logo
ОТВЕТЫ НА ГОСЫ

40. Прибыль организации: понятие, виды, порядок формирования, распределения и использования.

Прибыль – экономическая категория, которая отражает чистый доход предприятия, созданный в процессе предпринимательской деятельности.

В научной литературе есть 2 подхода определения прибыли:

1. Экономическая прибыль отражает чистый доход организации, созданный в процессе коммерческой деятельности.

Экономическая прибыль = рентабельность вложенного капитала – (средняя стоимость капитала * величина вложенного капитала)

Положительный результат означает, что компания заработала больше, чем требуется для покрытия стоимости используемых ресурсов.

2. Бухгалтерская прибыль – конечный финансовый результат, выявленный за отчетный период на основании бухгалтерского учета всех хозяйственных операций.

Различают следующие виды прибыли:

- валовая;

- прибыль от продаж;

- прибыль до налогообложения (бухгалтерская);

- чистая прибыль.

Порядок формирования чистой прибыли:

- Выручка от реализации продукции – себестоимость продукции = валовая прибыль.

- Валовая прибыль – управленческие расходы – коммерческие расходы = прибыль от продаж.

- Прибыль от продаж + прочие доходы – прочие расходы = прибыль до налогообложения.

- Прибыль до налогообложения – налог на прибыль = чистая прибыль.

Одним из важных показателей является маржинальная прибыль – представляет собой разность между суммой выручки от продаж и суммой переменных затрат. Она показывает способность организации покрывать постоянные расходы и формировать бухгалтерскую прибыль. При равенстве маржинальной прибыли и постоянных расходов достигается точка безубыточности.

Для всесторонней характеристики финансовых результатов используются следующие показатели рентабельности:

Прибыль распределяется между государством, собственниками орг, трудовым коллективом.

Чистая прибыль распределяется между собственниками (на выплату дивидендов) и организацией (на формирование фонда накопления, потребления, резервного). Перечень и размеры отчислений организации определяют самостоятельно. Оставшаяся в распоряжении прибыль подразделяется на капитализированную и потребляемую прибыль.

Капитализированная часть направляется на инвестиции производственного процесса, формирование резервного фонда, на взносы в уставный капитал других организаций, на долгосрочные и краткосрочные вложения. Потребляемые – дивиденды акционерам и учредителям, материальное стимулирование персонала, на содержание социальных объектов, культурно-оздоровительные цели.

Для оценки эффективности распределения прибыли используется коэффициент капитализации прибыли, который рассчитывается как отношении суммы капитализируемой прибыли к общей сумме чистой прибыли.

Чем выше этот коэффициент, тем больше перспектив для развития организации, выше рыночная стоимость фирмы.