Финансовая политика государства. Финансовый механизм как инструмент реализации финансовой политики.
Составной частью экономической политики государства является финансовая политика.
Финансовая политика — это особая сфера деятельности государства, направленная на мобилизацию финансовых ресурсов, их рациональное распределение и эффективное использование для осуществления государством его функций. Будучи составной частью социально-экономической политики, финансовая политика является важнейшим средством реализации политики государства.
Финансовая политика – это совокупность принципов, методов, форм организации и инструментов, используемых в финансовых отношениях.
Субъектами финансовой политики являются органы законодательной и исполнительной власти, которые разрабатывают стратегию основных направлений развития финансовых отношений на перспективу, определяют тактику действий на предстоящий период и ищут пути достижения стратегических целей.
Объектами финансовой политики является совокупность финансовых отношений и финансовых ресурсов, образующих сферы и звенья финансовой системы страны.
Главной целью государственной финансовой политики должно быть создание финансовых условий для социально-экономического развития общества, повышения уровня и качества жизни населения.
Основными методологическими принципами проведения финансовой политики являются:
- зависимость от конечной цели;
- соответствие интересам основных социальных слоев общества;
- обеспечение макроэкономической сбалансированности всех отраслей хозяйства;
- соответствие требованиям экономических законов;
- учет внутренних и внешних экономических условий и реальных возможностей.
Финансовая политика включает:
- выработку научно обоснованной концепции развития финансов;
- определение основных направлений использования финансовых ресурсов государства;
- осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей с помощью всей совокупности финансовых инструментов и государственных институтов;
- регулирование финансовых отношений с использованием научно обоснованной фискальной политики;
- создание адекватного финансового механизма;
Приоритет в разработке финансовой политики России принадлежит Президенту РФ, который в своих ежегодных Бюджетных посланиях Федеральному Собранию РФ определяет основные направления финансовой политики на текущий год и на перспективу.
Важной составной частью финансовой политики является финансовый механизм, при помощи которого государство осуществляет свою деятельность в области финансов и оказывает регулирующее воздействие на всю экономику и социальную сферу.
Финансовый механизм - система установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений. Элементы финансового механизма:
· формы финансовых ресурсов (централизованные и децентрализованные;
· методы их формирования;
· законодательные нормы и нормативы, которые используются при определении доходов и расходов государства;
· организации бюджетной системы, финансов предприятий и рынка ценных бумаг.
Финансовый механизм подразделяется на директивный и регулирующий.
Директивный механизм разрабатывается для финансовых отношений, в которых непосредственно участвует государство. Такими отношениями являются: налоги, государственный кредит, расходы бюджета, бюджетное финансирование.
Регулирующий финансовый механизм определяет основные правила финансовых отношений ("правила игры") в конкретном сегменте финансов, не затрагивающем прямо интересы государства. Такая разновидность финансового механизма характерна для организации внутрихозяйственных финансовых отношений на частных предприятиях. В этом случае государство устанавливает общий порядок использования финансовых ресурсов.
Финансовая наука выделяет три основных типа финансовой политики:
- классическая финансовая политика;
- регулирующая финансовая политика;
- планово-директивная финансовая политика.
Основатели классической финансовой политики А. Смит и Д. Риккардо. 19-20век. Основной постулат классической финансовой политики – невмешательство государства в экономику, а следовательно, и в сферу финансов (кроме госбюджета), сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов в обществе.
Основатель кейнсианской регулирующей финансовой политики Дж. Кейнс. Активное вмешательство государства в экономику и регулирования им циклического развития экономики. Финансовая политика стала использоваться для регулирования экономики и социальных отношений в целях обеспечения полной занятости населения.
В 70-х гг. в основу финансовой политики была положена новая стратегия, связанная с неоклассическим направлением экономической теории. Основанная на государственной собственности на средства производства и плановой системе управления, директивная финансовая политика в бывших социалистических странах обеспечивала максимальную концентрацию финансовых ресурсов у государства (в первую очередь, у центральных органов власти).
В условиях рыночной экономики, эффективной является, как доказано мировым опытом, регулирующая финансовая политика.
Основу современной финансовой политики России составляют:
- свобода рыночного предпринимательства;
- разнообразные формы хозяйствования;
- приватизации госсобственности;
- переход к смешанной экономике, базирующейся на сочетании частных (в различных формах: индивидуальных, групповых, кооперативных, коллективных) и государственных хозяйствующих субъектов.
Финансовая политика включает бюджетную, налоговую, денежную, кредитную, инвестиционную, ценовую и таможенную политику.
Бюджетная политика государства определяется Конституцией РФ, сводом других законов, устанавливающих функции отдельных органов власти в бюджетном процессе и законодательстве. Бюджетная политика выражается в определении доли ВВП, концентрируемой в бюджете, во взаимоотношениях между центральной федеральной властью и субъектами Федерации, в оптимизации структуры расходной части бюджета, распределении расходов между бюджетами разных уровней, доле федерального бюджета в общей сумме консолидированного бюджета, управлении государственным долгом, в определении путей покрытия дефицита бюджета.
