, во взаимоотношениях между центральной федеральной властью и субъектами Федерации, в оптимизации структуры расходной части бюджета, распределении расходов между бюджетами разных уровней, доле федерального бюджета в общей сумме консолидированного бюджета, управлении государственным долгом, в определении путей покрытия дефицита бюджета.

Налоговая политика находит свое воплощение в построении той или иной налоговой системы. Влияние налоговой политики на экономику страны проявляется непосредственно – высокий налоговый порог снижает инвестиционные возможности воспроизводственного процесса, уменьшает уровень потребления в обществе, что в свою очередь снижает базу производственного сектора и сектора услуг.

Денежно-кредитная политика РФ формируется Правительством РФ и ЦБ РФ, ее задачами на ближайшие годы являются:

- повышение уровня монетизации экономики;

- снижение инфляции до 4-5% в 2014г.;

- достижение реальной конвертируемости рубля;

- укрепление банковской системы, повышение доверия к ней и стимулирование организованных сбережений населения;

- повышение доступности банковского кредитования для предприятий реального сектора экономики;

-стимулирование консолидации в банковской сфере, формирование крупных и финансово устойчивых банковских структур, конкурентоспособных на международном уровне и способных обеспечивать «длинное» финансирование проектов.

Финансовая политика государства неразрывно связана с инвестиционной политикой, т.е. с политикой финансирования инвестиций. Она представляет собой систему мероприятий по созданию условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций прежде всего в реальный сектор экономики.

Основными задачами инвестиционной политики государства являются мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для инвестиционной деятельности, определение приоритетов в ее финансировании, повышение эффективности капитальных вложений.

Ценовая политика государства выражается в корректировке цен и тарифов на товары и услуги так называемых естественных монополий. Ценовая политика является важнейшим фактором регулирования экономики.

Таможенную политику можно рассматривать как составную часть налоговой и ценовой политики, поскольку таможенные сборы и налоги прямо воздействуют на цену товаров и услуг. В то же время таможенная политика специфически влияет на экономику страны, ограничивая или расширяя доступ на внутренний рынок импортных товаров и услуг, и сдерживая или поощряя экспорт товаров и услуг из стран.