45. Несостоятельность (банкротство) организации финансово правовой аспект.
Банкротство — один из необходимых элементов рыночной экономики. Его значение состоит в добровольной или принудительной ликвидации несостоятельных хозяйствующих субъектов. Угроза банкротства и ликвидации неплатежеспособных предприятий служат повышению эффективности предпринимательской деятельности и выступают условиями нормального функционирования кредиторов. В условиях рыночной экономики банкротство хозяйствующих субъектов представляет собой по существу нормальный, закономерно обусловленный процесс отбора наиболее эффективных предприятий.
Состояние неплатежеспособности должника трансформируется в несостоятельность только после того, как арбитражный суд констатирует наличие достаточных признаков неплатежеспособности, являющихся основанием для объявления должника банкротом.
Признаком банкротства юридического лица считается его неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения.
Признаком банкротства гражданина считается его неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течении трех месяцев с момента наступления даты их исполнения и если сумма его обязательства превышает стоимость принадлежащего ему имущества.
Дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом, если требования к должнику — юридическому лицу в совокупности составляют не менее 100 тыс. руб., а к должнику-гражданину – не менее 10 тыс.руб. Заявление о признании предприятия банкротом в связи с неисполнением денежных обязательств могут подать само предприятие-должник, конкурсные кредиторы, налоговые и другие уполномоченные органы.
Формальными признаками банкротства организации являются:
отсутствие денежных средств на расчетных счетах;
наличие просроченной кредиторской задолженности, непогашенной в срок;
наличие непогашенных в срок банковских кредитов;
наличие займов у других организаций.
Дело о банкротстве рассматривается в арбитражном суде в срок не более семи месяцев со дня поступления заявления.
С момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом вводится наблюдение в целях обеспечения сохранности имущества и проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов. Арбитражный суд назначает временного управляющего (наблюдателя) из трех кандидатур, предложенных организацией арбитражных управляющих. Введение наблюдения не служит основанием для отстранения руководителей предприятия-должника и иных органов управления должника от управления предприятием-должником, однако осуществление их полномочий ограничено Законом о банкротстве. Органы управления должника могут совершать отдельные сделки, перечисленные в Законе, только с согласия временного управляющего (крупные сделки, а так же сделки, связанные с распоряжением недвижимостью, получением и выдачей займов и кредитов, поручительств, переводом долга и некоторые другие).
Временный управляющий оповещает кредиторов о принятии арбитражным судом заявления о признании должника банкротом. Кредиторы в течение месяца предъявляют свои требования.
На первом собрании кредиторов временный управляющий информирует их о своих выводах в отношении платежеспособности должника и вносит предложения о введении одной из следующих процедур банкротства — введении внешнего управления или об открытии конкурсного производства. Они могут по просьбе руководителя организации-должника, собственников организации и с учетом мнения временного управляющего принять решение об обращении в арбитражный суд с ходатайством о введении процедуры финансового оздоровления. Финансовое оздоровление — это процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения его задолженности.
Если административный управляющий приходит выводу о том, что процедура финансового оздоровления не удается, он на собрании кредиторов вносит предложение о необходимости введения внешнего управления организацией-должником. Арбитражный суд на основании ходатайства собрания кредиторов принимает решение о введении внешнего управления на срок до 18 месяцев и возлагает управление организацией-должником на внешнего управляющего.
Внешнее управление — это процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности с передачей полномочий по управлению должником внешнему управляющему.
С момента введения внешнего управления прекращаются полномочия руководителя и других органов управления организации-должника, которые в течение трех дней с момента назначения внешнего управляющего обязаны передать ему бухгалтерскую и иную документацию, печати и штампы, материальные и иные ценности.
Если внешнему управляющему удастся восстановить платежеспособность организации и рассчитаться с кредиторами, погасить все обязательства, арбитражный суд по ходатайству, собрания кредиторов может принять решение о прекращении дела о банкротстве.
