Совокупный спрос: понятие и факторы. Эффект храповика.
Совокупный спрос представляет собой сумму всех расходов на конечные товары и услуги, произведенные в экономике. Он отражает связь между объемом совокупного выпуска, на который предъявлен спрос экономическими агентами, и общим уровнем цен в экономике.
При отсутствии ограничений со стороны производства, а также при отсутствии сильной инфляции, рост совокупного спроса стимулирует увеличение объема выпуска и занятости, оказывая незначительное влияние на уровень цен. Такое воздействие на экономику в период кризиса 30-х годов оказала государственная политика стимулирования совокупного спроса в США.
Если экономика близка к состоянию полной занятости, то рост совокупного спроса вызовет не столько увеличение объема выпуска (так как практически все мощности уже задействованы), сколько рост цен.
В структуре совокупного спроса можно выделить:
1) спрос на потребительские товары и услуги;
2) спрос на инвестиционные товары;
3) спрос на товары и услуги со стороны государства;
4) спрос на наш экспорт со стороны иностранцев.
Одни компоненты совокупного спроса относительно стабильны, изменяются медленно, например, потребительские расходы. Другие - более динамичны, например, инвестиционные расходы, их изменения вызывают колебания экономической активности.
Кривая совокупного спроса AD показывает количество товаров и услуг, которое потребители готовы приобрести при каждом возможном уровне цен. Она дает такие комбинации объема выпуска и общего уровня цен в экономике, при которых товарный и денежный рынки находятся в равновесии.
Движение вдоль кривой AD отражает изменение совокупного спроса в зависимости от динамики общего уровня цен. Наиболее простое выражение этой зависимости можно получить из уравнения количественной теории денег: MV = PY, отсюда P = MV/Y или Y = MV/P, где P – уровень цен в экономике (индекс цен), Y – реальный объем выпуска, на который предъявлен спрос, М – количество денег в экономике, V – скорость обращения денег.
Отрицательный наклон кривой AD объясняется следующим образом: чем выше уровень цен Р, тем меньше реальные запасы денежных средств, — (кривая AD строится при условии фиксированного предложения денег М и скорости их обращения V), а следовательно, меньше и количество товаров и услуг, на которые предъявлен спрос Y.
Обратная зависимость между величиной совокупного спроса и уровнем цен объясняется также эффектом процентной ставки, эффектом богатства, эффектом импортных закупок. Например, рост цен увеличивает спрос на деньги. При неизменном предложении денег рост спроса на них увеличивает процентную ставку, что сокращает расходы экономических агентов, связанные с получением кредита, а, значит, снижает объем совокупного спроса. Рост цен снижает также реальную покупательную способность накопленных финансовых активов с фиксированной стоимостью (облигации, срочные счета), что делает их владельцев беднее и побуждает к сокращению расходов. Рост цен внутри страны при стабильных ценах на импорт перекладывает часть спроса с внутренних товаров на импортные и сокращает экспорт, что также снижает совокупный спрос в экономике.
К неценовым факторам, влияющим на совокупный спрос, относится все, что воздействует на потребительские расходы домашних хозяйств, инвестиционные расходы фирм, государственные расходы, чистый экспорт: благосостояние потребителей, их ожидания, налоги, процентные ставки, субсидии и льготные кредиты инвесторам, колебания валютных курсов, условия на внешних рынках и т.д. Уравнение количественной теории денег также дает два неценовых фактора совокупного спроса: предложение денег М и скорость их обращения V. Изменение неценовых факторов отражается на графике сдвигом кривой AD. Например, увеличение предложения денег (или скорости их обращения) и соответствующий рост платежеспособного спроса в экономике отразится на графике сдвигом кривой AD вправо (рис. 4.1.), а снижение спроса на нефть на мировом рынке и соответствующее сокращение экспорта отразится графически сдвигом AD влево (рис. 4.2.).
Часто непосредственное воздействие какого-либо неценового фактора на совокупный спрос оказывается не единственным, и для оценки итогового эффекта требуется дополнительный анализ. Так, увеличение государственных расходов непосредственно ведет к росту совокупного спроса. Но финансируя эти расходы через продажу облигаций, государство забирает часть ресурсов с денежного рынка, что при неизменном общем предложении денег в экономике и спросе на них со стороны частного сектора увеличивает ставку процента. Это, в свою очередь, затрудняет инвестиционную деятельность частного сектора, покупку дорогостоящих товаров потребителями и т.д., то есть сокращает компоненты совокупного спроса.
