logo search
госы Боронин

38. Профессиональные риски в налоговом консультировании и их разделение между участниками процесса.

Налоговое консультирование-это квалифицированная помощь по различным налоговым вопросам, предоставляемая профессиональными консультантами. Консультирование - это деятельность независимых от налоговых органов субъектов по разработке рекомендаций, составлению документов, представительству, осуществляемая в интересах налогоплательщиков. Таким образом консультационные услуги – это особый вид услуг: совет, рекомендация, анализ, оценка, прогноз, справка и т.п. в предметной области интересов (проблем) клиента. Основой их служат предоставление информации в различных формах (письменной, устной и пр.), а главной особенностью является то, что эта информация может относиться к любой из сфер деятельности предприятия.

Под налоговым риском понимается опасность для субъекта налоговых правоотношений понести финансовые и иные потери, связанные с процессом налогообложения.

Необходимо разграничивать понятие налогового риска для налогоплательщиков, налоговых консультантов, и других субъектов налоговых правоотношений, представляющих интересы государства. Причем для каждого из них он будет иметь различные формы проявления.

Те виды налоговых рисков, которые могут быть оценены в де­нежном выражении, целесообразно относить к финансовым рис­кам. Кроме того, налоговые отношения являют­ся частью финансовых отношений. Финансо­вый риск это риск, обусловленный соотношением собственных и заемных средств (повышение издержек по обслуживанию капитала, потеря денежных средств).

Исходя из факторов, определяющих финансовые риски, полагают, что «приня­то выделять систематический и несистематический риски». Сис­тематический риск, обусловлен действием много­образных, общих для всех хозяйствующих субъектов факторов. Несистематический риск обусловлен действием факторов, полно­стью зависящих от деятельности самого хозяйствующего субъек­та.

Налоговые риски организаций-налогоплательщиков имеют денежное выражение и влекут за собой повышение издержек по обслуживанию капитала организации, поэтому данный вид нало­говых рисков может быть отнесен к финансовым.

Налоговые риски могут быть допустимы­ми, критическими и катастрофическими. Так, примером катастро­фического налогового риска для хозяйствующего субъекта явля­ется предъявление штрафных санкций, с суммой налога представляющих угрозу платежеспособности орга­низации-налогоплательщика.

Если все же проклассифицировать налого­вые риски исходя из вышеизложенного подхода, то для организа­ции-налогоплательщика могут существовать обе группы рисков: внешние могут возникать по причинам измене­ний в условиях налогообложения со стороны государства, внутренние - по причинам неэффективной налоговой политики самого хозяйствующего субъекта.

С точки зрения практики можно вы­делить несколько видов налоговых рисков, существенно отличаю­щихся своей спецификой. Это риски налогового контроля, риски усиления налогового бремени, риски уголовного преследования налогового характера. К рискам налогового контроля можно отнести риски аннулирования лицензий и лик­видации организации по искам налоговых органов, а также риски определения суммы налогов расчетным путем налоговыми орга­нами.

Риски усиления на­логового бремени свойственны экономическим проектам длитель­ного характера. К таким рискам он относит появление новых на­логов и рост ставок уже существующих налогов, отмену налого­вых льгот.

Риски уголовного преследования обусловлены тем, что для ру­ководителей организаций-налогоплательщиков, нарушающих на­логовое законодательство, существует вероятность возбуждения уголовного дела и привлечения к административной и уголовной ответственности

Однако само по себе воз­буждение уголовного дела в отношении руководителя компании является реальной серьезной проблемой, которая несет в себе ощутимые риски, связанные с ухудшением условий реализации различных видов проектов. Такие риски могут иметь непосредст­венную стоимостную оценку и, следовательно, относиться к фи­нансовым рискам в отличие от рисков, непосредственно связан­ных с уголовным преследованием руководителя, стоимостная оценка которых весьма затруднена.

Помимо перечисленных выше, существует ряд маловероятных специфических налоговых рисков, не вполне поддающихся клас­сификации, негативное воздействие которых, тем не менее, может быть достаточно ощутимым.

Обобщим рассмотренные нами классификационные признаки в отношении налоговых рисков и представим их следующую клас­сификацию:

  1. По субъектам, несущим налоговые риски: налоговые риски налогоплательщиков, налоговых консультантов, взаимозависимых лиц. В дальнейшем можно осуществлять детализацию риска налогоплательщиков для юридических и физических лиц, а государства - для различных законодательных и исполнительных органов власти, участвующих в процессе налогообложения.

  2. Исходя из факторов, определяющих финансовые риски: внеш­ние и внутренние.

  3. По объекту связи с другими видами рисков: риском упущен­ ной выгоды, риском потерь материальных и нематериальных ценностей, риском неплатежеспособности, инвестиционным и др.