Если в процессе внешнего управления не удается восстановить платежеспособность организации, внешний управляющий вносит на рассмотрение собрания кредиторов предложение о введении конкурсного производства. Арбитражный суд на основании ходатайства собрания кредиторов объявляет организацию банкротом, вводит процедуру конкурсного производства и утверждает конкурсного управляющего.
Конкурсное производство — это процедура банкротства, применяемая к организации-должнику, признанной арбитражным судом банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов.
Решение об объявлении должника банкротом и об открытии конкурсного производства конкурсный управляющий публикует в "Вестнике Высшего арбитражного суда Российской Федерации". В публикации указывается: наименование и иные реквизиты должника, объявленного банкротом; наименование арбитражного суда, в производстве которого находится дело о банкротстве; срок, установленный на предъявление требований кредиторов, который должен быть не менее 2 месяцев с даты публикации; дата принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства; сведения о конкурсном управляющем.
После проведения инвентаризации и оценки имущества должника конкурсный управляющий приступает к продаже указанного имущества на открытых торгах.
В объявлении о продаже предприятия на открытых торгах, должны содержаться:
сведения о предприятии и порядок ознакомления с ним, предельные сроки подачи заявок на приобретение предприятия;
время, место и форма проведения торгов;
порядок оформления участия в торгах;
начальная цена предприятия, установленная комитетом кредиторов или собранием кредиторов;
размер задатка, сроки и порядок внесения задатка;
критерии выявления победителей торгов;
порядок оформления результатов торгов;
сведения об организаторе торгов.
Вне очереди покрываются судебные расходы и расходы, связанные с выплатой вознаграждения арбитражным управляющим, текущие коммунальные и эксплуатационные платежи должника, а также удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам должника, возникшим в ходе наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления и конкурсного производства.
Расчеты с кредиторами осуществляются конкурсным управляющим в соответствии с реестром требований кредиторов в следующей очередности:
удовлетворяются требования граждан, перед которыми должник имеет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, установленных на момент принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом, подлежащих выплате гражданину до достижения им возраста 70 лет, но не менее чем за 10 лет;
производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, и по выплате вознаграждений по авторским правам;
производятся расчеты с другими кредиторами в соответствии с требованиями конкурсных кредиторов и уполномоченных органов.
Конкурсный управляющий должен представить отчет о результатах проведения конкурсного производства в арбитражный суд, который выносит определение о завершении конкурсного производства. Это определение является основанием для внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц о ликвидации предприятия-должника. С момента внесения записи полномочия конкурсного управляющего прекращаются, конкурсное производство считается завершенным, а должник — ликвидированным.
В Законе о банкротстве предусмотрены упрощенные процедуры банкротства — юридического лица, в отношении которого принято решении о ликвидации, и банкротства отсутствующего должника.
В случае, если стоимость имущества ликвидируемого должника недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом. Арбитражный суд принимает решение о признании ликвидируемого должника банкротом и об открытии конкурсного производства и утверждает конкурсного управляющего. Наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление при банкротстве ликвидируемого лица не применяются.
Кредиторы вправе представить свои требования к ликвидируемому должнику в течение месяца с даты опубликования объявления о признании ликвидируемого должника банкротом.
Если гражданин-должник или руководитель должника — юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность, отсутствует или установить место их нахождения не представляется возможным, заявление о признании отсутствующего должника банкротом может быть подано конкурсным кредитором, уполномоченным органом независимо от размера кредиторской задолженности. Арбитражный суд в течение месяца принимает решение о признании отсутствующего должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Конкурсный управляющий уведомляет в письменной форме всех известных ему кредиторов отсутствующего должника, которые в течение месяца могут представить свои требования конкурсному управляющему.
На любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве должник и кредиторы вправе заключить мировое соглашение.
Мировое соглашение — соглашение сторон о прекращении спора на основе мирного урегулирования взаимных претензий и утверждения взаимных уступок. Мировое соглашение фиксирует волеизъявление сторон, направленное на окончание судебного процесса и разрешение спорных взаимоотношений между сторонами.
