logo search
госы Боронин

33.Выезная налоговая проверка ее назначение, порядок планирования, проведения и реализация материалов.

Порядок проведения выездной налоговой проверки, а также требования к документам, принимаемым налоговым органом, определены в ст. 89 НК РФ.

Выездная налоговая проверка бывает:

- Комплексная или выборочная (при комплексной проверке налоговики проверяют правильность ваших расчетов с бюджетом по всем налогам, а при выборочной проверке — по какому-то одному или нескольких налогов).

- Встречная (это проверка операций друг с другом двух и более фирм).

- Плановая и внеплановая (если налоговики предупредили вас о предстоящей проверке заранее, значит, эта проверка плановая. С внеплановыми проверками все иначе - налоговые инспекторы появляются без предупреждения, например когда они опасаются, что нужные документы будут уничтожены или по информации от других контролирующих служб наличия фактов нарушения налогового законодательства).

Проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. Решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации, по месту жительства физического лица или по месту учета организации в качестве крупнейшего налогоплательщика (п. 2 ст. 89 НК РФ).

Решение должно содержать следующие сведения:

- полное и сокращенное наименования либо Ф.И.О. налогоплательщика;

- предмет проверки, то есть налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежат проверке;

- периоды, за которые она проводится;

- должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается ее проведение.

Проверка может проводиться по одному или нескольким налогам (п. 3 ст. 89 НК РФ).

Период проверки: до 3 лет, предшествующих году, в котором вынесено соответствующее решение.

Кол-во проверок: Две и более выездные проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период налоговики проводить не вправе (п. 5 ст. 89 НК РФ). Также в отношении одного налогоплательщика нельзя проводить более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года, за исключением случаев принятия решения руководителем ФНС о необходимости проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика сверх указанного ограничения (например при реорганизации, ликвидация).

Срок проведения выездной налоговой проверки. она не может продолжаться более двух месяцев. Срок может быть продлен до четырех, а в исключительных случаях - до шести месяцев. Основаниями для этого могут являться:

- проведение проверок налогоплательщика, отнесенного к категории крупнейших;

- получение в ходе проверки информации от правоохранительных, контролирующих органов либо из иных источников, свидетельствующей о наличии у проверяемого нарушений законодательства о налогах и сборах и требующей дополнительной проверки;

- наличие форс-мажорных обстоятельств (затопление, наводнение, пожар и др.) на территории, где проводится проверка;

- непредставление проверяемым лицом в установленный в соответствии с п. 3 ст. 93 НК РФ срок документов (в течение 10 дней со дня получения соответствующего требования), необходимых для проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки;

- иные обстоятельства (например, длительность проверяемого периода, объем проверяемых и анализируемых документов и др.).

Для продления срока проверки налоговики направляют в вышестоящий налоговый орган мотивированный запрос.

Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о ее назначении и до дня составления справки о ее проведении (п. 8 ст. 89 НК РФ).

Выездная проверка филиалов и представительств. Налоговый орган вправе осуществлять выездную проверку деятельности филиалов и представительств налогоплательщика (п. 7 ст. 89 НК РФ). Они могут проверяться в рамках общей выездной проверки налогоплательщика и самостоятельно. При этом их самостоятельную выездную проверку налоговый орган может проводить только по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты региональных и (или) местных налогов. Также в отношении их нельзя проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период. Как и недопустимо проведение более двух проверок филиала или представительства в течение одного календарного года. Срок самостоятельной проверки филиала, представительства не может превышать один месяц, и возможности его продления Налоговый кодекс не предусматривает.

Приостановление проведения проверки. Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа имеет право приостановить проверку для:

- истребования документов (информации);

- получения информации от иностранных государственных органов;

- проведения экспертиз;

- перевода на русский язык документов.

Общий срок приостановления проверки не может превышать шести месяцев.

Повторная выездная проверка может проводиться:

- вышестоящим налоговым органом - в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку.

- налоговым органом, ранее проводившим проверку, на основании решения его руководителя (заместителя руководителя) - в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного (в данном случае проверяется период, за который представлена "уточненка").

Выездная проверка в связи с реорганизацией или ликвидацией организации. Данная проверка может проводиться независимо от времени и предмета предыдущей проверки за период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о ее проведении.

Мероприятия проводимые в ходе проверки:

- допрос свидетелей. Оформляется протоколом допроса свидетеля;

- осмотр помещений и территорий налогоплательщика, инвентаризацию имущества;

- истребование документов у налогоплательщика, налоговики не вправе повторно требовать те документы, которые ранее уже представлялись в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок данного лица;

- встречные проверки. Подразумевают под собой истребование документов у контрагента налогоплательщика относительно их взаимоотношений;

- выемка документов;

- экспертиза документов.

Оформление результатов проверки. В последний день проведения выездной налоговой проверки проверяющие обязаны составить справку по выездной проверке.

В течение двух месяцев со дня составления справки налоговым органом должен быть составлен акт налоговой проверки. Он подписывается лицами, проводившими проверку, и проверяемым лицом (его представителем). Если в ходе проверки выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, к акту прилагаются документы, подтверждающие данные факты. При этом документы, полученные от проверяемого лица, к акту не прилагаются. Данный акт должен быть вручен в течение пяти дней с даты его оформления проверяемому лицу (его представителю) под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения. В случае несогласия с фактами, выводами и предложениями, изложенными в акте проверки, проверяемое лицо вправе в течение 15 дней со дня его получения представить в налоговый орган письменное возражение по указанному акту в целом или по его отдельным положениям с приложением документов (их заверенных копий), подтверждающих обоснованность возражений (п. 6 ст. 100 НК РФ).