Нефтегазовые доходы федерального бюджета
По данным Минфина России средняя цена на нефть марки Urals достигла в феврале 2011 г. уровня 101,3 долл. за барр. (в январе она составляла 93,8 долл.). Продолжающийся рост цен на нефть дает основание предполагать, что среднегодовая цена на Urals существенно превысит уровень 75 долл. за барр., из которого рассчитывались показатели федерального бюджета на текущий год.
Соответственно, Правительство должно решить, как использовать возникающие дополнительные доходы бюджета.
1. Какие дополнительные нефтегазовые доходы возникают?
Главными факторами, определяющими объем нефтегазовых доходов бюджета, являются уровень экспортных цен на нефть и газ, и курс рубля, сопутствующими факторами — объемы налогооблагаемой добычи и экспорта энергоносителей, ставки экспортных пошлин и НДПИ.
По оценке ИКСИ, в рамках сценарных условий 2011—2013 гг. изменение экспортной цены нефти Urals на один долл. приводит к увеличению/снижению нефтегазовых доходов бюджета на 60-68 млрд. руб. (см. таблицу). В свою очередь, изменение стоимости доллара на один рубль приводит к увеличению/сокращению нефтегазовых доходов на 132-158 млрд. руб.
Так, например, федеральный бюджет станет в 2011 г. бездефицитным при цене на нефть 105 долл. за барр. и среднегодовом курсе 29,3 руб. за долл., дополнительные доходы бюджета при этом составят 1,8 трлн. руб. В случае, если курс рубля продолжит рост и составит в среднем за год 26 руб. за долл., а среднегодовая цена нефть — 100 долл. за барр., федеральный бюджет получит в 2011 г. дополнительные нефтегазовые доходы в сумме более 0,9 трлн. руб. (дефицит федерального бюджета при этом снизится до 0,9 трлн. руб.).
2. Что делать с дополнительными доходами?
Министр финансов А. Кудрин предлагает «запретить» в 2011 г. использование дополнительных нефтегазовых доходов, направив их на снижение размера дефицита федерального бюджета и на пополнение Резервного фонда РФ (700-750 млрд. рублей). Иначе говоря, он хочет возобновить проводившуюся в 2004—2008 гг. политику складывания нефтегазовых доходов в «кубышку» путем их инвестирования в иностранные «первоклассные» финансовые активы.
Использование дополнительных доходов бюджета в формате резервирования «на черный день» имело бы под собой какое-то основание, если бы к настоящему моменту были полностью обеспечены источниками финансирования все задачи текущего и перспективного развития экономии и государства в целом.
Однако решение большинства задач развития, в частности перехода на инновационную модель экономики, осложнено в первую очередь отсутствием у экономических субъектов собственных финансовых ресурсов, высокой стоимостью заемных средств и недостаточностью поддержки со стороны государства инвестиционных процессов.
Например, объем инвестиций в основной капитал в России в 2010 г. составил 9,11 трлн. руб. (около 300 млрд. долл.), или 20,5% ВВП. При этом объем финансирования из федерального бюджета ФАИП (без оборонного заказа) составил 0,34 трлн. руб., что составило лишь 62,2% от плана. Для сравнения, в Китае в 2010 г. объем инвестиций в основные фонды составил 4,2 трлн. долл. или 69,8% ВВП. В 2011 г. расходы федерального правительства на стимулирование экономического развития запланированы в размере 1,7 трлн. руб., или 3,4% ВВП (раздел «Национальная экономика» федерального бюджета), в частности 0,7 трлн. в рамках ФАИП (без оборонного заказа). Такой объем финансирования явно недостаточен для обеспечения ускорения экономического роста.
Учитывая это, представляется целесообразным отказаться от накопления резервов и направить дополнительные доходы федерального бюджета, возникающие в связи с ростом мировых цен на энергоносители, на стимулирование инвестиционной активности экономических субъектов.
Формы стимулирования могут быть разные, например:
— создание за счет дополнительных доходов специального государственного фонда, осуществляющего софинансирование отобранных на конкурсной основе инновационных проектов;
— предоставление инвесторам налоговых и таможенных льгот, при этом «выпадающие» доходы федерального бюджета будут компенсироваться дополнительными нефтегазовыми доходами.
- Типы финансовой политики
- Финансовый механизм: понятие, составные элементы
- 9. Сущность и методы управления финансами.
- 10. Система государственных органов управления
- 11. Необходимость, содержание и задачи финансового контроля
- 12. Виды, формы и методы проведения финансового контроля
- 13. Система государственного финансового контроля
- 14. Внутрифирменный финансовый контроль
- 15. Аудиторский (независимый) финансовый контроль
- 16. Принципы организации и государственное регулирование финансов
- 18. Прибыль и рентабельность коммерческой организации
- 19. Оборотный капитал коммерческой организации
- Классификация коммерческих организаций по организационно-правовой форме в рф
- Амортизационная политика. Переоценка основных фондов
- 21. Организация расчетов на предприятии
- 1. Расчеты платежными поручениями.
- 2. Расчеты аккредитивами.
- 3. Расчеты чеками.
- 4. Расчеты по инкассо.
- Финансовое планирование на предприятии
- Управление финансами коммерческих организаций
- Государственный бюджет и его роль в социально-экономическом развитии страны
- Бюджетное устройство Российской Федерации
- Принципы построения бюджетной системы
- 4. Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов.
- Бюджетная классификация
- Межбюджетные отношения. Формы бюджетного регулирования
- Бюджетный механизм регулирования воспроизводственных процессов. Формы и методы бюджетного регулирования
- Реформирование межбюджетных отношений
- Бюджетный процесс
- Бюджетный дефицит и источники его финансирования
- 35. Доходы и расходы федерального бюджета Доходы и расходы федерального бюджета
- Нефтегазовые доходы федерального бюджета
- Резервный фонд и Фонд будущих поколений
- 37. Внебюджетные фонды.
- 41. Классификация и виды страхования
- 42. Сущность, функции и роль кредита в развитии экономики
- Формы кредита. Особенности и основные виды банковского кредита
- 44. Кредитная система Российской Федерации: понятие и структура
- Коммерческий кредит. Вексельный оборот
- Необходимость и сущность государственного кредита
- 49. Формы государственного кредита и классификация государственных займов
- Классификация государственных займов
- Управление государственным долгом: принципы и методы
- Банковская система: принципы ее организации
- Центральный банк Российской Федерации, его юридический статус, цели, задачи и функции
- Юридический статус Центрального банка
- 53. Коммерческие банки и основные виды их деятельности
- Рынок ценных бумаг, его роль в экономике
- 56. Роль финансов в развитии международных экономических отношений
- Международные кредитно-финансовые организации