Налоговая политика находит свое воплощение в построении той или иной налоговой системы. Влияние налоговой политики на экономику страны проявляется непосредственно – высокий налоговый порог снижает инвестиционные возможности воспроизводственного процесса, уменьшает уровень потребления в обществе, что в свою очередь снижает базу производственного сектора и сектора услуг.
Денежно-кредитная политика РФ формируется Правительством РФ и ЦБ РФ, ее задачами на ближайшие годы являются:
- повышение уровня монетизации экономики;
- снижение инфляции до 4-5% в 2014г.;
- достижение реальной конвертируемости рубля;
- укрепление банковской системы, повышение доверия к ней и стимулирование организованных сбережений населения;
- повышение доступности банковского кредитования для предприятий реального сектора экономики;
-стимулирование консолидации в банковской сфере, формирование крупных и финансово устойчивых банковских структур, конкурентоспособных на международном уровне и способных обеспечивать «длинное» финансирование проектов.
Финансовая политика государства неразрывно связана с инвестиционной политикой, т.е. с политикой финансирования инвестиций. Она представляет собой систему мероприятий по созданию условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций прежде всего в реальный сектор экономики.
Основными задачами инвестиционной политики государства являются мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для инвестиционной деятельности, определение приоритетов в ее финансировании, повышение эффективности капитальных вложений.
Ценовая политика государства выражается в корректировке цен и тарифов на товары и услуги так называемых естественных монополий. Ценовая политика является важнейшим фактором регулирования экономики.
Таможенную политику можно рассматривать как составную часть налоговой и ценовой политики, поскольку таможенные сборы и налоги прямо воздействуют на цену товаров и услуг. В то же время таможенная политика специфически влияет на экономику страны, ограничивая или расширяя доступ на внутренний рынок импортных товаров и услуг, и сдерживая или поощряя экспорт товаров и услуг из стран.
- Сущность и функции финансов, их роль в решении социально-экономических проблем России.
- Финансовая система рф, ее сферы и звенья.
- Финансовая политика государства. Финансовый механизм как инструмент реализации финансовой политики.
- 4. Управление финансами
- 5. Система государственных органов управления финансами и их функции
- 6. Финансовый контроль: задачи и принципы, виды и методы проведения
- 8. Бюджетная система рф, ее структура и принципы построения.
- 11. Межбюджетные отношения в Российской Федерации и пути их совершенствования.
- 12. Государственные внебюджетные фонды, их виды, место в финансовой системе страны.
- 13. Государственный и муниципальный кредит. Управление государственным долгом рф.
- 14. Страхование в системе финансов Российской Федерации.
- 16.Сущность и функции денег, их виды и особенности. Роль денег в рыночной экономике.
- 17. Денежное обращение: сущность, наличное и безналичное обращение.
- Денежная масса. Закон денежного обращения.
- 19. Денежная система рф
- 20. Инфляция: сущность и виды, причины и формы проявления.
- 21.Антиинфляционная политика в современной России.
- 22. Валютная система.
- 23. Платежный баланс рф.
- 24. Кредит, его функции, роль в рыночной экономике
- 25. Коммерческий и банковский кредит. Принципы банковского кредитования.
- 27.Банковская система Российской Федерации.
- 1 Ур. Банк России
- 2 Ур. Кредитные орг-ии
- 28. Центральный банк Российской Федерации, его основные цели и функции.
- 29. Коммерческие банки и их основные операции.
- 30.Международные кредитно – финансовые организации.
- 36. Основные фонды и другие внеоборотные активы орг, источники их формирования и эффективность использования
- 37 «Амортизация основных фондов и методы ее начисления».
- 38 «Капитальные вложения и источники их финансирования».
- 39. Оборотные средства организации, источники их формирования, эффективность использования.
- 40. Прибыль организации: понятие, виды, порядок формирования, распределения и использования.
- 42. Финансовое планирование в коммерческих организациях.
- 43. Анализ финансового состояния организации: задачи, методы, виды, последовательность, информационная база.
- 44. Анализ финансовой устойчивости, ликвидности и платежеспособности организации
- 45. Несостоятельность (банкротство) организации финансово правовой аспект.
- 48. Цена и структура капитала
- 49. Дивидендная политика организации (предприятия)
- Формирование эффективной дивидендной политики
- Группы факторов, определяющих дивидендную политику
- Этапы разработки механизма распределения прибыли в соответствии с избранным типом дивидендной политики
- 50. Политика привлечения организацией (предприятием) заемных средств. Эффект финансового рычага.
- 51. Эффект производственного (операционного) рычага, точка безубыточности, запас финансовой прочности организации.
- Финансовый рычаг
- 58. Управление портфелем ценных бумаг. Стратегия и тактика.
- 59. Финансовая аренда (лизинг) : основные понятия и варианты применения
- 60. Управление инвестициями. Методы оценки инвестиционных проектов.
- 1. Если проект новый.
- 2. Если проект не новый.