Эффект храповика:
При первоначальном совокупном спросе AD0 точке равновесия Е0 соответствует объем производства Y* и уровень цен Р0. При уменьшении совокупного спроса до уровня AD1 равновесие должно было бы переместиться в точку Е1 которой соответствует объем производств Y1 и уровень цен Р1., Но этого в реальной экономике не происходит, так как уровень цен, как правило, не снижается. Равновесная ситуация устанавливается в точке Е2. Цена остается на прежнем уровне, а объем производства падает до уровня Y2 т. е. больше, чем если бы равновесие устанавливалось традиционным путем. Линия совокупного предложения поднимается вверх и устанавливается на уровне P0E2Y2..
Такое "поведение" цен и кривой совокупного предложения объясняется ценовой инертностью затрат на производство продукции. Предприниматель заключает договора на поставку сырья, аренду помещений и оборудования, оплату рабочей силы по определенным ценам, которые он не может изменить произвольно в сторону уменьшения. Поэтому даже при снизившемся совокупном спросе он вынужден предлагать свою продукцию по тем ценам, которые установились первоначально, и, чтобы не оказаться в убытке, резко снижает объем производства.
- Предмет макроэкономики. Микро- и макроэкономика. Макроэкономическая политика. Макроэкономические модели. Внешние и внутренние переменные. Запасы и потоки. Ex post. Ex ante
- Модель круговых потоков. Модель «закрытой» и «открытой» экономики. «Утечки» и «инъекции». Общие условия макроэкономического равновесия.
- Совокупный спрос: понятие и факторы. Эффект храповика.
- Совокупное предложение: классическая и кейнсианская модели. Особенности взаимодействия ad и as.
- Понятие шока. Шок спроса и шок предложения. Стабилизационная политика.
- Потребление и сбережения: понятие, мотивы, факторы, функции.
- Инвестиции: понятие, мотивы, факторы, функции.
- Модель «Крест Кейнса». Функция чистого экспорта. Понятие мультипликатора.
- Парадокс бережливости. Взаимосвязь модели ad – as и креста Кейнса. Инфляционный и рецессионный разрыв.
- Понятие, виды, цели и инструменты бнп. Эффект мультипликатора государственных расходов.
- Мультипликатор налогов. Мультипликатор сбалансированного бюджета. Сравнительная эффективность изменения g и t.
- Дискреционная и недискреционная фискальная политика. Бюджетные дефициты и излишки. Встроенные стабилизаторы экономики. Способы финансирования дефицита государственного бюджета.
- Деньги: понятие, функции, агрегаты. Классическая теория спроса на деньги.
- Кейнсианская теория спроса на деньги. Уравнение Фишера. Портфельный подход к спросу на деньги.
- Модель предложения денег. Денежный мультипликатор. Равновесие на денежном рынке.
- Коэффициент 1/rr — называется банковским мультипликатором, или мультипликатором денежной экспансии.
- Понятие и основные цели кдп. Промежуточные цели кдп: понятие, причины использования и критерии отбора. Стабилизация ad и промежуточные цели. Правила кдп
- Номинальная процентная ставка как промежуточная цель кдп.
- Денежная масса как промежуточная цель кдп.
- Номинальный доход в качестве промежуточной цели кдп.
- Условия равновесия на товарном и денежном рынках по классической и кейнсианской моделям. Сдвиг кривой is при изменении государственных расходов и инвестиционного спроса.
- 21. Влияние изменения дохода на спрос на деньги и процентную ставку при фиксированном предложении денег. Изменение равновесия двух рынков при изменении уровня цен на товарном рынке.
- 22. Эффект изменения государственных расходов на равновесие двух рынков.
- Влияние фискальной экспансии на объем выпуска и уровень цен.
- 24. Изменение равновесия товарного и денежного рынков при увеличении предложения денег. Ликвидная ловушка. Грубая форма монетаризма. Инвестиционная ловушка.
- 25. Причины возникновения и факторы развития инфляции. Социально-экономические последствия инфляции.
- 26. Взаимосвязь инфляции и безработицы. Антиинфляционная политика.
- Динамическая модель ad-as как инструмент анализа инфляционных процессов.
- 28. Историко-социологическая концепция у. Ростоу. Модель Домара.
- Модель Харрода.
- Модель экономического роста Солоу.
- Проблемы осуществления стабилизационной политики. Активная и пассивная политика. Модель общественного выбора.
- Политика твёрдого курса и произвольная макроэкономическая политика. Противоречивость целей макроэкономического регулирования и проблема координации бнп и кдп.
- 35. Воздействие макроэкономической политики на динамику равновесного реального валютного курса. Сравнительная эффективность режимов гибкого и фиксированного валютного курса.
- Влияние кдп и бнп на платёжный баланс. Модель внутреннего и внешнего равновесия в условиях фиксированного обменного курса.
- Экономическая политика в условиях плавающего обменного курса. Факторы, осложняющее проведение эффективной экономической политики.
- 39. Понятие и факторы современного экономического роста (по гайдару)
- 40. Государственный сектор в смешанной экономике.