Решение о заключении мирового соглашения от имени конкурсных кредиторов принимает собрание кредиторов, а со стороны предприятия-должника — руководитель предприятия или арбитражный управляющий. В мировом соглашении могут участвовать третьи лица, которые принимают на себя права и обязанности, предусмотренные мировым соглашением. Мировое соглашение заключается в письменной форме и должно быть подписано всеми участниками, решившими заключить мировое соглашение. Мировое соглашение может быть заключено только после погашения задолженности по требованиям первой и второй очереди.
Решение собрания кредиторов о заключении мирового соглашения принимается большинством голосов от общего числа конкурсных кредиторов и считается принятым при условии, если за него проголосовали все кредиторы по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника.
Мировое соглашение вступает в силу со дня его утверждения арбитражным судом и является обязательным для предприятия-должника, конкурсных кредиторов и третьих лиц, участвующих в мировом соглашении.
- Сущность и функции финансов, их роль в решении социально-экономических проблем России.
- Финансовая система рф, ее сферы и звенья.
- Финансовая политика государства. Финансовый механизм как инструмент реализации финансовой политики.
- 4. Управление финансами
- 5. Система государственных органов управления финансами и их функции
- 6. Финансовый контроль: задачи и принципы, виды и методы проведения
- 8. Бюджетная система рф, ее структура и принципы построения.
- 11. Межбюджетные отношения в Российской Федерации и пути их совершенствования.
- 12. Государственные внебюджетные фонды, их виды, место в финансовой системе страны.
- 13. Государственный и муниципальный кредит. Управление государственным долгом рф.
- 14. Страхование в системе финансов Российской Федерации.
- 16.Сущность и функции денег, их виды и особенности. Роль денег в рыночной экономике.
- 17. Денежное обращение: сущность, наличное и безналичное обращение.
- Денежная масса. Закон денежного обращения.
- 19. Денежная система рф
- 20. Инфляция: сущность и виды, причины и формы проявления.
- 21.Антиинфляционная политика в современной России.
- 22. Валютная система.
- 23. Платежный баланс рф.
- 24. Кредит, его функции, роль в рыночной экономике
- 25. Коммерческий и банковский кредит. Принципы банковского кредитования.
- 27.Банковская система Российской Федерации.
- 1 Ур. Банк России
- 2 Ур. Кредитные орг-ии
- 28. Центральный банк Российской Федерации, его основные цели и функции.
- 29. Коммерческие банки и их основные операции.
- 30.Международные кредитно – финансовые организации.
- 36. Основные фонды и другие внеоборотные активы орг, источники их формирования и эффективность использования
- 37 «Амортизация основных фондов и методы ее начисления».
- 38 «Капитальные вложения и источники их финансирования».
- 39. Оборотные средства организации, источники их формирования, эффективность использования.
- 40. Прибыль организации: понятие, виды, порядок формирования, распределения и использования.
- 42. Финансовое планирование в коммерческих организациях.
- 43. Анализ финансового состояния организации: задачи, методы, виды, последовательность, информационная база.
- 44. Анализ финансовой устойчивости, ликвидности и платежеспособности организации
- 45. Несостоятельность (банкротство) организации финансово правовой аспект.
- 48. Цена и структура капитала
- 49. Дивидендная политика организации (предприятия)
- Формирование эффективной дивидендной политики
- Группы факторов, определяющих дивидендную политику
- Этапы разработки механизма распределения прибыли в соответствии с избранным типом дивидендной политики
- 50. Политика привлечения организацией (предприятием) заемных средств. Эффект финансового рычага.
- 51. Эффект производственного (операционного) рычага, точка безубыточности, запас финансовой прочности организации.
- Финансовый рычаг
- 58. Управление портфелем ценных бумаг. Стратегия и тактика.
- 59. Финансовая аренда (лизинг) : основные понятия и варианты применения
- 60. Управление инвестициями. Методы оценки инвестиционных проектов.
- 1. Если проект новый.
- 2. Если проект не новый.