  4. По виду последствий: риски налогового контроля, риски уси­ления налогового бремени (увеличения налоговой нагрузки орга­низации), риски уголовного преследования налогового характера.

  5. По величине возможных потерь: допустимые риски, критиче­ские и катастрофические.

Что касается профессиональных рисков налогового консультанта, то его деятельность должна быть обязательно застрахована от профессиональных рисков, что подтверждается индивидуальным договором страхования предоставляемых им услуг и квалификационным аттестатом выданным Палатой налоговых консультантов. Налоговый консультант несет ответственностью за нарушение норм профессиональной этики, согласно « Нормам профессиональной этики Палаты налоговых консультантов» и по решению Третейского суда Палаты налоговых консультантов может быть исключен из членов палаты.

39 Профессиональные объединения как фактор саморегулирования и развития деятельности налоговых консультантов. Роль палаты налоговых консультантов России и иных профессиональных объединений в развитии деятельности по налоговому консультированию.

Регулирование деятельности в сфере налогового консультирования осуществляется либо на государственном уровне, либо на уровне саморегулирующей организаций, деятельность которых устанавливается законодательно.

Введение в действие первой части НК РФ, которая установила правила взаимоотношений налоговых органов и налогоплательщиков, привело к осознанию необходимости профессиональной подготовки специалистов именно по налоговому консультированию. Приказом МНС РФ от 25 августа 1999 г. № АП-3-15/278 "О создании Центральной комиссии по налоговому консультированию Министерства Российской Федерации по налогам и сборам" предусматривает создание Центральной комиссии по налоговому консультированию МНС России (далее - ЦКНК). Комиссия создана в целях координации работы системы налоговых органов в области подготовки и аттестации налоговых консультантов, аккредитации налоговых консультационных пунктов, уполномоченных учебных центров, средств массовой информации, для обеспечения высокого уровня налогового консультирования. Это послужило толчком к развитию налогового консультирования как отдельного вида деятельности.

Полагаясь на опыт зарубежных стран, в тех странах, где оказание услуги налогового консультирования не регулируется государством, эту функцию регулирования услуг берут на себя саморегулируемые организации.

Саморегулирующими организациями признаются созданные в целях саморегулирования добровольные объединения субъектов предпринимательской деятельности по признаку единства сферы профессиональной деятельности и функционирующие на принципах некоммерческой организации.

Для целей регулирования профессиональной деятельности у Саморегулируемой организации должно быть наличие опубликованных правил деятельности и стандартов профессиональной деятельности, обязательных для выполнения всеми участниками саморегулирующей организации; наличие у саморегулирующей организации механизмов обеспечения ответственности ее участников за соблюдение указанных правил и стандартов; наличие органов, осуществляющих контроль выполнения правил и стандартов предпринимательской или профессиональной деятельности участниками саморегулируемой организации мер ответственности. Дополнительно обеспечивает имущественную ответственность своих членов перед потребителями.

Ключевым направлением развития СРО являются программы поддержки и развития профессионального образования, как повышение профессионального уровня специалистов в сфере налогообложения, внедрение механизма оценки качества профессионального образования, создание системы независимой сертификации и присвоения профессиональной квалификации невозможно без подтверждения статуса СРО.

Палата налоговых консультантов сегодня с юридической точки зрения не является СРО, но по ряду признаков и выполняемым функциям подходит под требования законодательства «О саморегулировании» (Важное отличие любой СРО от некоммерческой организации – не защита прав и интересов членов СРО, а обеспечение добросовестного осуществления ими своих прав и обязанностей.

Палатой разработаны:

-основные нормы профессиональной этики,

-стандарты деятельности по налоговому консультированию:

1. Оказание консультационных услуг по вопросам применения законодательства о налогах и сборах

2. Налоговое планирование

3. Ведение и проверка правильности ведения налогового учета

4. Составление налоговой отчетности юридических и физических лиц

5. Оказание консультационных услуг по вопросам налогообложения во время мероприятий налогового контроля

6. Представительство интересов налогоплательщика в ходе досудебного урегулирования налогового спора

7. Представление интересов налогоплательщика в судебных органах

Роль палаты налоговых консультантов заключается в обеспечение добросовестного осуществления профессиональной деятельности в сфере налогового консультирования ее членами, а также установление и поддержание профессиональных стандартов. Саморегулирование предполагает добровольный контроль за качеством оказываемых услуг в сфере налогообложения, основанный не столько на силе закона, сколько на правилах и стандартах, установленных самим профессиональным сообществом. Это будет способствовать формированию организованного профессионального рынка в сфере налогового консультирования.

Включение СРО в треугольник отношений налоговый орган – налоговый консультант - налогоплательщик позволяет отчасти сгладить существующие противоречия, наладить систему обратной связи, будет способствовать наиболее эффективному взаимодействию участников.