4. Управление финансами
Управление присуще всем сферам человеческой деятельности, в том числе и финансам.
В управлении финансами, как и в любой другой управляемой системе, выделяют объекты и субъекты управления. В качестве объектов управления выступают разнообразные виды (сферы) финансовых отношений. Разным подсистемам финансов (объектам управления) соответствуют определенные субъекты управления. Государственными финансами управляют органы государственной власти и управления. Финансами хозяйствующих субъектов управляют их высшие исполнительные органы управления, включая финансовые службы. Государство регламентирует финансовую деятельность хозяйствующих субъектов, т.е. в условиях рыночной экономики финансы хозяйствующих субъектов управляются ими самостоятельно, но по правилам, которые устанавливает государство.
Совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами, составляет финансовый аппарат, соответственно, государства или хозяйствующего субъекта.
Цель управления финансами государства – обеспечение финансовой устойчивости, проявляющейся в макроэкономической сбалансированности, профиците бюджета, оптимизации государственного долга, твердости национальной валюты, снижении темпов инфляции, повышении благосостояния населения.
Цель управления хозяйствующих субъектов – обеспечение финансовой стабильности предприятия, создание предпосылок для экономического роста и получение прибыли.
В управлении финансами можно выделить такие важнейшие методы и формы (функциональные элементы), как планирование (в том числе программирование), прогнозирование, оперативное управление, контроль.
Планирование – это практическая реализация планомерности, которая означает объективную необходимость и возможность согласования деятельности хозяйствующих субъектов. Применительно к финансовому планированию – это деятельность по обеспечению сбалансированности и пропорциональности финансовых ресурсов.
Финансовое программирование является методом финансового планирования, использующим программно-целевой подход, в основе которого заложены четко сформулированные цели и средства их достижения.
Финансовое прогнозирование – это предвидение возможного финансового положения государства и хозяйствующих субъектов. Финансовое прогнозирование предшествует стадии составления финансовых планов. На его основе вырабатывается концепция финансовой политики на среднесрочный или долгосрочный период.
Оперативное управление представляет собой комплекс мер, вырабатываемых на основе оперативного анализа складывающейся текущей финансовой ситуации и преследующих цель получения максимального эффекта при минимуме затрат. Основное содержание оперативного управления заключается в обеспечении наиболее рационального использования финансовых ресурсов.
В ходе оперативного управления финансами обеспечивается стабильное развитие государства и функционирование хозяйствующих субъектов, предупреждаются и ликвидируются чрезвычайные ситуации в финансово-хозяйственной деятельности, осуществляется маневрирование бюджетными средствами.
Контроль как элемент управления осуществляется в процессе планирования и оперативного управления. Он позволяет сопоставлять фактические результаты от использования финансовых ресурсов с плановыми заданиями, выявлять резервы роста эффективности.
В ходе финансового контроля осуществляется проверка адресного и целевого использования финансовых ресурсов, оценивается правомерность действий работников финансовых служб, руководителей организаций, министерств и ведомств.
Управление финансами основано на знании объективных экономических законов, закономерностей развития общества, а также на знании и неукоснительном соблюдении финансового, бюджетного, налогового и других законодательств.
Финансовое планирование является одним из методов управления финансами. Цель финансового планирования – обеспечение финансовыми ресурсами воспроизводственных процессов в соответствии с прогнозами социально-экономического развития, бизнес-планами.
Расчеты плановых финансовых показателей и составление финансовых планов позволяют определить затраты на производство ВВП на всех уровнях хозяйственной деятельности, а также охарактеризовать все процессы производства, распределения и потребления.
Результатом финансового планирования являются составление и принятие финансовых планов, разработка и утверждение финансовых разделов целевых программ и бизнес-планов.
Финансовый план - это документ, представляющий собой систему взаимоувязанных финансовых показателей, отражающих предусматриваемый объем поступления и использования финансовых ресурсов в плановом периоде.
Объектом финансового планирования является финансовая деятельность хозяйствующих субъектов и государства. Финансовые планы имеют все звенья финансовой системы. Форма финансового плана, состав его показателей отражают специфику соответствующего звена финансовой системы. В частности, хозяйствующие субъекты, функционирующие на коммерческих началах, составляют балансы доходов и расходов; учреждения, осуществляющие некоммерческую деятельность, составляют сметы, а органы государственной власти – бюджеты разных уровней.
Природа рыночного механизма определяет применение в нем прогнозного подхода с элементами планирования. Прогнозные и плановые расчеты базируются на использовании различных методов: экстраполяции, нормативного, математического моделирования, балансового.
Метод экстраполяции заключается в том, что плановые финансовые показатели определяются на основе анализа их динамики за ряд предшествующих периодов и выявления наметившихся тенденций роста или снижения.
Нормативный метод основан на использовании установленных норм и нормативов ( экономических, финансовых, технических и др.).
Метод математического моделирования заключается в построении финансовых моделей, имитирующих течение реальных экономических, социальных и финансовых процессов.
Для согласования направлений использования финансовых ресурсов с источниками их формирования, увязки всех разделов финансовых планов между собой применяется балансовый метод, который можно представить в виде универсальной формулы: Оо+П = Р+О1, где Оо- остаток на начало; П - поступление; Р – расход; О1 – остаток на конец периода.
- Сущность и функции финансов, их роль в решении социально-экономических проблем России.
- Финансовая система рф, ее сферы и звенья.
- Финансовая политика государства. Финансовый механизм как инструмент реализации финансовой политики.
- 4. Управление финансами
- 5. Система государственных органов управления финансами и их функции
- 6. Финансовый контроль: задачи и принципы, виды и методы проведения
- 8. Бюджетная система рф, ее структура и принципы построения.
- 11. Межбюджетные отношения в Российской Федерации и пути их совершенствования.
- 12. Государственные внебюджетные фонды, их виды, место в финансовой системе страны.
- 13. Государственный и муниципальный кредит. Управление государственным долгом рф.
- 14. Страхование в системе финансов Российской Федерации.
- 16.Сущность и функции денег, их виды и особенности. Роль денег в рыночной экономике.
- 17. Денежное обращение: сущность, наличное и безналичное обращение.
- Денежная масса. Закон денежного обращения.
- 19. Денежная система рф
- 20. Инфляция: сущность и виды, причины и формы проявления.
- 21.Антиинфляционная политика в современной России.
- 22. Валютная система.
- 23. Платежный баланс рф.
- 24. Кредит, его функции, роль в рыночной экономике
- 25. Коммерческий и банковский кредит. Принципы банковского кредитования.
- 27.Банковская система Российской Федерации.
- 1 Ур. Банк России
- 2 Ур. Кредитные орг-ии
- 28. Центральный банк Российской Федерации, его основные цели и функции.
- 29. Коммерческие банки и их основные операции.
- 30.Международные кредитно – финансовые организации.
- 36. Основные фонды и другие внеоборотные активы орг, источники их формирования и эффективность использования
- 37 «Амортизация основных фондов и методы ее начисления».
- 38 «Капитальные вложения и источники их финансирования».
- 39. Оборотные средства организации, источники их формирования, эффективность использования.
- 40. Прибыль организации: понятие, виды, порядок формирования, распределения и использования.
- 42. Финансовое планирование в коммерческих организациях.
- 43. Анализ финансового состояния организации: задачи, методы, виды, последовательность, информационная база.
- 44. Анализ финансовой устойчивости, ликвидности и платежеспособности организации
- 45. Несостоятельность (банкротство) организации финансово правовой аспект.
- 48. Цена и структура капитала
- 49. Дивидендная политика организации (предприятия)
- Формирование эффективной дивидендной политики
- Группы факторов, определяющих дивидендную политику
- Этапы разработки механизма распределения прибыли в соответствии с избранным типом дивидендной политики
- 50. Политика привлечения организацией (предприятием) заемных средств. Эффект финансового рычага.
- 51. Эффект производственного (операционного) рычага, точка безубыточности, запас финансовой прочности организации.
- Финансовый рычаг
- 58. Управление портфелем ценных бумаг. Стратегия и тактика.
- 59. Финансовая аренда (лизинг) : основные понятия и варианты применения
- 60. Управление инвестициями. Методы оценки инвестиционных проектов.
- 1. Если проект новый.
- 2. Если проект не новый.